«Психологическая помощь и повышение родительской компетенции в области развития детей с ТМНР»
проект по коррекционной педагогике

Цель психологической помощи родителям детей-инвалидов заключается в содействии адекватной социальной адаптации в условиях изменившихся микросоциальных факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tmnr_yuzhbabenko.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Азбука заботы» - это проект, который реализуется в РЦ «Сказка» при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Этот проект имеет несколько направлений. Одно, из которых психологическая помощь и повышение родительских компетенций в области развития детей с ТМНР.

Согласно традиции, сложившейся в нашей стране, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев исключительно через призму проблем самого ребенка. Считается достаточным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторыми советами, касающимися воспитания ребенка. Однако, как свидетельствует практика, такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказывается недостаточным, так как из поля зрения исключается один из аспектов, требующих особого внимания, а именно: родители ребенка с отклонениями в развитии.

Обычно родители, узнавшие об инвалидности ребёнка, находятся в состоянии стресса. На родителей таких детей ложатся большие нагрузки в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственность за его жизнь.

Родители данной категории детей испытывают сильнейшее эмоциональное напряжение.

Данные психологических исследований А.И. Тащевой (1998) свидетельствуют о том, что у близких ребенка-инвалида, за редким исключением, наблюдается:

- хронический стресс;

 - озабоченность;

- высокий уровень тревожности;

 - консервативность мышления;

 - слабость, хрупкость эмоциональных структур;

-  интроверсия;

 - социальная робость, подозрительность;

 - заниженная самооценка.

Практически все обследованные матери и отцы в исследованиях А.И. Тащёвой, постоянно ухаживающие за детьми, испытывают:

- выраженные чувства вины и стыда перед больными, перед членами семьи, часто разрушившейся, а также перед собственными родителями;

- непреходящую месяцами невротическую усталость;

 - опустошенность;

 - раздражительность и пр.

Всё это влияет на отношение родителей к своим детям (которое, как правило, ухудшается). Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

Цель психологической помощи родителям детей-инвалидов заключается в содействии адекватной социальной адаптации в условиях изменившихся микросоциальных факторов.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Для решения данных проблем была разработана программа психологической помощи и повышения родительских компетенций в области развития детей с ТМНР, которая является частью программы комплексной реабилитации детей с ТМНР «Азбука заботы».

Организация работы по сохранению психического здоровья взрослых, окружающих ребенка с ограниченными возможностями, является одной из наиболее актуальных задач современной психологии, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем.

Данная программа направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия.

Основные задачи программы:

  • оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки  семьям в вопросах воспитания, развития  и реабилитации детей;
  • формирование взаимного доверия в системе отношений « специалисты  - семья»;
  • коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ТМНР;
  • вовлечение родителей в коррекционно-развивающую реабилитационную работу с детьми;
  • обучение родителей основным приемам и методам психологической коррекции детей с ТМНР;
  • снижение психоэмоционального напряжения. Обучение приемам релаксации. Коррекция эмоционального состояния.
  • развитие целеустремленности и мотивированности взрослых, окружающих детей и подростков с ТМНР.
  • снижение депрессивности, раздражения, агрессивности взрослых, окружающих детей и подростков с ТМНР.
  • снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом.
  • гармонизация эмоционального состояния взрослых, окружающих детей и подростков ТМНР.
  • формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия.

Программа включает 2 блока:

Название

«Доверие»

«Монтессори своими руками»

Цель

Психологическое сопровождение родителей

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей

Методы работы, используемые в работе: интерактивные мини-лекции, тренинги развития навыков взаимодействия родителей с ребенком, тренинги по эмоциональному благополучию и личностному росту, педагогические практикумы, дискуссии, групповые релаксационные медитации и т.д.

Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.

Многим родителям индивидуальная консультация помогает раскрытьсяРодители, прислушиваясь к педагогу, начинают понимать проблемную ситуацию так, как она выглядит на самом деле, а не так как они видят ее со своей стороны.

В группе психологического тренинга для родителей создаётся уникальная возможность в атмосфере доверия и принятия взглянуть со стороны на свой стиль воспитания; проанализировать, как отражаются на формировании личности ребёнка и семейных отношений привычные паттерны родительского поведения; получить конкретные навыки и практические методы решения проблемных ситуаций; узнать, как обыденный стиль отношений, привычные слова и действия формируют жизненный сценарий детей.

В практике работы с детьми с ТМНР можно выделить практикум. Это одна из эффективных приемов по работе над проблемами семейного воспитания и развития ребенка. Устная информация иногда плохо воспринимается или быстро стирается из памяти, а также учитывая особенности восприятия взрослыми людьми педагогической информации, следует подчеркнуть, что именно на практикуме словесную информацию так легко дополнить практическими упражнениями, например, схематическими рисунками. Этот метод предполагает, как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические решение конкретной ситуации.

Также проводятся медитации, польза от которых огромна и оказывают колоссальный эффект на организм человека:

Уменьшение общего уровня стресса.

Избавление от депрессивных состояний.

Улучшение общего тонуса и качества жизни.

Раскрытие творческого потенциала.

Улучшение сна.

Увеличение жизненной энергии как на физическом, так и на психическом уровне.

Разработанная система психолого-педагогической помощи способствует повышению педагогической компетенции родителей, помогает семьям в более эффективной адаптации и интеграции детей в общество, помогает в решении проблемы социальной адаптации семей. Занятия с психологом дают возможность снизить уровень стресса, гармонизировать психоэмоциональное состояние, сформировать положительные установки в сознании родителей детей с ТМНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт проведения работы с родителями для повышения их компетенций в области дорожной безопасности в ДОУ

Опыт проведения работы с родителями для повышения их компетенций в области дорожной безопасности в ДОУ.«Безопасное поведение на дороге». Движенья полон город!Бегут машины в ряд,Цветны...

Опыт проведения работы с родителями для повышения их компетенций в области дорожной безопасности.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города - это  важная задача в работе образовательного учреждения....

Консультация для повышения родительской компетенции в вопросах экологического воспитания детей в семье

Консультация для родителей о ценности экологического воспитания в семье....

Семинар - практикум для родителей по теме: «Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей посредством использования приемов установление границ, игнорирования и тайм-аут»

Одним из направлений работы педагога-психолога является работа с родителями. Только в тесном сотрудничестве с родителями можно добиться высоких результатов, решить возникающие проблемы. Несм...

Консультация для педагогов "Педагогическая поддержка семьи и повышение родительской компетенции в вопросах развития детской инициативы"

В консультации  даны определения понятий "педагогическая поддержка", "Компетенции родителей", "инициатива", представлены формы работы педагогов по вопросу обеспечени...

Педагогический проект «Повышение педагогической компетенции родителей в развитии креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии Кроссенс»

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. ...

Педагогическая мастерская «Арт – лаборатория как средство повышения уровня родительской компетенции в вопросах развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Данная тема в нынешнем обществе приобретает актуальность в связи с тем, что быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и новых идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижнос...