Программа КРЗ с песком для ребенка 4-5 лет с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно-развивающих занятий
с песком с ребенком 4-5 лет (ЗПР)
Вид программы: коррекционно-развивающая.
Цель программы: развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Задачи программы:
- Развитие познавательных способностей детей 4-5 лет.
- Развитие коммуникативных навыков.
-Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие «тактильной» чувствительности.
- Совершенствование творческих навыков, умение экспериментировать.
- Учит усидчивости и аккуратности.
- Стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка.
Форма организации занятий – индивидуальная.
Длительность программы: частота занятий 2 раза в неделю. Длительность каждого занятия 15 минут в первой половине дня.
Сроки реализации программы: середина сентября 2021г. –январь 2022г.
Пояснительная записка
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
После проведения совместной деятельности с использованием песочницы ребенок научаться последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; умеют выстраивать композиции на песке по образцу; после проведённой совместной деятельности у ребенка заметно эмоционально положительное состояние, ребенок получает удовольствие от игр и совместной деятельности со взрослым.
Формы подведения итогов реализации программы:
наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.
Необходимое оборудование:
1. Пластиковый прямоугольный поднос. Высота бортов не менее 3-5 см.
2. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
• лопатки, стеки;
•разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
• бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы.
Организация игр-занятий с песком
1. Организационный момент: (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом ребенка).
Психолог знакомит ребенка со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть песочная Фея. Игрушка должна быть красивой и интересной. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях в группе, так как через эту игрушку педагог объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Психолог в ходе проведения игр обращает внимание ребенка на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать. Сначала показывает в песке все движения, затем ребенок их повторяет.
Упражнение «Здравствуй, Песок!»
Цель: снизить психофизическое напряжение.
Ведущий от имени Феи просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребёнок:
- Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
- Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу
- Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной
- Перетираем песок между пальцами и ладонями
- В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка…»
2. Правила поведения в песочнице
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
После игры надо помочь песочной Фее убрать все игрушки на свои места.
После игры в песке надо помыть ручки.
3. Игра с песочной Феей. Песочная Фея приглашает ребенка к себе в гости, в песочницу, предлагает поиграть с ней в разные игры.
4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания.
-Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем песочной Фее, чем мы занимались.
Ребенок припоминает ход занятия и рассказывает о проделанной работе.
Литература
1.Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.
2.Лыкова И., Лепка из пластилина. Изд.: Дидактика – Карапуз, 2000-2007 г.
3.Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.
4.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.
5.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 72 с. (Психологическая служба).
6.Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014. – 136 с. (Психологическая служба).
Тематическое планирование
Название занятия | Наименование форм работы, упражнений | Время |
Сентябрь занятия 1 Овощи | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад».4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин |
Сентябрь занятия 2, 2.1 Фрукты | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад»2 занятие - «Игра «Во саду ли, в огороде»4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Сентябрь занятия 3, 3.1 Грибы, ягоды | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад»2 занятие - «Выложи по контуру» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Октябрь занятие 1, 1.1 Деревья | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад» 2 занятие- «Выложи по контуру» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Октябрь занятие 2, 2.1 Насекомые | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад» 2 занятие- «Нарисуй на песке» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Октябрь занятие 3, 3.1 Перелетные птицы | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад», 2 занятие - «Выложи по контуру» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Октябрь занятие 4, 4.1 Продукты питания | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад», 2 занятие - «Что я спрятала в песок?» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Ноябрь занятие 1, 1.1 Моя семья | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад», 2 занятие - «Отгадай загадку и найди отгадку» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Ноябрь занятие 2, 2.1 Дикие животные | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие –«Найди клад», 2 занятие - «Отгадай загадку и найди отгадку» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Ноябрь занятие 3, 3.1 Домашние животные | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие -«Найди клад» 2 занятие- «Выложи мордочку кошки по контуру» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Ноябрь занятие 4, 4.1 Бытовые приборы | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие - «Найди клад»2 занятие- «Что я спрятала в песок?»4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Декабрь занятие 1, 1.1 Зима | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие - «Найди клад» 2 занятие- «Нарисуй на песке снежки и выложи камнями по контуру» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Декабрь занятие 2, 2.1 Зимующие птицы | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие - «Найди клад», 2 занятие - «Обведи птицу по контуру» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Декабрь занятие 3, 3.1 Зимние забавы | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад» 2 занятие- «Нарисуй снеговика и укрась его» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Декабрь занятие 4, 4.1 Новый год | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие - «Найди клад» 2 занятие «Укрась елку» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Январь занятие 1. 1.1 Мужские и женские профессии | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад» 2 занятие - «Что я спрятала в песок?» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Январь занятие 2, 2,1 Водный и воздушный транспорт | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад» 2 занятие- «Выложи контур корабля» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Январь занятие 3, 3.1 Наземный транспорт | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад» 2 занятие- «Нарисуй машину» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Всего 15 занятий | 5 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/28/picture-931216-1716880373.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программ «Чудеса на песке»
Программа для детей от 3 лет. Занятия проводятся на световых столах....
Мониторинг по программе "Сказка на песке"
Результаты развития координированных движений, мелкой моторики в условиях ДОУ «Сказка на песке»...
Диагностика к программе Сказка на песке
Диагностика проводится по методике (Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-1185054-1573066447.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказка на песке»
Программа составлена для воспитанников дошкольных образовательных учреждений с ОВЗ.С учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Программа рассчитана на 2 года. Образовательный процесс стро...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/22/picture-1373878-1640192082.jpg)
Программа рисуем на песке.
Программа может быть использована воспитателями, родителями, педагогами доп. образовния. Содержит тематическое планирование занятий попесочной анимации надва года....