Опыт сопровождения ребенка с РАС специалистами ДОУ в условиях точечной инклюзии
статья по коррекционной педагогике

Зверева Ирина Валерьевна

Точечная инклюзия – это дозированное и краткосрочное включение ребенка с особыми образовательными потребностями в совместную деятельность со сверстниками в условиях образовательной организации. Точечная инклюзия может включать в себя следующие виды совместной деятельности ребенка с ОВЗ и группы нормотипичных детей: прогулки, игры с детьми, совместные праздники и развлечения, включение ребенка с ОВЗ в непосредственно образовательную деятельность. Дети с РАС часто имеют ряд выраженных нарушений развития, требующих постоянного сопровождения ребенка специалистами даже в рамках точечной инклюзии. Представляем опыт взаимодействия учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении  ребенка с РАС старшего дошкольного возраста в форме точечной инклюзии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт  сопровождения  ребенка с РАС специалистами ДОУ в условиях  точечной инклюзии

Дорогова Марина Владимировна, учитель – дефектолог

МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка» г.Лесосибирска

Зверева Ирина Валерьевна, педагог – психолог

МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка» г.Лесосибирска

Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Для детей с особыми образовательными потребностями необходим поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи. Форма и содержание сопровождения зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.

Проблема воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями  является весьма острой и актуальной, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов.   Одним из таких подходов является сопровождение как процесс обеспечения помощи детям в развитии за счет объединения усилий специалистов, работающих в системе образования.

Немалое значение имеет выбор формы сопровождения ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Для таких детей уместно включение их в образовательный процесс дозировано, лишь на какие-то определенные виды деятельности, что предполагает точечная инклюзия.  

Точечная инклюзия – это дозированное и краткосрочное включение ребенка с особыми образовательными потребностями в совместную деятельность со сверстниками в условиях образовательной организации. Точечная инклюзия может включать в себя следующие виды совместной деятельности ребенка с ОВЗ и группы нормотипичных детей: прогулки, игры с детьми, совместные праздники и развлечения, включение ребенка с ОВЗ в непосредственно образовательную деятельность.

Дети с РАС часто имеют ряд выраженных нарушений развития, требующих постоянного сопровождения ребенка специалистами даже в рамках точечной инклюзии.

Представляем опыт взаимодействия учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении  ребенка с РАС старшего дошкольного возраста в форме точечной инклюзии.

В старшую группу комбинированной направленности поступил ребенок с рекомендациями от городской ПМПК кратковременного пребывания, и сопровождении по адаптированной образовательной программе для детей с РАС.

В результате первой встречи с ребенком и беседы с родителями, был выявлен ряд трудностей:

- наличие у ребенка особенностей сенсорного восприятия,

- затрудняющих процесс передвижения к образовательной организации и удалённость места проживания от образовательной организации; острое реагирование на новую ситуацию  и обострение  силы и продолжительности эпизодов нежелательного поведения;

- ребёнок на протяжении двух лет не посещал дошкольное учреждение, как результат крайняя ограниченность его социальных контактов.

Так же наблюдалась выраженность нарушений развития, таких как:

- глубокие нарушения импрессивной  и отсутствие экспрессивной речи (не понимание обращённой речи, отсутствие реакции на имя, просьбы и т.д.; нет активного словаря);

- стереотипные формы дезадаптивного поведения (падает на пол, на спину в любых обстоятельствах и толкает двумя ногами; громко кричит; внезапно убегает);

- потребность в соблюдении постоянства, высокая чувствительность к изменению привычных ситуаций;

- нарушения способности к общению (не идёт на контакт с детьми, со взрослыми контакт устанавливается с трудом, удержание контакта не стабильно);

- нарушения социального взаимодействия (полевое поведение; не подчиняется требованиям, у ребёнка не выработана привычка соблюдать правила; не сформированы навыки самообслуживания; нуждается в постоянном контроле);

- низкий уровень когнитивного развития (грубые нарушения познавательной деятельности; не привлекается к занятиям, крайне трудно привлечь к деятельности).

