Тема: «Психолого-педагогическая готовность к обучению ребёнка к школе».
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Родительское собрание конспект подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_gruppe_tigryata.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное общеобразовательное учреждение

«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Выступление на родительском собрании

Тема: «Психолого-педагогическая готовность к обучению ребёнка к школе».

Подготовил : педагог-психолог

Рахимбаев М.А

2021

Родительское собрание                                                                                                        по теме: «Психолого-педагогическая готовность к обучению ребёнка к школе».

Цели:

педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в первый класс школы;

 формирование представления о психологической и педагогической готовности к школьному обучению;

знакомство с особенностями адаптации к новым образовательным условиям.

 «Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Что же такое «Готовность к обучению в школе?». Обычно имеется в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребёнка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребёнок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. 

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и состоянием его здоровья. Ребёнок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний; сформированы и укреплены мышц кисти, развиты координации движений пальцев рук, способности управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде. 

Социальная (личностная) готовность детей к обучению в школе. представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми. Стремится установить и сохранить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в ходе общения. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого. Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, и способен достаточно объективно оценить результат. Может дифференцировать, «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослых. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т. п. Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею.»), самоутверждению, признанию.

Портрет ребенка, готового к школьному обучению. 

Мотивы учения. 

Понимает значимость и необходимость обучения в школе, стремится к социальной роли школьника. Стремится к новым знаниям, к получению высокой оценки взрослого.

 Общее развитие. Развитие внимания и памяти: Удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна (или трудна). Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители. Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3-4-кратном повторении. Произвольно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами. Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк. Способен к систематизации и классификации (находит общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов).

Организация деятельности. Воспринимает инструкцию (задание) и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять инструкцию. Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так). Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение 10-15 минут. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых. 

Вводные навыки. Речевое развитие: Правильно произносит звуки родного языка. Может выделить звук в начале, середине и конце слова. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

Имеет навыки счета в пределах 10, решает арифметические задачи на сложение и вычитание. Знает и различает фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

Ориентируется в тетради, книге. Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу (схеме). 

Произвольность регуляции деятельности. Обладает произвольностью внимания, умением сосредоточиться на необходимом; Управляет своим телом: не кривляется, не ползает под столом, когда необходимо, например, сидеть. Умеет вести себя в соответствии с ситуацией. Понимает и принимает правила поведения, необходимость выполнять задания. 

Обучаемость. Понимает и принимает указания и помощь взрослого, исправляет ошибки, воспринимает критические замечания.

Что же означает психологическая готовность ребенка к школе?

Психологическая готовность к обучению ребёнка в школе – готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной деятельности.

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка.  Свойственные дошкольникам- беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. ».  

Так как же должен быть подготовлен ребенок к школе, какими качествами должен обладать, чтобы ему было легко при адаптации и дальнейшей учебе?   Дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. Проводя опрос будущих первоклассников на тему: Почему ты хочешь идти в школу?, я столкнулась с тем, что часть детей хочет пойти в школу совсем не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы как-то изменить свою жизнь, которая их не очень устраивает. Так, среди ответов встречаются следующие: - В школе не надо будет спать днем. - По дороге в школу я буду покупать вкусные пончики. - В школе у меня появятся новые друзья. - Когда я пойду в школу, то меня будут отпускать ездить одну по городу.                                                                                   - Родители мне купят новую форму и тетради.

Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа - это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде. Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Объясню, что это такое. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольки). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них возникают конфликтные отношения с учительницей.

Родители обеспокоены и не понимают в чем дело. Ведь они усиленно готовили ребенка к школе, иногда даже в нескольких подготовительных группах. Но дело в том, что в подготовительных к школе группах с детьми чаще всего проходят программу первого класса. Таким образом, для детей слабого уровня развития повторение материала в первом классе облегчает его усвоение. А для детей среднего и тем более хорошего уровня развития это повторение вызывает скуку, в результате чего пропадает интерес к учению.

Важные компоненты, по которым можно оценить готовность ребенка к школе 1.    Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;                                                

А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.

     

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться.  Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.

Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Причина подобного отношения  к школе, как правило, кроется  в самой системе воспитания ребенка. Нередко  ребенка запугивают школой и потому разумнее всего  сразу сформировать  верное представление о школе,  положительное  отношение к ней, к учителю, к книге.Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.

Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.

2) 2. Волевая готовность ребенка к школе.    Формирование волевой готовности  будущего первоклассника требует серьезного внимания, поскольку  его ждет в школе напряженный труд, от него потребуется  умение делать не только  то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяет ученику выполнять задание (саморегуляция)                                                                                                                            Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение ребенка.   В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:                                    - не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;                                                                - не умеет работать по правилу;                                                                                                - не умеет работать по образцу;                                                                                                                          - нарушает дисциплину.  

Проведенное мною исследование показало, что развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. Так, в основном не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает учитель.      

То же самое относится к нарушению дисциплины. За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности. Из бесед с их родителями выяснилось, что они не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали.  

С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью.  Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины Примерно к семи годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики он учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью. Натренировать произвольность нельзя. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Родители могут помочь детям в развитии самоконтроля через познавательные игры( сделай по образцу, повторять слова за мамой)

2 . Интеллектуальная готовность.  Важно, чтобы ребенок  к школе был умственно развит. Существующие программы, их усвоение потребуют  от ребенка умения  сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные  выводы, потребуют  достаточно развитых  познавательных  процессов. Готовы ли дети  дошкольного возраста к этому?  Исследования показывают , что к старшему дошкольному  возрасту дети  овладевают  некоторыми  рациональными  способами обследования  внешних  свойств  предметов, пользуясь  усвоенной  системой общественно выработанных эталонов. Применение их дает возможность ребенку  дифференцированно  воспринимать, анализировать сложные предметы.  Составную часть психологической готовности  ребенка к школьному обучению  составляет  именно интеллектуальная  готовность.  В это понятие входит как запас знаний и представлений ребенка  об окружающем, так и сформированность его мыслительных  навыков. Однако, главное- это то, как ребенок   ориентирован в окружающем и как он осмысляет  полученные сведения.  

Определенный уровень интеллектуального развития подразумевает владение ребенком простыми операциями обобщения. Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство). 2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает.

Подводя итог сказанному , хочется пожелать вам мудрости , педагогического такта и терпения в воспитании ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический скриннинг готовности к обучению в школе (Н.Семаго, М.Семаго)

Комплексная психолого-педагогическая система оценки готовности детей к обучению в школе. Разработана Н.Семаго и М.Семаго...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...

Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению.

Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый.В ...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...

Родительское собрание на тему :"Психолого -Педагогическая готовность к школе. Кризис 7 лет."

Цель: формирование у родителей знаний о психолого-педагогическихособенностях детей семилетнего возраста.Задачи:- ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-ми летнеговозраста в кризисный...