Родительское собрание на тему :"Психолого -Педагогическая готовность к школе. Кризис 7 лет."
классный час (подготовительная группа)

Носур Надежда Леонидовна

Цель: формирование у родителей знаний о психолого-педагогических

особенностях детей семилетнего возраста.

Задачи:

- ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-ми летнего

возраста в кризисный период

- привлечь внимание родителей к возможности конструктивного разрешения

конфликтов в процессе общения с детьми первоклассниками;

- определить некоторые подходы взаимодействия с ребенком в процессе

общения с учетом индивидуальных особенностей первоклассников.

Материалы и оборудование:

-Ноутбук, экран, мультимедийный проектор;

- Листы бумаги, авторучки, фломастеры разных цветов;

- Анкеты, памятки и практические рекомендации для родителей.

Ход занятия:

- Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами будем говорить о

важнейших особенностях развития семилетнего ребенка. Полученные знания

помогут Вам лучше понять и почувствовать своего ребенка.

Кризис семи лет

Кризис - это перелом, противоречие, столкновение через которые человек

проходит в течение всей своей жизни.

О кризисах необходимо знать, для того чтобы лучше понять и помочь

ребенку в преодолении трудностей при переходе от дошкольного детства к

школьному.

Кризисы – это движущая сила психического развития. Существуют кризисы

новорожденности, трех лет, семи лет и 13 лет (подростковый).

Протекание каждого кризиса у детей происходит по-разному: у кого-то он

начинается рано, у кого-то чуть позже, ведь все дети по-разному

развиваются.

Кризисы у каждого ребенка протекают по разному, в соответствии с его

возрастными, индивидуальными, физиологическими, психологическими

особенностями.

Кроме того, кризис появляется когда:

- меняется у детей рост, происходит смена зубов;

- меняется у детей образ жизни. Например, год назад они в основном играли,

рисовали, был свободный режим. А сейчас у них определенный режим дня,

появилась учебная деятельность, родители и воспитатели стали строгими.

Некоторые отрицательные черты (упрямство, конфликтность, непослушание

и т.д.) могут закрепиться при неблагоприятном исходе.

Возможные неблагоприятные последствия во время протекания кризиса 7

лет:

- нежелание учиться;

- нежелание посещать школу;

- низкая успеваемость;

- проблемы в общении со сверстниками;

- закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной

самооценкой;

- невроз.

Как же действовать в такой кризисный период родителям и взрослым,

которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка?

Уважаемые родители, для Вас я приготовила задачи, постарайтесь

сформулировать возможные пути налаживания отношений в кризисный период.

1 задача. Ребенок отказывается выполнять домашнюю работу, говоря, что

ему это не нравиться. (Действия родителей в этой ситуации.)

2 задача. Ребенок отказывается утром идти в школу. (Действия родителей в

этой ситуации.)

3 задача. Ребенок говорит, что его обижают в школе одноклассники.

(Действия родителей в этой ситуации.)

Теперь послушайте, как предлагают решать эту задачу психологи, с учетом

индивидуально личностных проявлений в данной возрастной категории.

1 задача. Постараться переключить внимание на другой вид деятельности,

спустя некоторое время вернуться к домашнему заданию. Договориться с

ребенком о том, что сейчас он может заняться свободной деятельностью, а

через некоторое время вернуться к выполнению домашнего задания (четко

обговорить время).

2 задача. Уточнить причину отказа. Скорректировать режим дня.

Спланировать вместе с ребенком предстоящие выходные.

3 задача. Уточнить причины данной ситуации. Подключить учителя к

решению данной проблемы. Устроить мероприятие на сплочение коллектива,

прибегнуть к помощи школьного психолога.

А теперь уважаемые родители предлагаю мам продолжить нашу работу

следующим образом. Я, хочу предложить вам сыграть в игру : « Отпусти своего ребенка в мир.»

И в завершении нашей встречи хочу предложить вам тестирование «Готовность ребенка к школе».

Приложение 1

ФИО ребенка_______________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное – 3 балла
Неустойчивое – 2 балла
Подавленное – 1 балл
Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) – 3 балла
Долго не засыпает – 2 балла
Неспокойно – 1 балл
Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да – 1 балл
Нет – 3 балла
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч – 3 балла
1 ч – 1 балл
Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший – 4 балла
Избирательный – 3 балла
Неустойчивый – 2 балла
Плохой – 1 балл
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно – 3 балла
Отрицательно – 1 балл
Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да – 3 балла
Нет, но бывает сухой – 2 балла
Нет и ходит мокрый – 1 балл
Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)
Да – 1 балл
Нет – 3 балла

Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл
Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл
Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Не играет сам – 1 балл
Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно – 2 балла
Трудно – 1 балл
Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно – 2 балла
Трудно – 1 балл
Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко – 3 балла
Тяжело – 1 балл
Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть – 1 балл
Нет – 3 балла.  

 

Подсчитайте кол-во баллов _____________________

 

Прогноз адаптации: готов к поступлению в ДОУ 40-55 баллов; условно готов 24-39 балла; не готов 16-23 балла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Психолого-педагогическая готовность к школе. Кризис 7 лет»

Цель: формирование у родителей знаний о психолого-педагогических

особенностях детей семилетнего возраста.

Задачи:

- ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-ми летнего

возраста в кризисный период

- привлечь внимание родителей к возможности конструктивного разрешения

конфликтов в процессе общения с детьми первоклассниками;

- определить некоторые подходы взаимодействия с ребенком в процессе

общения с учетом индивидуальных особенностей первоклассников.