Для установления зоны актуального развития и разработки программы сопровождения с опорой на зону ближайшего развития было проведено обследование ребёнка специалистами сопровождения в рамках ППк ДОУ и педагогами группы. В результате чего была совместно разработана АОП для ребенка с РАС и маршрут сопровождения, а так же ряд  консультаций для родителей с обсуждением вопросов о поведении ребёнка в домашних условиях, о нарушениях развития и трудностях воспитания, были даны рекомендации сопровождения ребенка в домашних условиях.

        Процесс сопровождения ребенка специалистами ДОУ можно условно разделить на несколько этапов:

        на 1-ом этапе была обусловлена необходимость одновременного совместного сопровождения ребёнка двумя специалистами педагогом-психологом и дефектологом, так как ребёнок проявлял повышенную активность, стремительно перемещался в пространстве, постоянно пытался убежать, открыть дверь. Попытки установить контроль (взять за руку, усадить за стол, привлечь к деятельности) приводили к бурной реакции сопротивления (громкие крики, падение на спину и толкание ногами). В присутствии родных ребёнок вел себя таким же образом. Даже физически справиться с ребёнком было крайне трудно.

        В процессе сопровождения ребенка мы придерживались следующих принципов взаимодействия специалистов:

- совместная разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ и его корректировка;

- совместное проведение деятельности;

- предъявление одинаковых требований к ребенку;

- выработка рекомендаций для родителей, не противоречащих друг другу;

- постоянное обсуждение текущих моментов, обмен опытом;

- использование одних и тех же знакомых материалов и заданий;

- систематическое повторение одних и тех же действий с целью их закрепления и перехода в навык.

        Результаты первого этапа представлены в таблице:

Начало этапа

Методические подходы

Результат

Нет реакции на имя.

Педагог сидит на стуле напротив ребенка. Второй педагог выступает в роли помощника и сидит рядом с ребёнком или позади него, по необходимости. Педагог, сидящий напротив, называет имя ребенка, поднеся предмет-стимулятор на уровень своих глаз. Помощник одновременно подсказывает жестом (указывая на педагога), После того, как ребенок посмотрит на педагога в течение одной секунды, необходимо отдать ему этот предмет. На последующих занятиях, называя имя ребенка, задерживаем предъявление стимулятора на несколько секунд, отмечая, смотрит ли ребенок на вас без подсказки. Каждый раз необходимо положительно реагировать, когда ребенок смотрит на вас.

Прислушивается, поворачивает голову в сторону позвавшего, на секунду задерживает взгляд.

Избегает тактильного контакта.

Использовался мотивационный стимул - интерес ребёнка к новым игрушкам. Они размещались в пластиковых контейнерах, которые ребёнок не мог открыть самостоятельно. Педагог демонстрировал ребёнку, что он открывает коробку с игрушкой и протягивал открытую коробку ребёнку. Следующая игрушка выставлялась снова в закрытой коробке. Ребёнок стал брать коробку и после некоторых попыток самостоятельно открыть её, подходил к педагогу с коробкой. Педагог не спешил помогать, давая ребёнку возможность попросить. В результате ребёнок брал руку педагога и направлял на коробку, демонстрируя этим просьбу помочь в её открывании. Так появился первый тактильный контакт. В дальнейшем педагоги стали присоединятся к игре ребенка, показывая как действовать с игрушкой, далее ребенок позволил педагогам действовать своей рукой, тем самым оказывая помощь.

Даёт руку, разрешает обнять, садится на колени к педагогу. Позволяет производить некоторые действия посредством оказания педагогом помощи «рука в руке».

Невозможно передвижение с ребёнком за руку. Внезапно убегает. Передвижение возможно только методом удерживания двумя педагогами с двух сторон за руки, придерживая в области подмышечных впадин.

Регулярное передвижение с ребёнком по коридорам детского сада от 5 до 15 минут удерживая с двух сторон одновременно двумя специалистами. У ребенка не вызывает страха новое пространство, но не было привычки подчиняться требованиям взрослого во время передвижения за руку. Постепенно сформировался стереотип поведения.

