Проект "Я умею!"
проект по коррекционной педагогике

Кальницкая Елена Николаевна

Проект раскрывает реализацию  формирования социальных умений и навыков посредством предметов ближайшего окружающего мира у детей с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_umeyu_microsoft_office_word.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ     «Я  УМЕЮ!»

Проект «Я умею!»  раскрывает реализацию формирования социальных умений  и  навыков посредством предметов ближайшего окружающего мира  у детей с особыми образовательными потребностями. Проект опирается на знание теории и практики саногенного (оздоравливающего) мышления Юрия Михайловича Орлова. Игровой метод является ведущим в осуществлении проекта. Приведен  его подробный ход.

         Ключевые слова: социальные умения, саногенное мышление, парадигма ненасильственного управления, общение.

                                           Обоснование проекта

Идея проекта заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)  нуждаются в особом образовательном подходе и имеют особенности в восприятии предметов окружающего мира.  А поскольку предметы являются носителями культурного наследия и их использование и применение   есть  непосредственный процесс приобщения к культуре, то существовала необходимость обучения детей  действиям с предметами, инструментами. Инструменты – это орудия, преимущественно ручные, для производства каких-либо работ [4,с.394]. Дети не умели обращаться с ними, не знали их назначения и названий, хотя и проявляли к ним интерес. Поэтому возникла потребность в разработке педагогического проекта.  Работая по адаптированной программе, я обнаружила, что она не предусматривает знакомство детей с ОВЗ инструментами. Обозначилась проблема несоответствия возросших  познавательных потребностей детей  имеющемуся содержанию.  Объединив эту проблему с другой не менее актуальной для меня, как для педагога, проблемой формирования социальных навыков, умений я пришла к выводу, что старые формы и методы работы с детьми не соответствуют требованиям сложившейся ситуации. Социальные умения - это освоенные субъектом способы выполнения действий, основанные на знаниях и навыках, необходимые для исполнения им определенной социальной роли [3,с.55].  Как раз метод проектов и является той самой новой формой, которая  позволяет использовать принцип интеграции образовательных областей, не нарушая рабочей программы.  Его я и решила использовать в своей работе.

Подтверждение актуальности, выбранной мной проблемы, я нашла в  законе «Об образовании Российской Федерации », который придает большое значение адаптации личности к жизни в обществе. То есть, применяя это положение к особенностям в развитии моих воспитанников, я в рамках проекта буду осуществлять первичную ступень социализации дошкольников к  окружающей действительности, путем их адаптации к условиям детского учреждения. А заинтересовавшие детей  предметы будут оптимизировать этот процесс. Опора на знания психофизиологических особенностей  детей с ОВЗ, помогла мне в выборе способов и форм взаимодействия с детьми. Я знаю, что детей можно только заинтересовать, предоставив возможность действовать с каким-либо предметом. Признание самоценности ребенка помогает осуществлять его всестороннее развитие, что ведет к гуманизации образования, а в частности его целей и принципов в работе с детьми, построении  личностно-ориентированной модели во взаимодействии с ними. Это  положение является одной из ключевых позиций  в  концепции дошкольного воспитания.  Проект «Я могу!» как раз и воплощает принцип гуманизации  в жизнь. Я нахожу опору своим взглядам и убеждениям  в использовании и применении теории и практики саногенного мышления, разработанную психологом Юрием Михайловичем Орловым. Саногенное мышление – это мышление, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания и, соответственно, предотвращать заболевания [11, с.141]. Эта теория в свою очередь развивает идеи гуманистической психологии. Теория саногенного мышления применяется к процессу самовоспитания и самосовершенствования. Но приемы самовоспитания могут быть применены и, причем успешно,  к воспитанию детей. Эта теория базируется на самопознании и,  на знании структуры потребностей, мотивов, действий, привычек и механизмов их реализации. Не случайно осуществляемый мной проект опирается на интересы, потребности детей.   Мне близка парадигма ненасильственного управления, которая является базисом теории саногенного  мышления. Парадигма ненасильственного управления - это некоторый подход, схема, образ действия или мышления, побуждающая к действию предвосхищением какой-то радости, положительными эмоциями [11].  Человек занимаясь самовоспитанием, прибегая к ненасильственной парадигме управления собой, автоматически применяет ее и к другим. Я согласна с мнением Ю.М. Орлова, что насилие есть отсутствие знаний. Именно опора на индивидуальные особенности каждого ребенка, позволяет моделировать и осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании. Не случайно в своей работе я ориентируюсь на теорию саногенного мышления. Работая много лет с детьми ОВЗ, я выработала для себя некоего рода девиз или установку « Мы никуда не торопимся!» Это как бы явилось словесным выражением ненасильственной парадигмы.  Когда я говорила, что предметы, а в данном случае инструменты, будут оптимизировать процесс усвоения социальных навыков, умений, то я имела в виду знание структуры потребностей и механизма их удовлетворения. Поведением можно управлять на стадии образов. Для детей инструменты и предметы  и будут положительным образом. А поскольку дети в процессе предметных действий взаимодействуют с другими детьми и взрослым, то есть приобретают социальные навыки, умения то эти положительные эмоции и образы  непроизвольно распространяются и на процесс взаимодействия между детьми. Положительные эмоции и образы  стоит использовать и в дальнейшем, создавать ситуации, которые будут способствовать закреплению положительных взаимодействий. А эмоционально окрашенный образ инструментов или предмета и дальше может выполнять функцию образа-стимула, который вызывает автоматически положительные действия.

Взаимодействие с детьми невозможно без общения. М.И.Лисина определяет общение, как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [10, с.9].   Именно  через общение с взрослыми, а на более поздних ступенях развития  и со сверстниками, происходит расширение сознания детей. Рассказывая  детям об инструментах, предметах показывая способы действия с ними, я расширяю сознание детей. Идея самовоспитания и воспитания, как расширения сознания  в теории саногенного мышления очень тесно переплетаются с взглядами Л. С. Выготского, согласно которым  при формировании всех  высших психических функций человека принимаю участие  не один, а минимум два субъекта, т.к. сначала взрослый помогает их реализовывать. Поэтому сначала они называются  внешними. И лишь постепенно они становятся внутренними. В свою очередь на основе этих взглядов психологами (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин,  А. Н. Леонтьев)  была разработана концепция детского развития, в рамках которой ребенок развиваясь присваивает общественно-исторический опыт. Ведь дети, интересуясь и осваивая способы действия с инструментами, присваивают себе общечеловеческий опыт, проявляющийся в словесной форме (названия инструментов, предметов, процессов действия)  и собственно действий с инструментами и предметами. Взаимодействуя со сверстниками и взрослым дети, перенимают навыки социального общения характерные для определенной культуры. Но присвоение опыта возможно только через общение со старшими.

 Л.Н.Галигузова установила, что на третьем году у ребенка еще сохраняется любопытство к сверстнику, как к весьма занятному объекту.  Ребенок больше заинтересован взрослым, игрушкой, чем сверстником. Очень непросто организовать общее дело для всех детей.  И постепенно при содействии  взрослых дети познают радость совместных дел.  Но время не ждет, детей в группе много, они все разные и педагогу приходится оптимизировать этот процесс, чтобы свести конфликтные ситуации к минимуму. Проект как большое совместное дело позволит детям почувствовать радость от взаимодействия друг с другом, научит бесконфликтным способам решения возникающих проблем.  А поскольку психолого-педагогические знания родителей зачастую оставляют желать лучшего, то и с родителями в этом направлении должна вестись просветительская работа. По сути, проблема привития социальных умений, навыков и представлений  и является главной проблемой проекта.  Проблеме социализации ребенка  я уделяю особое внимание уже не первый год. Проблема в том, что дети с ОВЗ мало интересуются различными формами социального поведения. Этот процесс должен быть целенаправлен. Проект, в котором дети активно действуют с предметами и инструментами, не подражая, а проживая в игре определенные события и ситуации из жизни взрослых, создает благоприятные условия для знакомства и усвоения ими определенных навыков в общении. Учит в словесных формах выражать свое отношение к сверстникам и взрослым. А это значит, что взрослые должны быть детям образцом для подражания.