Материалы и оборудование:

-Ноутбук, экран, мультимедийный проектор;

- Листы бумаги, авторучки, фломастеры разных цветов;

- Анкеты, памятки и практические рекомендации для родителей.

Ход занятия:

- Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами будем говорить о

важнейших особенностях развития семилетнего ребенка. Полученные знания

помогут Вам лучше понять и почувствовать своего ребенка.

Кризис семи лет

Кризис - это перелом, противоречие, столкновение через которые человек

проходит в течение всей своей жизни.

О кризисах необходимо знать, для того чтобы лучше понять и помочь

ребенку в преодолении трудностей при переходе от дошкольного детства к

школьному.

Кризисы – это движущая сила психического развития. Существуют кризисы

новорожденности, трех лет, семи лет и 13 лет (подростковый).

Протекание каждого кризиса у детей происходит по-разному: у кого-то он

начинается рано, у кого-то чуть позже, ведь все дети по-разному

развиваются.

Кризисы у каждого ребенка протекают по разному, в соответствии с его

возрастными, индивидуальными, физиологическими, психологическими

особенностями.

Кроме того, кризис появляется когда:

- меняется у детей рост, происходит смена зубов;

- меняется у детей образ жизни. Например, год назад они в основном играли,

рисовали, был свободный режим. А сейчас у них определенный режим дня,

появилась учебная деятельность, родители и воспитатели стали строгими.

Некоторые отрицательные черты (упрямство, конфликтность, непослушание

и т.д.) могут закрепиться при неблагоприятном исходе.

Возможные неблагоприятные последствия во время протекания кризиса 7

лет:

- нежелание учиться;

- нежелание посещать школу;

- низкая успеваемость;

- проблемы в общении со сверстниками;

- закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной

самооценкой;

- невроз.

Как же действовать в такой кризисный период родителям и взрослым,

которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка?

Уважаемые родители, для Вас я приготовила задачи, постарайтесь

сформулировать возможные пути налаживания отношений в кризисный период.

1 задача. Ребенок отказывается выполнять домашнюю работу, говоря, что

ему это не нравиться. (Действия родителей в этой ситуации.)

2 задача. Ребенок отказывается утром идти в школу. (Действия родителей в

этой ситуации.)

3 задача. Ребенок говорит, что его обижают в школе одноклассники.

(Действия родителей в этой ситуации.)

Теперь послушайте, как предлагают решать эту задачу психологи, с учетом

индивидуально личностных проявлений в данной возрастной категории.

1 задача. Постараться переключить внимание на другой вид деятельности,

спустя некоторое время вернуться к домашнему заданию. Договориться с

ребенком о том, что сейчас он может заняться свободной деятельностью, а

через некоторое время вернуться к выполнению домашнего задания (четко

обговорить время).

2 задача. Уточнить причину отказа. Скорректировать режим дня.

Спланировать вместе с ребенком предстоящие выходные.

3 задача. Уточнить причины данной ситуации. Подключить учителя к

решению данной проблемы. Устроить мероприятие на сплочение коллектива,

прибегнуть к помощи школьного психолога.

А теперь уважаемые родители предлагаю мам продолжить нашу работу

следующим образом. Я, хочу предложить вам сыграть в игру : « Отпусти своего ребенка в мир.»

И в завершении нашей встречи хочу предложить вам тестирование «Готовность ребенка к школе».

Приложение 1

ФИО ребенка_______________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное – 3 балла
Неустойчивое – 2 балла
Подавленное – 1 балл
Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) – 3 балла
Долго не засыпает – 2 балла
Неспокойно – 1 балл
Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да – 1 балл
Нет – 3 балла
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч – 3 балла
1 ч – 1 балл
Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший – 4 балла
Избирательный – 3 балла
Неустойчивый – 2 балла
Плохой – 1 балл
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно – 3 балла
Отрицательно – 1 балл
Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да – 3 балла
Нет, но бывает сухой – 2 балла
Нет и ходит мокрый – 1 балл
Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)
Да – 1 балл
Нет – 3 балла

Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл
Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл
Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Не играет сам – 1 балл
Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно – 2 балла
Трудно – 1 балл
Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно – 2 балла
Трудно – 1 балл
Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко – 3 балла
Тяжело – 1 балл
Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть – 1 балл
Нет – 3 балла.  

Подсчитайте кол-во баллов _____________________

Прогноз адаптации: готов к поступлению в ДОУ 40-55 баллов; условно готов 24-39 балла; не готов 16-23 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красива...

Формирование психолого-педагогической готовности к школе у детей подготовительной группы

Данная разработка применяется с целью подготовки детей к поступлению и успешному обучению в школе и оказания помощи родителям в вопросах формирования готовности детей к школьному обучению, может ...

Выступление на родительском собрании на тему: «Формирование психологической готовности у дошкольников к обучению в школе».

Выступление на родительском собрании на тему:«Формирование психологической готовности у дошкольников к обучению в школе». ...

Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность к школе и ее компоненты».

   Есть в истории каждой семьи несколько критических моментов, прерывающих привычное течение времени. Среди них - поступление ребенка в школу. В жизни ребенка начинается новый этап, к...

Родительское собрание для будущих первоклассников "Речевая готовность к школе"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Р...

Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность к школе"

Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность к школе"...

Тема: «Психолого-педагогическая готовность к обучению ребёнка к школе».

Родительское собрание конспект подготовительная группа...