«Домашняя игротека»
картотека по коррекционной педагогике

Картотека игр для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_detey.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для детей с ТНР «Домашняя игротека»

c нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста

 Игра «Злые и добрые кошки» Возраст: старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Цель: снижение психического напряжения, ослабление негативных эмоций, коррекция агрессивного поведения. Оборудование: флажок белого и черного цвета.

Ход игры  Педагог предлагает детям представить, как шипят злые кошки, какое у них при этом выражение мордочки, какие когти, затем, как выгладят добрые кошки, какие они при этом издают звуки, какие у них мягкие лапки. Объясняет правила игры: когда играет музыка, дети танцуют, как только музыка останавливается, педагог показывает флаг, в зависимости от цвета которого детям необходимо изобразить тех или иных кошек: черный флаг - злых кошек, белый флаг - добрых кошек.

Вариант игры: Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злющуюпрезлющую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», — и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, дети разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. Если не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Упражнение «Комплименты» Возраст: старший дошкольный возраст (5-7 лет)

 Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики, снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны.

Ход игры дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Слепой автомобиль» Возраст: старший

Цель: развитие умения контролировать свои действия, следовать инструкции, выполнять правила игры, способствовать установлению доверительных отношений между детьми.

Оборудование: не требуется.

Ход: Взрослый предлагает разбиться на пары и встать друг за другом. Тот, кто впереди, -«автомобиль», тот, кто сзади, — «водитель». Стоящий впереди должен закрыть глаза, а «водитель» должен управлять всеми движениями «слепого автомобиля», употребляя определенные сигналы: когда водитель нажимает пальцами на позвоночник партнера, тот должен ехать прямо; когда водитель усиливает давление — это означает «быстрее»; когда нажимает на левое плечо — «повернуть налево»; когда нажимает на правое плечо — «повернуть направо»; когда водитель кладет ладонь на затылок впереди стоящего, тот должен подать назад; когда водитель убирает руку и вообще не трогает «автомобиль», — это означает «стоп». Взрослый с помощью вопросов выясняет, насколько дети усвоили инструкцию. При необходимости еще раз ее повторяет. Взрослый напоминает, что каждый водитель отвечает за безопасность своего «автомобиля», поэтому следует внимательно следить за другими «транспортными средствами» и избегать столкновений. После этого взрослый предлагает отправиться в путь. Игра длится 2 минуты, повторяется при смене ролей.

Игра «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа Оборудование: Карточки с животными и детенышами

Ход игры: Взрослый предлагает детям помочь животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами. Один ребенок берет карточку животного, второй ищет детеныша. Дети должны назвать животное и его детеныша (детенышей).

 У кошки – котенок, котята.

 У собаки – щенок, щенята

У свиньи – поросенок, поросята

У коровы – теленок, телята

У лошади - жеребенок, жеребята

У овцы – ягненок, ягнята

У тигра – тигренок, тигрята

У лисы – лисенок, лисята

У козы – козленок, козлята

У медведя – медвежонок, медвежата

У волка – волчонок, волчата

У зайца – зайчонок, зайчата

У ежа – ежонок, ежата У льва - львенок, львята У лягушки – лягушонок, лягушата

Игра «Назови семью»

Цель: формирование логического мышления и фразовой речи. Образование новых слов от разных основ

Оборудование: Карточки с изображением животных

 Ход игры: Взрослый предлагает детям помочь животными. Необходимо собрать семью животных, которые все перепутались. Ребёнок выстраивает животных одной семьи в ряд и рассказывает про них.

Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок;

Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок;

Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок;

Еж – ежиха – ежонок; Лис – лиса – лисенок;

Заяц – зайчиха – зайчонок;

Слон – слониха – слоненок;

Конь – лошадь – жеребенок

Петух – курица - цыпленок

Кабан – свинья – поросенок

Игра «Кто, где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных

Оборудование: Карточки с изображением жилищ животных, птиц, рыб, насекомых.

Ход игры: Взрослый предлагает детям помочь животными. Необходимо найти им дом, ведь они заблудились. Дети работают парами. Один ребенок берет карточку животного, второй ищет его жилище. Дети должны назвать животное и его жилище.

Лиса живет в норе.

Медведь зимует в …берлоге.

Волк живет в … логове.

Белка живет в …дупле.

Муравей – в муравейнике.

Птица – в гнезде.

Акула – в море.

Собака - в конуре.

Курица - в курятнике.

Конь – в конюшне.

Пчелы – в улье.

Щука – в реке.

Игра  «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становиться красным (синим, зеленым и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный забор и пр.»

Игра «Помогаю маме» Большую часть времени Вы проводите на кухне. Все заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь, и потренирует свои пальчики

Игра «Волшебные палочки» Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнять упражнения. «Давай искать на кухне слова» Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр. «Угощаю» «Давай вспомним вкусные слова и угостим ими друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» к Вам на ладошку, затем Вы, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно проиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя игротека: логоритмические и пальчиковые игры

Материал для родителей и воспитателей...

"Домашняя игротека"

В этом конспекте предложены советы для родителей по использованию игровых заданий дома....

Домашняя игротека

Игры на кухне....

консультация для родителей " Домашняя игротека"

рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук....

Домашняя игротека

Данное пособие рекомендовано для заботливых родителей по развитию у детей старшего дошкольного возраста фонематического слуха, лексико-грамматических категорий, устного связного высказывания, мелкой м...

Домашняя игротека по теме "Овощи"

Рекомендации для совместных игр родителей и детей дома по теме "Овощи". Данные рекомендации можно вывешивать в приемной в разделе "Логопед советует..."...

Домашняя игротека

Консультация для родителей...