Ребёнок может передвигаться в пространстве детского сада с одним педагогом, держась за руку.        

При предъявлении требований, или запрета на негативные действия, ребёнок демонстрирует резкий протест (падает на пол, на спину в любых обстоятельствах и толкает двумя ногами; громко кричит).

Проанализированы ситуации, вызывающие негативные действия ребёнка и минимизированы стимулы-раздражители. Использование техник переключение внимания ребенка на другое действие. Например (шоколадное яйцо, игрушки). Поощрение при отсутствии проблемного поведения.

Ребенок реагирует на запрет отступая.

Хватает всё, что в поле доступности, кидает.

Специальная организация предметно развивающей среды. «Сенсорный голод», который испытывает ребёнок, приводит к тому, что он не может сосредоточиться на чем-то одном. Необходима сенсорная разгрузка. Среда кабинета должна быть спокойной, иметь минимум предметов, все материалы, с которыми занимается ребёнок, находятся в контейнерах, которые предлагаются в определённой последовательности, и убираются после использования.

Берёт предметы, разглядывает, убирает их на место.

Не хочет входить или выходить из кабинета или группы.

Создание педагогами мотивационных моментов, побуждающих ребенка покинуть или зайти в кабинет, группу (привлечение внимания ребенка новой игрушкой, привлекательной знакомой игрушкой). Метод многократного систематического повтора, способствующий закреплению навыка.

Входит или выходит, держась за руку.

Категорически не занимает рабочее место за столом.

Постоянное привлечение к игре за столом, расположение желаемых новых игрушек, предметов, побуждающих ребенка занять место за столом. Запрет манипулировать предметами вне зоны стола. Расположение рабочего места ребенка в месте, огранивающем свободный выход из-за стола (например, за спиной ребенка расположена стена, слева – шкаф, один педагог располагается напротив, другой – со стороны выхода из-за стола).

Ребенок сидит за столом более 10 минут.

Отказ от выполнения деятельности.

Использование метода «рука в руке». Привлечение внимания ребенка к совместной игре через эмоциональность игры и действий взрослого, проговаривание и озвучивание всех действий.

Присоединяется к деятельности, выполняет задание формально.

В спортивном зале хаотично перемещается, залезает на стеллажи, лестницы, кидает спортивный инвентарь.

Минимальное наполнение предметами развивающей среды спортивного зала и предъявление ребенку лишь ограниченного количества спортивного инвентаря. Показ способов действий с предметами, тренажерами. Привлечение к подражанию физических упражнений через использование видеофрагментов зарядки, танцев, ритмики.

Привлекается к использованию тренажёров, спортивного инвентаря совместно со взрослым. С помощью взрослого выполняет физические упражнения, подражая героям видеосюжетов.

Нет стимулов, облегчающих контроль желаемого поведения.

Использование различных игрушек и предметов с целью выявления предпочтений ребенка.  

Выявлены предпочтения ребенка (мелкие игрушки).

        2 этап -  частично совместное сопровождение ребёнка двумя специалистами: педагогом – психологом  и учителем - дефектологом. Т.е. совместное проведение части занятий, при необходимости привлечение помощника во время выполнения заданий.

        На втором этапе нами было запланировано освоение ряда навыков:

  1. Постепенное освоение навыка переодевания.
  2. Постепенное вхождение в группу сверстников.

3. Формирование навыка выполнять простейшие инструкции (дай, принеси, покажи).

4. Посещение занятий физкультуры, музыки.

Начало этапа

Методические подходы

Результат

Снимает одежду с направляющей помощью взрослого.

Создание игровых ситуаций, способствующих снятию одежды ребенком самостоятельно (например, приспускание штанов, развязывание шнурков, расстегивание пуговиц, высвобождение одной руки из кофты и т.д.). Включать игры с раздеванием кукол, игрушек.

Снимает одежду самостоятельно.

Одеваться самостоятельно не умеет.

Стимулировать ребенка не сопротивляться переодеванию (хвалить, если сидит спокойно, использовать стимулы – поощрения).

