Комплексы психомоторных упражнений
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Пустохина Екатерина Федоровна

Комплексы психомоторных упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govoruny.docx359.02 КБ

Предварительный просмотр:

Случаи из практики

КОМПЛЕКСЫ ПСИХОМОТОРНЫХ УПРАЖНЕНИНИЙ

     

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

     


Сентябрь-ноябрь.

Гимнастика утором или после сна

1. «ПРОБУЖДАЛКИ»

Каждое упражнение данного блока выполняется 5 раз. Обращать внимание на то, чтобы спина была прямой !

  «Потягушки». ИП – стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно свисают вдоль тела. На вдохе ребенок медленно поднимает руки вверх, прогибается в спине и запрокидывает голову: «Где у нас солнышко?». Тянется вверх, поднимаясь на цыпочки и постепенно напрягая все тело как «струнку». Удерживает это положение несколько секунд. На выдохе медленно возвращается в ИП. Отдыхает в течение того же интервала времени.

  «Тряпичная кукла». ИП – стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно свисают вдоль тела. Из положения стоя сделать наклон вперед, вогнувшись в пояснице. Ноги прямые, но вначале, если трудно, можно слегка согнуть их в коленях. Голова и руки свободно свисают вниз. Оставаться в этом положении 10–15 сек, затем медленно вернуться в ИП Упражнение выполняется один раз!

  «Ручки дружат». ИП – стоя, ладони сложены вместе и подняты на уровень груди так, чтобы предплечья были параллельны полу, а локти разведены в стороны. Прижать как можно сильнее ладони друг к другу, удерживая положение в течение 10–15 секунд, затем расслабить руки и отдыхать в течение того же интервала времени.

  «Ручки спорят». ИП – то же. Сцепить пальчики любым образом (как крючками или переплетя их). Тянуть руки в этом положении в разные стороны, не давая пальчикам «разорваться». Удерживать это положение в течение 10–15 секунд, затем расслабить

руки, отдыхая в течение того же интервала времени.

  «Свободные плечи». ИП – стоя, руки свободно свисают по сторонам, дыхание свободное. Выполнить пять медленных круговых движений только плечами (руки висят) вперед, затем назад. Упражнение выполняется сначала одновременно обоими плечами, затем каждым отдельно. После выполнения упражнения сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, стараясь максимально использовать объем легких.

  «Прыгающие плечи».ИП – то же. Совершать прыгающие движения (вверх – вниз) только плечами (руки висят). Упражнение выполняется сначала одновременно обоими плечами, затем каждым отдельно. После выполнения упражнения сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, стараясь максимально использовать объем легких.

  «Вертушки».ИП – стоя, руки в стороны. Совершать быстрые повороты туловища влево – вправо, одновременно с руками. Руки при этом производят легкие хлесткие удары сзади (по спине) и спереди. Ноги остаются на одном месте. Голова неподвижна.            

  «Погогочем – похохочем». ИП – то же. Произносить как можно быстрее различные слоги с «гортанными» согласными (к, г, х): «Ку-ка-ре-ку», «Ко-ко», «Ку-ку», «Га-га- га», «Ге-ге-ге», «Ха-ха-ха», «Хи-хи-хи», «Хо-хо-хо» и т.п.

  «Ушки»:

а) растирать ребром ладони область спереди от ушной раковины;

б) расставить указательный и средний палец на обеих руках; расположить руки у основания ушей и растирать зоны перед и за ушами;

в) растирать уши ладонями, как будто уши замерзли;

г) разминать большими и указательными ушные раковины сверху вниз и снизу вверх.

  «Гибкая шея». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками поглаживающими, похлопывающими, пощипывающими, растирающими, спиралевидными движениями.

  «Глазки просыпаются». Закрыть глаза, потереть их ладонями, как мы делаем, когда просыпаемся. Затем кулачками обеих рук совершать легкие вращательные движения, как бы массируя глазные яблоки.

  •   «Мытье головы». Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в разных направлениях.

 «Постучалки». Прохлопать ладонью (или кулачком) всю область грудной клетки от грудины до плеч. Сначала правой рукой – по левой стороне, затем левой рукой – по правой стороне.