 Стоит обратить особое внимание на формирование самостоятельных действий и поощрять их. Формирование стремления к самостоятельности – ведущая тенденция в развитии ребенка с ОВЗ. Надо беречь, развивать у детей это стремление. Его содержание пока элементарно, но сила исключительна велика.  А грамотный педагог, видя это стремление, будет направлять его в плодотворную деятельность, которая принесет детям радость и удовольствие. Я убедилась в этом на собственном опыте, реализуя проект. Любой ребенок легко запоминает то, что привлекло его внимание. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с  детьми с ОВЗ методов и приемов.  Поэтому игра для детей должна быть ведущей деятельностью. Играя, ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях.  

Проанализировав всю сложившуюся ситуацию, опираясь на базовые знания клинико-психолого-педагогической характеристики и психофизиологических особенностей детей с ОВЗ, и данные диагностического обследования детей в группе я пришла к выводу, что в данном направлении нужно  искать новые формы и методы работы с детьми. Потому что в образовательной областие «Социализация»,   низкий уровень составляет 9%, средний 59% и высокий 31%. Очевидна необходимость работы  и в данном направлении. В составленной мной совместно с психологом  диагностике  по предметному миру в разделе «Представления» низкий уровень составляет 78%, средний 22% ,а высокий уровень отсутствует.  В разделе «Познавательные и речевые умения  низкий уровень -97%, средний– 3%. В разделе «Отношение к предметному миру» низкий уровень – 72%, средний – 28%.  В этом направлении также предстоит огромная работа. А более успешно объединить эти два направления, на мой взгляд, сможет проект «Я умею», который я и собираюсь  осуществить.

                                             Цели проекта:

1.   Формировать социальные  навыки, умения  детей.

2. Формировать  представления детей о предметах ближайшего окружения и инструментах и умение обращаться с  ними.

                                              Задачи проекта:

1.Развить интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения с взрослыми и сверстниками.

2. Обогатить опыт игрового общения детей.

3. Помочь детям открывать новые возможности игрового отражения мира.

4. Помочь детям освоить разные способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

5. Помочь детям получить отчетливые представления о предметах  ближайшего окружения, инструментах и их назначении, необходимые для правильного и безопасного использования их в разнообразных видах детской деятельности.

Условия реализации проекта

В группе представлены все необходимые для данного контингента детей игровые уголки и занимательные места. Очень разнообразны материалы уголка по физической культуре и конструированию, уголка театрализации. Наличие богатых атрибутами сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Водители», «Рыбалка» позволит свести  к минимуму затраты на реализацию проекта и может сделать доступным распространение его опыта в других детских садах. Грамотный подход в общении с родителями, основанный на раскрытии положительных моментов в  их общении с детьми, позволит воплотить в жизнь  идею создания фотоальбомов «Как я помогаю папе».

Основное содержание проекта

Проект, состоящий из пяти блоков, рассчитан на год. Информационно-диагностический, проективно-прогностический этапы реализации проекта осуществлялись в первом блоке, представленном  информационно-аналитической деятельностью педагога. Организационно-деятельностный этап нашел свое отражение во втором, третьем, четвертом блоках, выраженных в  накоплении информации детьми, совместной деятельности педагога с детьми, подготовке  итоговых мероприятий. Мониторинговый, результативный этапы реализовались в проведение итоговых мероприятий, диагностике, выводах, составляющих основу пятого блока. В целях  повышения эффективности проекта я использовала  следующие принципы: гуманистической направленности, системности и последовательности, оптимальности и доступности.

Партнеры

Грамотно взаимодействуя с психологом, музыкальным руководителем, физинструктором  можно значительно обогатить содержание проекта.

Целевая аудитория

В проекте участвуют дети комбинированных и компенсирующих групп, родители, педагоги группы, младший воспитатель.

Содержание и механизм реализации.

         I блок проекта - информационно-аналитический с 01.09.20г по 15.09.20г.

 1. Изучение  научно-методической литературы по проблеме.

2. Проведение диагностического исследования.

4. Анализ диагностических данных, выводы.

5. Составление плана деятельности с детьми и родителями.

         II   блок  проекта - накопление информации  с 16.09.20г.-30.11.20г.

1. Наблюдения за починкой игрушек, стульчика воспитателем.

2.Совместное рассматривание  воспитателя с детьми художественной литературы, иллюстраций  по теме. Беседы с детьми индивидуальные и подгрупповые.