Приучать ребенка переодеваться с помощью взрослого (учить подавать руки или ноги, подтягивать вещи, просовывать конечности в одежду).

Может одеваться, используя помощь взрослого.

Нахождение в группе сверстников без сопровождения специалистов невозможно.

Знакомство с пространством группы в отсутствие детей.  Освоение развивающей предметно – пространственной среды, свободное перемещение в пространстве группы рядом со взрослым. Кратковременное пребывание ребенка в группе сверстников без привлечения к совместной с детьми деятельности, но в сопровождении педагога - психолога или учителя – дефектолога.

Нахождение в группе сверстников в поле зрения специалистов сопровождения, во время режимных моментов с частичным привлечением к совместной детьми деятельности.

Не сформированность навыков выполнять простейшие инструкции (дай, принеси, покажи).

Использование метода «рука в руке» (озвучивая просьбу, педагог выполняет действие совместно с ребенком, например, от одного из взрослых звучит просьба, второй специалист выполняет просьбу вместе с ребенком, действуя его руками).

Формирование навыка подражания взрослому, кода один специалист озвучивает просьбу, второй ее выполняет. Многократное повторение действий способствует выработке навыка.

Применение  стимулов – поощрений при правильном выполнении инструкции.

Ребенок выполняет простейшие инструкции.

Негативное реагирование ребенка к совместным с детьми занятиям музыкой и физкультурой.

Освоение пространства музыкального и спортивного зала в отсутствие других детей. Освоение развивающей предметно – пространственной среды музыкального и спортивного зала, свободное перемещение в них рядом со взрослым. Кратковременное пребывание ребенка на занятиях музыкой и физкультурой совместно со сверстниками без привлечения к совместной с детьми деятельности, но в сопровождении педагога - психолога или учителя – дефектолога.

Нахождение на занятии некоторое время, присоединение к выполнению заданий.

        После занятий систематически с родителями проводятся консультации, на которых происходит обмен информацией и обсуждение рекомендаций, а так же обсуждаются результаты освоения тех или иных ранее полученных рекомендаций. Поскольку для формирования и закрепления полученных навыков необходимо обсуждение  и согласование образовательного маршрута ребенка не только в образовательном учреждении, а и в домашних условиях. Консультации помогают обсуждать и согласовывать перспективные и актуальные задачи коррекционного процесса специалистов и родителей, уточнять технику выполнения заданий и упражнений. Так как ребёнку с расстройством аутистического спектра необходима высокая интенсивность коррекционного процесса, а в условиях точечной инклюзии большая его часть реализуется в домашних условиях.

        Практика показала, что семья нуждается в систематическом, непрерывном психолого – педагогическом сопровождении, что возможно при использовании дистанционного формата консультирования семьи.

        От родителей, поступали следующие запросы к специалистам сопровождения:

- запрос о том, как правильно организовать развивающую домашнюю среду для ребенка, какими пособиями пользоваться, какие игрушки покупать?

- как организовать занятия с ребенком дома? Чему учить ребенка? Как это делать?

        Исходя из запросов родителей к специалистам сопровождения, нами используются следующие формы дистанционной работы с семьей воспитанника:

        1.  При  поступлении запроса от родителей к специалистам сопровождения о том, как правильно организовать развивающую домашнюю среду для ребенка? Специалисты выстраивают работу с родителями следующим образом:

А) Специалисты просят родителей прислать фото или видео домашней детской среды;

Б) Специалисты оценивают возможности домашней среды для развития ребенка и разрабатывают рекомендации для родителей (что необходимо изменить в среде, для чего необходимы эти изменения);

В) Обратная связь от родителей (как получилось трансформировать среду, есть ли эффект от трансформации).

        2. В случае поступления запроса от родителей о том, какими пособиями пользоваться, какие игрушки покупать ребенку с особенностями в развитии? Специалисты выстраивают работу по следующему алгоритму:

А) Просят родителей прислать фото и видео материал, который наглядно демонстрировал бы, что уже есть (чем и как играет ребенок, как он использует имеющиеся пособия, игрушки, материалы). Особое внимание просят уделить родителей особым предпочтениям, интересам, привязанностям ребенка;

Б)  Обратная связь от специалистов содержит информацию о том, что необходимо ребенку для игр, занятий (по результатам диагностики ребенка). Хотелось бы отметить, что здесь важна ориентация на возможности родителей.

В) Специалисты делятся с родителями мастер-классами по самостоятельному изготовлению пособий, игрушек для ребенка.

        3. В случае поступления к специалистам запроса об организации домашних занятий, их содержании, специалисты обращают внимание родителей на следующие моменты:

  • Крайне важна регулярность занятий;
  • Правильно организовать рабочее место ребенка: стол расположить таким образом, чтобы ребенок не мог покинуть его без разрешения. В зоне досягаемости расположить те материалы, которые будут использованы во время конкретного занятия, чтобы не отвлекать внимание ребенка;
  • Подбор упражнений с возможностью их усложнения;
  • Систему поощрений ребенка в процессе домашних занятий;
  • Фиксацию результатов (для этого специалисты рекомендуют пользоваться специальными таблицами).

        Всей этой информацией специалисты делятся с родителями с помощью памяток.

        

        В данной практике описан опыт двухлетнего сопровождения ребенка с РАС. Детей с расстройствами аутистического спектра с каждым годом становится все больше, что не может не вызывать некоторые опасения со стороны образовательных организаций. Поскольку, изучив материалы нашей практики, можно сделать вывод об огромных временных затратах на сопровождение одного ребенка специалистами ДОУ.

        Поэтому при сопровождении детей с РАС необходим ряд управленческих решений, таких как:

  • Наличие специалистов в образовательном учреждении (учитель – дефектолог, педагог – психолог, тьютор).
  • Соответствие ставок специалистов и количества детей с ОВЗ с учетом сложности дефекта.
  • Возможности корректировки режима пребывания ребенка с РАС в ДОУ в соответствии с рекомендациями ПМПК.
  • Обеспечение специально созданными условиями ребенка, исходя из его потребностей и индивидуальных особенностей.

        Об эффективности опыта сопровождения  ребенка с РАС специалистами ДОУ в условиях  точечной инклюзии свидетельствуют  следующие результаты:  

- систематическое психолого - педагогическое сопровождение семьи специалистами ДОУ;

- включение родителя ребенка с ОВЗ в образовательный процесс;

- социализация ребенка с учетом его психофизиологических особенностей;

-  непрерывность  образовательного процесса в домашних условиях становится возможной благодаря дистанционному сопровождению специалистами семьи, что способствует переходу ребенка на следующий уровень получения образования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзия как реализация права детей с особыми образовательными потребностями на образование

Раскрытие понятия детей с особыми образовательными потребностями и их прав.В работе, также раскывается понятие инклюзии и перечисляются основные современные взгляды на это явление.Показывается реализа...

Статья "Инклюзия и коррекция - два пути развития современного образования

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 “О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы” , подробно освещает политику государства по созданию у...

Что такое инклюзия?

Информационное сообщение об инклюзии, интеграции детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения. Общая теоретическая информация: понятия инклюзия и интеграция, принципы инклюзивного образования, ис...

Инклюзия - на пути к новому качеству образования

Информационный буклет в поддержку инклюзивного образования. Определение инклюзии, принципы. Буклет предназначен для родителей, педагогов....

Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Инклюзия - новое в системе образования. Поделитесь опытом своей работы....

Слева по борту – акулы! (д/ш, инклюзия, средняя или старшая группа)

Обучение в игре пространственной ориентации в средней или старшей группе инклюзивного детского сада.Опубликовано в журнале "Дошкольное образование" № 16 2011....

Знакомство с понятиями "один" и "много" (д/ш, инклюзия, средняя группа)

Учим детей на занятии в средней группе инклюзивного детского сада выделять отдельные предметы из группы и со­ставлять группу из отдельных предметов, устанавливать отношения меж­ду понятиями «один» и «...