На втором и третьем этапе дополнить это упражнение еще двумя:

а)прохлопать быстро грудную клетку обеими руками одновременно: правая рука – правую сторону, левая – левую;

б)прохлопать так, чтобы эти быстрые хлопки были не одновременными, а поочередными – то правой рукой, то левой, как барабанная дробь. Когда дети освоят данное упражнение, можно предложить им какой-то простой ритм.
«
Растиралки». Растереть кулачком круговыми движениями всю вертикаль по средней линии (сначала вверх, потом – вниз): от солнечного сплетения до ключиц и обратно. Затем активно помассировать подключичные ямки.
«Теплые ручки»:

а) громко хлопать в ладоши;
б) имитировать «силовое» мытье рук;
в) растирать и разминать пальцы рук от кончиков к основанию и обратно.

  • «Пошагаем». ИП – стоя, руки свободно свисают. Шагать, широко размахивая руками и высоко понимая ноги. Одновременно поднимается левое колено – правая рука, затем правое колено – левая рука.
    «Пошагаем с перекрестом». ИП – то же. Шагать, широко размахивая руками и высоко понимая ноги. Одновременно поднимается левое колено – правая рука, затем правое колено – левая рука. При каждом «шаге» надо «пересекать» коленом и рукой среднюю линию, которая условно делит тело на правую и левую сторону. То есть при поднятии, например, левого колена, оно идет вверх – вправо; одновременно правая рука поднимается вверх – влево и т.д.
  • «Воздушный шарик». ИП – стоя. Все дыхательные упражнения лучше начинать со стадии выдоха. После чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий вдох носом при полунаклоне вперед. Обратите внимание ребенка на то, что на вдохе его животик надувается, как воздушный шарик. Предложите ребенку положить на область диафрагмы руку, тогда он сможет контролировать себя при выполнении упражнения. Грудь и плечи должны оставаться спокойными. После вдоха необходимо задержать дыхание (удержать животик надутым), затем вделать медленный и плавный выдох через рот и выпрямиться. Упражнение выполняется по команде «вдох – выдох» под хлопки взрослого (количество хлопков увеличивается по мере овладения ребенком навыков правильного дыхания).

Физминутки между занятиями или после занятий перед прогулкой или свободной деятельностью

  •   «Регулировщик».

а) ИП – стоя, руки вытянуты перед грудью, голова неподвижна. На счет «раз» левая рука отводится назад; правая рука двигается синхронно с левой и кладется на «область над сердцем». На счет «два» – правая рука отводится назад, а левая – соответственно, двигается синхронно ей и кладется справа.

б) ИП – стоя, руки свободно свисают вдоль тела, голова неподвижна. На счет «раз» ребенок поднимает руки вверх, на «два» опускает вниз.

  •   «Маленькие мельницы» (однонаправленно). ИП – стоя, руки вытянуты перед грудью. Совершать круговые вращательные движения кистями рук вправо, затем влево. Упражнения выполняются:

а) левой рукой,
б) правой рукой,
в) одновременно двумя руками в одном направлении.

  •   «Средние мельницы» (однонаправленно). ИП – стоя, руки вытянуты в стороны. Совершать круговые вращательные движения руками в локтевых суставах вправо, затем влево. Упражнение выполняются:

а) левой рукой,
б) правой рукой,
в) одновременно двумя руками в одном направлении.

  •   «Большие мельницы» (однонаправленно). ИП – стоя, руки свободно свисают вдоль туловища. Выполнять вращательные движения в плечевых суставах (имитация плавания) вперед и назад:

а) левой рукой,
б) правой рукой,
в) одновременно двумя руками в одном направлении.

  •   «Качели». ИП – стоя, спина прямая, руки свободно свисают вдоль туловища. Все задания выполняются в медленном темпе. Важно, чтобы плечи и позвоночник оставались прямыми.

а) На счет «раз» достать подбородком до груди, на счет «два» – затылком до спины.

б) На счет «раз» наклонить голову («положить» ухо) на левое плечо, на счет «два» – на правое.

в) На счет «раз» поворачивать голову направо, на счет «два» – налево.

  •   Махи ногами. ИП – стоя, руки свободно свисают вдоль туловища. На счет «раз»

ребенок делает мах ногой вперед, на счет «два» – назад. Упражнение выполняется сначала левой, затем правой ногой. При необходимости можно придерживаться за спинку стула или стенку.

  •   «Мельницы ногами».ИП – стоя, руки свободно свисают вдоль туловища. Совершать вращательные движения по и против часовой стрелки сначала левой, затем правой ногой. При необходимости можно придерживаться за спинку стула или стенку.

а) вращение производится только стопой; вся остальная нога и тело – неподвижны.

б) вращение производится в коленном суставе.

в) вращение производится всей ногой от бедра.

  •   «Рисование в воздухе». Рисование в воздухе прямых линий и волн (однонаправленно)

(рис.7). Перед началом упражнения полезно нарисовать на доске нужный образец, чтобы дети видели, что они «прорисовывают» в воздухе. Если число детей в группе позволяет, это упражнение выполняется на доске.

Упражнение проводится по образцу, заданному взрослым: он изображает рукой (руками) многократное обведение линий в обе стороны. Дети вместе с ним производят движения, имитирующие этот многократное обведение. Задание выполняется:

а) левой рукой вправо – влево, вверх – вниз;
б) правой рукой так же;
в) сложенными вместе руками так же;
г) одновременно двумя руками в одном направлении; каждая рука рисует при этом

свой образец (например, правая рука прорисовывает свою «волну», а левая – свою) вверх – вниз, вправо – влево.

page102image13849056page102image13851552page102image13854672

Рис. 7. Образцы для рисования

Физминутка во время занятия

  •   «Пальчиковые ладушки и ходилки»: а) похлопать в ладоши;

б) поиграть в «ладушки» только пальцами («хлопают» большой и указательный, затем большой и средний и т.д.);

в) «походить» пальчиками (1–2, 1–3, 1–4, 1–5 или 2–3, 2–4 и т.д.); г) изобразить игру на фортепиано. Движения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно обеими руками.

  •   «Раз – два – три – четыре».
    «Раз – два – три – четыре!
    (хлопки на счет)
    Кто живет в моей квартире? (ладони разводятся в стороны) Раз – два – три – четыре – пять! (хлопки на счет)
    Всех могу пересчитать: (далее массировать каждый палец) Папа, мама, брат, сестренка,
    Кошка Мурка, два котенка,
    Мой щегол, сверчок и я –
    Вот и вся моя семья».
  •   «Вращение».Переплести пальцы рук, оставив большие пальцы свободными. По команде взрослого медленно вращать большими пальцами(один вокруг другого) с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп!» прекратить упражнение.
  •   «Зайчик», «Коза», «Лиса»... (левой, правой, двумя руками) (попеременно). Ребенок «выбрасывает» из кулака пальцы: 2 и 3 («заячьи ушки»), 2 и 5 («козьи рожки»), 4 и 5 («лисьи ушки»), 1 и 5 («телефон») и т.д. сначала правой, потом левой рукой, затем двумя руками попеременно.

Декабрь-февраль.

Гимнастика утором или после сна

  1. «ПРОБУЖДАЛКИ». (см. I ЭТАП)

  «Воздушный шарик+ руки» 

а) ИП – стоя, ребенок смотрит перед собой, руки вытянуты перед грудью. На счет

«раз» сделать глубокий вдох, развести руки в стороны и прогнуть спину, на счет «два» выдохнуть и вернуться в ИП

б) ИП – стоя, ребенок смотрит перед собой, руки свободно свисают вдоль туловища. На счет «раз» сделать глубокий вдох и поднять обе руки вверх, на счет «два» выдохнуть и вернуться в ИП

  «Воздушный шарик + ноги». ИП – стоя, ребенок смотрит перед собой, руки на поясе. а) На счет «раз» сделать вдох и отставить левую ногу в сторону, на счет «два»

сделать выдох и вернуться в ИП. То же с правой ногой.
б) На счет «раз» сделать вдох и вытянуть левую ногу вперед, на счет «два» сделать

выдох и вернуться в ИП; на счет «три» сделать вдох и отвести левую ногу назад, на счет «четыре» сделать выдох и вернуться в ИП. То же с правой ногой.

Физминутки между занятиями или после занятий перед прогулкой или свободной деятельностью

  «Болталки горизонтальные».ИП – стоя, руки перед грудью, голова и корпус неподвижны. На счет «раз» ребенок свободно отводит левую руку назад, а правой – хлопает по левой части груди, близко к плечу. На счет «два» правая рука свободно «летит» назад, а левая хлопает по правой части груди.

  «Болталки горизонтальные + голова» (одно- и разнонаправленно). Базовое упражнение «Болталки горизонтальные» усложняется тем, что движения рук сочетаются с одновременным поворотом головы:
а) голова поворачивается в ту же сторону, что руки;

б) голова поворачивается в сторону, противоположную повороту туловища и рук.

  «Болталки вертикальные». ИП – стоя, руки свободно свисают вдоль туловища,

голова и корпус неподвижны. На счет «раз» ребенок с максимальным размахом

поднимает руки вверх, на счет «два» опускает вниз.

  «Болталки вертикальные + голова» (одно- и разнонаправленно). Базовое

упражнение «Болталки вертикальные» усложняется тем, что движения рук сочетаются с одновременным поднятием/опусканием головы:
а) голова поднимается вместе с поднятием рук и опускается, когда руки опускаются

вниз;
б) голова поворачивается в сторону, противоположную движению рук: руки вверх –

голова вниз, руки вниз – голова вверх.

  «Болталки горизонтальные + глаза» (одно- и разнонаправленно). Базовое

упражнение «Болталки горизонтальные» (однонаправленно) усложняется тем, что движения рук сопровождаются движениями глаз. Головаи корпус неподвижны. а)глаза «следуют» за руками;
б)глаза «следуют» в противоположную от рук сторону;

Голова всегда остается неподвижной!

Конечно, это упражнение следует проводить в несколько этапов.

  «Болталки вертикальные + глаза» (одно- и разнонаправленно). Базовое упражнение

«Болталки вертикальные» (однонаправленно) усложняется тем, что движения рук сопровождаются движениями глаз:
а)глаза «поднимаются» вместе с поднятием рук и опускаются к подбородку, когда

руки опускаются вниз;
б) глаза «поворачиваются» в сторону, противоположную движению рук: руки – вверх,

глаза – вниз; руки – вниз, глаза – вверх;

Голова и корпус всегда остаются неподвижными!

Это упражнение, как и предыдущее, следует проводить в несколько этапов. «Маленькие мельницы» (одно- и разнонаправленно) . ИП – стоя, руки вытянуты перед грудью. Совершать одно- и разнонаправленные круговые движения кистями

рук. Вращаются только кисти (вся остальная рука – неподвижна):

а) вправо,
б) влево,
в) навстречу друг другу,
г) в противоположные стороны. Движения рук одновременные.

  «Средние мельницы» (одно- и разнонаправленно). ИП – стоя, руки вытянуты в стороны. Совершать одно- и разнонаправленные круговые вращательные движения руками в локтевых суставах. Вращаются только предплечья:
а) вправо,

б) влево,
в) навстречу друг другу,
г) в противоположные стороны. Движения рук одновременные.

  «Большие мельницы» (однонаправленно). ИП – стоя, руки свободно свисают вдоль туловища. Совершать однонаправленные круговые движения рук в плечевых суставах. Каждая рука вращается сначала вперед, потом – назад. Затем обе руки вращаются:
а) одновременно вперед;

б) одновременно назад;
в) попеременно вперед (плавание кролем); г) попеременно назад (плавание на спине).

  «Мельницы ногами». ИП – стоя, руки свободно свисают вдоль туловища. Совершать вращательные движения по и против часовой стрелки; сначала левой, затем правой ногой. При необходимости можно придерживаться за спинку стула или стенку.

а) вращение производится только стопой; вся остальная нога и тело – неподвижны.

б) вращение производится только в коленном суставе.

в) вращение производится всей ногой от бедра.

  «Велосипедный шаг» (одноименно и реципрокно). ИП – стоя, ребенок смотрит перед

собой, руки свободно свисают вдоль туловища. Под счет ребенок соединяет:
а) одноименные локоть и колено, начиная с левой руки и левой ноги;
б) разноименные локоть и колено, пересекая среднюю линию своего тела, начиная с

левой руки и правой ноги.

 «Рисование в воздухе». Рисование в воздухепрямых линий, волн, кругов и овалов

разной величины (рис. 8) (одно- и разнонаправленно). Полезно перед началом упражнения нарисовать на доске нужный образец, чтобы дети видели, что они «прорисовывают» в воздухе. Если количество детей в группе позволяет, это же упражнение выполняется на доске. Упражнения на этом этапе принципиально выполняются так же, как и прежде. Но они усложняются, несколько отличаясь от аналогичных занятий I ЭТАПА: 1) добавляется обведение кругов и овалов и 2) появляется разнонаправленное обведение при выполнении двумя руками.