3. Рассказывание детям сказки «Теремок», «Заюшкина избушка».

4. Совместное проведение игр драматизаций «Поможем медвежонку починить стульчик», «Починим лисичке скамеечку».

5. Презентация новых  игрушек, предметов, инструментов воспитателем.

6. Подвижная игра «Передай другому».

7.Дидактическая игра «Покажи, что назову».

8.Индивидуальные беседы и консультации с родителями на тему «Как игрушки помогают воспитать вежливых детей», «Воспитываем доброжелательность», «Учимся играть вместе».

III блок проекта - совместная деятельность детей и педагога с 01.12.20- 30.04.21г.

1.Театрализованная игра по сказке «Теремок».

2. Игра - драматизация « Починка машины».

3.Сюжетно-ролевая игра «Делаем ремонт для кукол».

4. Проблемная ситуация « У зайчика сломался велосипед – что делать?», «Как построить самолет?».  

5. Игра-конструирование « Построим дом для матрешек».

6.Совместное рисование «Коробка для игрушек».

7. Совместная лепка «Гвоздики», «Ведерки  и совочки"

8.Дидактическая игра «Назови, что  покажу»

9.Индивидуальные беседы и консультации с родителями на тему: «Воспитываем в ребенке самостоятельность», «Растим помощников».

IV блок  проекта - подготовка итоговых мероприятий с 01.05.21г.-31.05.21г.

1. Составление конспекта итогового мероприятия игры «Веселое путешествие»  до 10.05.21г.

2. Подготовка атрибутов к мероприятию.

3. Сюжетно-ролевая игра «Поможем Акиму отыскать лопатку». 4.Проблемная ситуация « Как помочь собачке, если у нее нет домика?

5. Дидактическая игра « Назови, что делаю»

6. Домашнее задание родителям  составить фотоальбом «Как я помогаю папе» до 29.05.16. Выполняют родители совместно с детьми.

7.Составить фоторепортаж игры-путешествия и оформить в виде газеты.

 V блок заключительный   с 29.05.21г.-30.06.21г.

1.Презентация детям фотоальбомов «Как я помогаю папе»  01.06.21г.  Беседа по их содержанию.

2. Проведение итогового мероприятия игры « Веселое путешествие» 10.06.21г

3. Презентация детям газеты с фоторепортажем. Беседа по ее содержанию.

4. Итоговая диагностика

5. Анализ диагностических данных, выводы.

6. Составление презентации проекта « Я умею»

Оценка результативности проекта

Наличие опыта у педагогов, актуальность решаемых проблем, с использованием новых подходов к  их осуществлению, четкость формулировки задач и целей проекта, реальность  их достижения в установленные проектом сроки  и возможность их количественной оценки (итоговая диагностика), делает проект осуществимым. Всему этому будет способствовать мотивационная заинтересованность детей, достаточное количество проведенных мероприятий  и адекватность возрасту форм и методов их проведения,  наличие четкого плана по реализации проекта. Проект можно считать эффективным потому, что уже существующая богатая развивающая среда и грамотное ее использование позволит при минимальных  затратах и вложениях добиться  положительного результата.

Предполагаемые результаты

  • Обогатиться опыт игрового общения детей
  • Дети освоят разные конструктивные способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками
  • Получат отчетливые представления о различных предметах,  инструментах и их назначении
  • Смогу называть предметы, инструменты и выполняемые ими действия.
  • Итоговое мероприятие – игра «Веселое путешествие»
  •  Фотоальбомы «Как я помогаю папе»,
  • Газета с фоторепортажем
  •  Презентация проекта.

Перспективы развития проекта

  • Углубление содержания проекта путем добавления  в развивающую среду инструментов, характерных для определенных профессий (повар, рыбаки, фермеры, моряки и др.)
  • Разработка программы по формированию социальных умений  на основе деятельности с инструментами для детей среднего и старшего возраста
  • Распространение опыта проекта (публикации, выступление)
  • Индивидуальное и подгрупповое продолжение проекта

Выводы. Заключение.