Упражнение, как всегда, проводится по образцу, заданному взрослым. Дети вместе с ним производят движения, имитирующие рисование различных линий и фигур:

а) левой рукой (вправо – влево, вверх – вниз; по кругу в одну и в другую сторону);                         б) правой рукой так же;
в) сложенными вместе руками так же;
г) одновременно двумя руками (каждая – свою фигуру) в одном направлении;

д) одновременно двумя руками в разных направлениях, например, правая рука рисует линию (волну) вверх, левая – вниз; правая рука – вправо, левая – влево.

Алгоритмы рисования кругов каждой рукой и сложенными вместе руками очевидны. Этапы рисования двумя руками (одно- и разнонаправленно) представлены на рис.9.

Рис.8. Образцы для рисования

page114image13871264page114image13861904page114image13866272page114image13866688

113

page115image13826480page115image13818368page115image13819616page115image13822528page115image13818784page115image13818576page115image13813168page115image13820656

левая рука правая рука левая рука правая рука

а) Рисование двумя руками одновременно в одном направлении;

левая рука правая рука левая рука правая рука

б) Рисование двумя руками одновременно в разных направлениях.

Рис.9. Этапы рисования двумя руками одновременно

Физминутка во время занятия

«В этом домике пять этажей...». Пальцы сжаты в кулак и последовательно разгибаются, а потом снова собираются в кулак: в такт «потешке».

«В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем – семейство рыжих бельчат, На четвертом живет с птенцами синица, На пятом сова – очень умная птица.
Ну что же, пора нам обратно спуститься: На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчат – втором.
На первом – ежи, мы еще к ним зайдем».

  «Змейки». Размять каждый пальчик. Сделать волнообразные движения («змейки») поочередно каждым пальцем сначала на одной руке, затем на другой. При необходимости помочь «змейкам» другой рукой. Изобразить «змеек» обеими руками вместе.

  «Клешни краба».Средний палец накладывается на указательный и зажимает его, безымянный – на средний, мизинец – на безымянный. Соединить полученную конструкцию из пальцев с большим. Получилась клешня краба. Сначала левая, правая, затем обе одновременно/попеременно хватают все вокруг.

  «Зайчик», «Коза», «Лиса»...(двумя руками) (попеременно/одновременно). Ребенок «выбрасывает» из кулака пальцы: 2 и 3 («заячьи ушки»), 2 и 5 («козьи рожки»), 4 и 5 («лисьи ушки»), 1 и 5 («телефон») и т.д. Одна и та же «поза» выполняется:
а) двумя руками попеременно;

б) двумя руками одновременно.

  «Щелчки». Научите ребенка щелкать пальцами, сначала одной рукой, потом другой,

затем двумя руками попеременно: то одной рукой, то другой рукой, иодновременно.

Март-май.

Гимнастика утором или после сна

  1. «ПРОБУЖДАЛКИ». (см. I ЭТАП)
  • «Воздушный шарик+ руки» с задержкой дыхания.

а) ИП – стоя, ребенок смотрит перед собой, руки вытянуты перед грудью. На счет до 5 сделать медленный глубокий вдох, одновременно развести руки в стороны и прогнуть спину, задержать дыхание и сохранить позу на тот же интервал времени. На счет до 5медленно выдохнуть, одновременно свести руки и вернуться в ИП Задержать дыхание на тот же интервал времени, сохраняя данную позу.

б) ИП – стоя, ребенок смотрит перед собой, руки свободно свисают вдоль туловища. Аналогично предыдущему упражнению - глубокий вдох и обе руки вверх,задержка дыхания, медленный выдох, руки вниз, вернуться в ИП Задержка дыхания и данной позы.

  «Воздушный шарик + ноги» с задержкой дыхания. ИП – стоя, ребенок смотрит перед собой, руки на поясе.

а) На счет до 5 сделать медленный вдох, одновременно отставить левуюногу в сторону, зафиксировать позу. Задержать дыхание на счет до 5; сделать медленный выдох (счет до 5) и вернуться в ИП. Задержка дыхания и позы. То же с правой ногой.

б)Аналогично предыдущему упражнению. Но нога вытягивается вперед и/или назад.

Физминутки между занятиями или после занятий перед прогулкой или свободной деятельностью

  «Болталки горизонтальные» (разнонаправленно). ИП – стоя, руки перед грудью, голова и корпус неподвижны. На счет «раз» ребенок разводит руки в стороны, на счет «два» перекрещивает руки перед грудью и обнимает себя за плечи.

  «Болталки вертикальные» (разнонаправленно). ИП – стоя, руки перед грудью, голова и корпус неподвижны. На счет «раз» с размахом поднимает вверх правую руку и опускает вниз левую, на счет «два» с размахом меняет руки местами.

  «Болталки горизонтальные + язык + глаза» (одно- и разнонаправленно). Базовое упражнение «Болталки горизонтальные» усложняется тем, что движения рук сопровождаются одновременными движениями языка и глаз:
а) язык и глаза «следуют» за руками;

б) язык и глаза «следуют» в противоположную от рук сторону; в)язык «следует» за руками, а глаза – в противоположную сторону; г)глаза «следуют» за руками, а язык – в противоположную сторону. Голова и корпус неподвижны!

  «Болталки вертикальные + язык + глаза» (одно- и разнонаправленно). Базовое упражнение «Болталки вертикальные» усложняется тем, что движения рук сопровождаются одновременными движениями языка и глаз:
а) язык и глаза «поднимаются» вместе с поднятием рук и опускаются к подбородку, б) язык и глаза «поворачиваются» в сторону, противоположную движению рук: руки вверх, язык и глаза – вниз; руки вниз, язык и глаза – вверх;

в) язык «следует» за руками, а глаза – в противоположную сторону; г) глаза «следуют» за руками, а язык – в противоположную сторону. Голова и корпус неподвижны!

 «Маленькие мельницы» (одно- и разнонаправленно; одновременно/попеременно). ИП – стоя, руки вытянуты перед грудью. Совершать одно- и разнонаправленные круговые движения кистями рук. Вращаются только кисти (вся остальная рука – неподвижна):

а)обеими руками вправо,
б)обеими руками влево,
в)навстречу друг другу,
г)в противоположные стороны.
Сначала движения выполняются синхронно
одновременно, затем синхронно попеременно.

  «Средние мельницы» (одно- и разнонаправленно; одновременно/попеременно). ИП –

стоя, руки вытянуты в стороны. Совершать одновременные одно- и разнонаправленные круговые движения руками в локтевых суставах. Вращаются только предплечья:
а) вправо,
б) влево,
в) навстречу друг другу,
г) в противоположные стороны.
Сначала – синхронно
одновременно, затем – синхронно попеременно.

  «Большие мельницы» (одно- иразнонаправленно; одновременно/попеременно). ИП – стоя, руки свободно свисают вдоль туловища. Совершать круговые движения рук в плечевых суставах:
а) одновременно вперед;

б) одновременно назад;
в) попеременно вперед (имитируется плавание «кролем»),
г) попеременно назад (плавание на спине);
д) одновременно разнонаправленно: сначала левая – вперед, правая – назад; затем

левая – назад, правая – вперед.

 «Мельницы ногами».ИП – стоя, руки свободно свисают вдоль туловища. Совершать

вращательные движения по и против часовой стрелки сначала левой, затем правой ногой. При необходимости можно придерживаться за спинку стула или стенку.

а) Вращение производится только стопой; вся остальная нога и тело – неподвижны.

б) Вращение производится в коленном суставе.

в) Вращение производится всей ногой от бедра.
«Цыганочка». ИП – ноги на ширине плеч, руки опущены. По команде ребенок дотрагивается левой рукой до поднятого правого колена, возвращается в ИП сзади дотрагивается правой рукой до левой пятки (согнутая в колене левая нога отводится назад); возвращается в ИП. Затем упражнение выполняется аналогичным образом для правой руки и левого колена, левой руки и правой пятки.

«Рисование в воздухе».Рисование в воздухе спиралей и восьмерок (одно- и разнонаправленно)(рис. 10).Полезно перед началом упражнения нарисовать на доске нужный образец, чтобы дети видели, что они «прорисовывают» в воздухе. Если количество детей в группе позволяет, это же упражнение выполняется на доске.

Упражнение проводится по образцу, заданному взрослым. Дети вместе с ним производят движения, имитирующие рисование различных линий:

а) левой рукой (в одну и другую сторону);
б) правой рукой так же;
в) сложенными вместе руками так же;
г) одновременно двумя руками (каждая свою фигуру) в одном направлении так же;

д) одновременно двумя руками в разных направлениях; например, правая рука закручивает «спираль» слева направо, а левая – справа налево; правая рука рисует «восьмерку» справа налево, а левая рука – слева направо и т.д.

Алгоритм рисования спиралей двумя руками (одно- и разнонаправленно) представлен на рис. 11. Аналогичным образом выполняется упражнение с «восьмерками».

Рис.10. Образец для рисования

page125image13705760page125image13701600

page126image13813376page126image13825232page126image13826688

левая рука правая рука левая рука правая рука

а) Рисование двумя руками одновременно в одном направлении;

левая рука правая рука левая рука правая рука

б) Рисование двумя руками одновременно в разных направлениях. Рис. 11. Этапы рисования двумя руками одновременно

Физминутка во время занятия.                                             «Окошки».На обеих руках средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты к ладони, большой и указательный – прямые. Ребенок соединяет большой палец левой руки с указательным пальцем правой, большой палец правой руки с указательным левой (получается «окошко»).Расцепляя находящиеся снизу большой и указательный пальцы, ребенок вновь соединяет их сверху. Главная задача – плавные переключения с одной позы на другую. Те же движения выполняются большими и средними пальцами, большими и безымянными пальцами, большими пальцами и мизинцами.

  «Лесенка».На обеих руках мизинец, большой и средний пальцы прижаты к ладони. Ребенок кладет на указательный палец правой руки указательный палец левой руки, средний палец правой руки – на указательный левой, средний палец левой руки – на средний палец правой руки. Каждый раз ребенок перекладывает палец, находящийся снизу, на самый верхний палец, как бы поднимаясь по лесенке.

page126image14231504page126image14229424page126image14226512page126image14221520

 «Зайчик», «Коза», «Лиса»...(двумя руками) (одновременно). Ребенок «выбрасывает» из кулака пальцы: 2 и 3 («заячьи ушки»), 2 и 5 («козьи рожки»), 4 и 5 («лисьи ушки»), 1 и 5 («телефон») и т.п. Упражнение выполняется:
а) двумя руками одновременно одну позу-фигуру,

б) двумя руками одновременно разные фигуры, например: правой – «Зайца», левой – «Лису», и наоборот.
 «Братцы». Засиделись в избушке братцы (поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы согнуты),

Захотел меньшой прогуляться (отвести мизинец в сторону – строго в плоскости ладони – и задержать его в этой позиции на 2–3 сек).

Да скучно ему гулять одному (мизинец чуть покачивается, затем возвращается в исходную позицию),

Зовет он братца вдвоем прогуляться (отвести в сторону прижатые друг к другу мизинец и безымянный пальцы, задержать на 2–3 сек).

Да скучно им гулять одним (мизинец и безымянный чуть покачиваются и возвращаются в исходную позицию),

Зовут братца втроем прогуляться (отвести в сторону мизинец, безымянный и средний пальцы, задержать на 2–3 сек).

Грустно старшим сидеть в избе (большой и указательный пальцы 4 раза соединяются кончиками), Зовут они братцев домой к себе (все пальцы соединяются в щепоть, рука расслаблена).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляторных упражнений для постановки звуков

Комплексы артикуляторных упражнений для постановки звуков С, З, Ш, Ц, Р, Л...

Комплексы игровых упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает плоскостопие.

Плоская стопа встречается у 15-23% детей, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию  и принять профилактические меры....

Комплекс дыхательных упражнений.

Комплекс дыхательных упражнений....

Занятие «Комплекс гимнастических упражнений в сочетании с дыхательными упражнениями»

Комплекс гимнастических упражнений в сочетании с дыхательными упражнениями....

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...

Использование кинезиологических и психомоторных упражнений в коррекции речевых нарушений

Среди дошкольников с ОВЗ большую группу составляют дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Для исправления речевых нарушений можно использовать кинезиологические и психомоторные упражнения: составить ...