После проведения проекта можно сделать следующие выводы:  проанализировав диагностику, очевидно, что  социальные навыки детей  стали более сформированными. Об этом свидетельствуют показатели диагностики: низкий уровень – 5%, средний – 42%, высокий – 53%. Дети стали менее агрессивными, у них чаще стала возникать потребность в сотрудничестве со сверстниками в качестве партнеров по играм, стали  употреблять в речи формы вежливого общения, просьбы. Дети  более осознанно используют навык обмена игрушками.  Стали использовать в играх более сложный сюжет. Детям очень нравиться наблюдать за обыгрывание различных сюжетов воспитателем и по ходу игры подключаться к нему. Здесь важна личная заинтересованность педагога игрой, чтобы он не показывал, а сам играл. Дети на это очень   чутко реагируют. В индивидуальной беседе  с детьми обнаруживаются  знания  названий различных предметов,  инструментов  и что при их помощи можно делать. Дети делятся впечатлениями из личного опыта о ремонте дома и инструментах, которые есть у папы.  Значит формирование знаний, умений  и навыков в процессе непосредственно игровой деятельности реально в такие сроки. Тому подтверждением служат диагностические данные. В разделе «Представления» преобладает высокий уровень  -57%, средний – 43%, низкий – 22%.  В разделе «Познавательные и речевые умения»  низкий уровень – 14%, средний – 70%, высокий – 16%.   В разделе «Отношение к предметному миру» низкий уровень – 10%, средний -51%, высокий 39%.  Оглядываясь на проведенный проект, понимаешь, что проблема качества, формирования социальных навыков требует более длительного периода, а значит нужно искать новые направления ее реализации, что-то другое так же важное для детей, как предметы и  инструменты в данный период.   Педагог, опираясь на свой опыт, знает, что ближе детям, и как сделать так, чтобы заинтересовать детей решением проблемы, актуальной для педагога.

                 

Список использованной литературы

1. Аксарина Н.И.  Воспитание детей раннего возраста.- М., 1981г. 

2.Алямовская В.Г.  «Ясли – это серьезно», 1999г.

3. Бордовская, Е.В. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде : программно-методический комплекс / Е.В. Бордовская, И.Г. Вечканова, Р.Н. Генералова ; под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб. : Каро, 2006.

4. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика : монография / Н.Ю. Борякова. – М. : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2016. – 170 с.

4.Белокурова. Г. В.   Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета ftp://lib.herzen.spb.ru/text/belokurova_34_74_2_53_56.pdf

5. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов.- СПб.: «Норинт», 1998. – 1536 с.

6. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н Павловой. – М., 1986г.

7.Воспитание детей раннего возраста/ Под ред.  Е.О. Смирновой, Н.Н.Авдеевой, Л.Н. Галигузовой. – М., 1996г.

8.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М.,1984.

9. Григорьева Г.Г.   «Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет». 2001г.

10. Лисина М. И.  Проблемы     онтогенеза     общения /Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.

11. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности:  Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 287 с.

12. Педагогика раннего возраста: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений / Г.Г.  Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина и др.; Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой.- М.: Издательский центр «Академия», 1998г. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Водичка, водичка умой моё личико..." 1 младшая группа.

Воспитание культурно - гигиенических навыков - неоходимым фактором в развитии детей раннего возраста....

Проект «Умей быть другом — найдешь друга».

Проект «Умей быть другом — найдешь друга».Средняя группа (4-5 лет)Тип проекта: творческийПродолжительность: краткосрочный (2 недели)Состав участников: групповойУчастники: дети, родит...

Проект «УМЕЙ ДРУЖИТЬ, УМЕЙ ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ»

Ребенок с самого раннего возраста проявляет желание пообщатся с другими детьми и по мере своего взросления вступает с ними в разнообразнве формы взаимодействия.  В детском саду, чаще всего, ему п...

ПРОЕКТ «УМЕЙ ДРУЖИТЬ, УМЕЙ ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ»

Формировать социально-ценностные представления о дружеских взаимоотношениях через игровую и продуктивную деятельность....

Проект: «Умей дружить, умей дружбой дорожить».

Проект: «Умей дружить, умей дружбой дорожить»....

Презентация педагогического проекта "Умей дружить!"

Цель:Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Задачи:Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг”, «дружба”, познакомить ...

Проект "Умейте дружбой дорожить" (старшая группа)

Дружба - личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимно...