"Дикие животные" - речевой материал
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

 Грохова Галина Ивановна

 Мимические, дыхательные, артикулляционные упражнения, игры для  развития речи детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_material_.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (заяц, лиса, медведь, волк)»

I. Голосовые, мимические, дыхательные и артикуляционные упражнения на тему: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ».

 

1. Мимические упражнения.

 

1. «Злой волк (медведь)»: выражение лица злое, брови нахмурены.

2.«Хитрая лиса»: улыбнуться, хитро прищурив глазки.

3. «Трусливый зайка»: выражение лица испуганное.

4. «У зайки болят зубы»: страдающее выражение лица

2. Дыхательные упражнения.

  1. «Лиса идёт по следу»: короткие частые вдохи носом.

Лисонька-лиса след зайца взяла.

Носиком повела, по следу пошла:

Прислушивается, принюхивается.

(Е.Г.Карельская)

  1. «Согреем лапки»: подуть на руки, выдыхая ртом тёплый воздух.

Зайке холодно в лесочке:

Греет лапки под кусточком.

 

3. Артикуляционные упражнения.

  1. «Пощёлкать зубами»: как это делает злой волк.

 

  1. «Зайка»: покусать верхними резцами нижнюю губу.

 

  1. «Заяц грызёт морковку (кочерыжку)»: покусывать язык, постепенно втягивая его в рот.

«Заяц и морковка»

Зайчишка-трусишка

По болоту бежал, в огород забежал,

Нашёл морковку, грызёт её ловко.

(Е.Г.Карельская).

(потешка):

- Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

- А чему ты, заяц, рад?

- Рад, что зубы не болят!

 

  1. «Хвостик»: покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону.

 

II. ФОНЕТИКА.

 1. Уточнить произношение согласных звуков [п], [пь], [м], [мь], [д], [дь] в слогах и словах.

 

 

2. Закреплять умение воспроизводить ряд слогов (пиф-паф-пуф, мы-ма-му, ми-ми-мэ, дили-дон, дили - дили - день, динь - динь – дон и т.д.) на одном выдохе. (При этом первый согласный в слоге даётся с утрированной артикуляцией и очень чётко.)

 

 

3. Звукоподражания в текстах:

 

Все проснулись! (потешка)

Дили-дили-дили-дили! –

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили! –

Колокольчики будили:

Всех лисят и зайчат,

Всех весёлых медвежат.

Лисоньки проснулись,

Лисоньки потянулись.

Дили, день! Дили, день!

Начинаем новый день!

Лиса по лесу ходила (потешка)

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни заводила:

А – а – а, а – а – а!

Вот как песни заводила!

 

Лиса лычки драла:

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Лиса лапотки плела!

Ла-ла-ла, ла-ла-ла.

 

 

III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ.

 1.Называть животное и его детёнышей (по картинкам):

Волк – волчонок – волчата                           Лиса – лисёнок – лисята

Заяц – зайчонок – зайчата                             медведь – медвежонок - медвежата

 

2. Части тела животного (нос, лапа, шея, глаз, шерсть, хвост, живот, спина, зубы)

3. Различать и употреблять в речи существительные, прилагательные и глаголы в единственном и множественном числе:

заяц – зайцы

лиса – лисы

волк – волки

медведь - медведи

пушистый – пушистые

маленький – маленькие

забавный – забавные

злой - злые и т.д.

жуёт – жуют

бежит – бегут

ищет – ищут

лежит - лежат и т.д.

 

4. Понимать и употреблять в речи слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

лиса – лисичка

заяц – зайка, зайчишка, зайчонок

медведь - мишка

волк – волчок, волчишко

лапа – лапка

нос - носик

пушистый – пушистенький

голодный – голодненький

слабый - слабенький

5.Формировать глагольный словарь (ребёнок отвечает на вопросы).

Ищет (что? кого?), зовёт (кого?), роет, рыщет, бежит, воет (кто? где?) и т.д.

 

 

6. Словарь определений: красивый (-ая), пушистый (-ая), серый, рыжая, грязный, трусливый, голодный (-ая), забавный, слабый, маленький и т.д.

 

7. Слова-антонимы:

Большой – маленький, громкий – тихий, слабый – сильный, сытый – голодный и т.д.

 

8. Работа с картинками (предметными и сюжетными).

Рассматриваем и описываем зайца, лису, волка, медведя.

 

IV. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

 1.«Зайка»: указательный и средний палец выпрямлен, остальные сжаты в кулачок.

2. «Волк» (как «Собака» из пальцев): несколько раз открыть и закрыть «пасть»:  Зубастый волк зубами: щёлк!

 3. «Зайчонок наряжается» (потешка)

Зайка вымыл свои ушки, (Левая рука – «зайка», правой рукой «моем» зайке ушки.)

Вымыл он и лапочки. (Имитация мытья рук.)

Стал зайчонок наряжаться, (Правой рукой оглаживаем со всех сторон «зайку»)

Надевал он тапочки. (По очереди оглаживаем то правую, то левую руки.)

4. «Медведь»: средний и безымянный пальцы придерживаются большим пальцем, указательный и мизинчик загнут в виде «ушек».

 

V. ДИНАМИЧЕСКИЕ   ПАУЗЫ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Аккуратные зайчата

Лапки мыли?   (Выполняются движения в соответствие с текстом.)

- Мыли!

- Ушки мыли?

- Мыли!

- Хвостики мыли?

- Мыли!

- Всё помыли?

- Всё помыли! (Руки развести в стороны.)

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые! (Попрыгать на месте.)

(Г.Лагздынь)

Зайки

По лесной лужайке разбежались зайки. (Соответственно.)

Вот какие зайки, зайки-побегайки!   (Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево.)

Сели заиньки в кружок, роют лапкой корешок. (Соответственно.)

Вот какие зайки, зайки-побегайки!

(В. Антонова)

 

 

 

Зайка зимой

Зайке холодно сидеть,   (Все движения в соответствие с текстом.)

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк напугал.

Зайка – прыг! и убежал!

(В Антонова)

 

Зайцы и утки (потешка)

Взялись зайцы за бока,   (Соответственно.)

Заплясали гопака.           (Плясовые движения гопака.)

Прилетали утки,             (Помахать руками, как крыльями.)

Заиграли в дудки.           (Имитация игры на дудке.)

Ах, какая красота!

Заиграли в дудки.

 

Заяц Егорка

Заяц Егорка свалился в озёрко. (Дети идут по кругу, один ребёнок – в центре на корточках.)

Бегите под горку! (Бег по кругу.)

Спасайте Егорку! (Дети помогают ему встать.)

 

Заинька серенький

Заинька, походи, серенький, походи.     (Все движения в соответствие с текстом.)

Вот так, вот сяк походи.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький попляши.

Вот так, вот сяк, попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк, поклонись.

 

Серый зайка умывается

Серый зайка умывается,                   (Имитация движений умывающегося зайца.)

Видно в гости собирается:

Вымыл носик, вымыл хвостик,     (Соответственно.)

Вымыл ухо, вытер сухо.

(В. Мирович)

 

Лисичка

Я лисичка, я сестричка,   (Подражаем движениям лисички.)

Я хожу неслышно.             (Осторожные крадущиеся шаги.)

Рано утром по привычке   (Махнуть рукой.)

На работу вышла!

(Т.Волгина)

 

Медвежонок Жак.

Медвежонок Жак простужен. (Дети идут по кругу, взявшись за руки, в середине – один ребёнок.)

Мёд ему сегодня нужен. (Остановиться.)

Мёд дадим ему на ужин (Протянуть к ребёнку руки, сложенные «ковшиком».)

Потому, что мы с ним дружим. (Берут ребёнка в круг.)

(Н. Нищева)

 

Медвежата

Медвежата в чаще жили (Шаги вперевалку.)

Вперевалочку ходили.

Вот так, вот так, вперевалочку ходили.

И друг с другом все дружили. (Обнимаются)

И друг с другом все дружили.

Вот так, вот так (Дети обнимаются.)

Медвежата те дружили. (Жмут друг другу руки.)

(В. Антонова)

 

У медведя во бору (подвижная игра)

У медведя во бору

Много шишек наберу.   (Собираем шишки.)

А медведь слепой,         (Закрыть глаза руками.)

Не бежит за мной.         (Помотать головой.)

Веточка обломится,

Медведь за мной погонится.   (Дети убегают от медведя.)

 

Медведь и пчёлы.

Медведь по лесу бродит,         (Все движения в соответствие с текстом.)

От дуба к дубу ходит…

Находит в дуплах мёд

И в рот себе кладёт.

Облизывает лапу

Сластёна косолапый,

А пчёлы налетают,

Медведя догоняют.

А пчёлы жалят мишку:

«Не ешь наш мёд, воришка!»

Бредёт лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает

И пчёлок вспоминает…

(И. Лопухина)

 

 

Медвежонок

Медвежонок потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы за спину завёл,

Повернулся и пошёл.

Он пошёл налегке,

Ловить рыбу на реке,

Её ловит ловко.

Есть у мишеньки сноровка!

(Соответственно.)

(Далее – по тексту.)

 

 

(Развести руки в стороны.)

(Имитация ловли рыбы в воде руками.)

 

 

 

VI. ЗАГАДКИ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ.


1. 
Загадки о зайце

 

Хитрый след плести стараясь

По сугробам прыгал … (заяц).

(Л.Николаева)

 

 

Белую шубку надел он зимой,

Серую – летом. Кто он такой? (Заяц)

(Е.Г.Карельская)

Зимой – беленький,

Летом – серенький. (Заяц)

 

 

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки?   (Заяц)

 

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Ну-ка. Отгадай-ка,

Кто это? (Зайка)

По снегу бежит, петляет,

К лету шубку меняет. (Заяц)

 

Заберётся в огород

И давай над грядкой

Набивать капустой рот,

Грызть морковь украдкой:

Погрызёт часок-другой

И стрелой летит домой.

(Заяц)

(Игорь Мазин)

 

2.   Загадки о  лисе

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … (лису).

 

Рыжая, хитрая,

С пушистым хвостом,

Кур таскает,

Зайцев обижает.     (Лиса)

 

 

Рыжая плутовка,

Хитрая головка.

Хвост пушистый - краса,

А зовут её … (лиса).

 

 

Хвост пушистый,

Мех – золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса)

 

3. Загадки о медведе

Косолапые ноги,

Всю зиму спит в берлоге.

Догадайся, ответь,

Кто это? (Медведь)

(Л.Николаева)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу он свою сосал.

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной – …(медведь).

(Л.Николаева)

Любит мёд он и малину,

Напугать может Марину.

Недоволен - ну реветь!

Кто это? (Медведь)

(Е.Г.Карельская)

 

4. Загадки о  волке.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

 

Разбойник серый, нет ему веры!

Зубами: щёлк! Кто это? (Волк)

Хищник зубастый

Для овец и зайцев опасный. (Волк)

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. СТИХИ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ.

 

Кто как спит?

Волки спят клубочком,

Зайки – под кусточком.

Лисы спят в своей норе,

Мишка – в яме на горе.

(Е.Г.Карельская)

Зайка ты, зайка

- Зайка ты, зайка, резвые ножки,

Сафьяновы сапожки.

Где ты был, побывал,

Где капустку добывал?

- Недалёко, в огороде.

Где подсолнух стоит,

Маков цвет горит,

Колокольчик звенит.

(Н.Комовская)

Зайчишка

Скачет под ёлками

Бедный зайчишка.

В белом коротком

И лёгком пальтишке.

Ни рукавиц у косого,

Ни шапки.

Греют его

Только быстрые лапки.

(В. Степанов)

 

 

Зайка

- Поиграй-ка, зайка,

Поиграй со мной!

Отвечает зайка:

- Не могу, больной!

- Ой, ой, ой, - бедный мой!

(Е. Благинина)

 

 

Босой зайка

Зайка, заинька косой,

Что ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу, -

Я ботинки принесу!

(И. Кузьмин)

 

Уронила белка

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутёк.

Чуть не сбил медведя с ног…

Под корнями старой ели

Размышлял медведь полдня:

«Что-то зайцы осмелели…

Нападают на меня».

(В. Шульжик)

 

Поймай-ка!

Скачет зайка маленький

Около завалинки,

Быстро скачет зайка, -

Ты его поймай-ка!

(С.Маршак)

 

Смелый зайка

Зайка в травке: скок – скок!

Зайка: прыг за кусток.

Смелый зайка не боится,

Не поймать его лисице!

(Н.Нищева)

 

Упрямый зайка

За уши зайца несут к барабану,

Заяц ворчит: «Барабанить не стану,

Нет настроенья, нет обстановки,

Нет подготовки,

Не вижу морковки».

(В. Берестов)

 

 

 

Хитрая лиса

Ходит по лесу лиса,

Щурит хитрые глаза.

Всюду хитрая лисица

Ищет: чем бы поживиться.

В сад пробралась на минутку,

Унесла из сада утку.

Из соседнего села

В лес гусёнка унесла.

 

Лиса с грибами

Бежала лесочком лиса с кузовочком.

- А что в кузовочке?

- Лесные грибочки, грибочки-груздочки

Для сына, для дочки.

 

Рыжая лиса

У лисицы острый нос,

У неё пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса павою похаживает,

Шубу пышную поглаживает.

«Я охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица,

Как увижу – подкрадусь,

После – прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу.

(И. Лопухина)

 

 

Плутовка

Эта хитрая плутовка

Схватит жертву свою ловко,

Отнесёт её в нору

И лисятам даст еду.

(В. Гаазов)

 

 

Мишка

Мишка косолапый по лесу идёт.

Шишки собирает, песенку поёт.

Шишка отскочила, - прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился, и ногою: топ!

(А. Барто)

 

Медведь

Сел медведь на брёвнышко,

Стал смотреть на солнышко

- Не гляди на свет, медведь!

Глазки могут заболеть!

(М.Дружинина)

 

Вечерняя песенка

Кто там вышел из ворот?

По селу медведь идёт!

Он на липовой ноге,

На берёзовой клюке!

 

Он скрипит: «Скирлы, скирлы!» -

И глядит во все углы:

Кто не лёг в свою кровать,

Чей сынок не хочет спать?

 

Уходи медведь скорей,

Засыпает наш Андрей.

Не скрипи своей ногой,

Не тревожь его покой!

(Игорь Мазин)

 

Волк-волчок

Волк-волчок, шерстяной бочок,

Через ельник бежал,

В можжевельник попал,

Зацепился хвостом, ночевал под кустом.

 

 

Волк на охоте

Вышел на охоту волк.

Он в охоте знает толк.

Заяц, белка и тетёрка

Испугались злого волка!

 

 

 

Волк

- Волк-волчище, что с тобой?

Отчего такой ты злой?

- Как же волку добрым быть,

Если волку негде жить?

Если волка день и ночь

Отовсюду гонят прочь?…

 

Я за кустиком сидел,

Я на козлика смотрел.

Но едва хотел схватить,

Как меня пустились бить.

Да не чем-нибудь, а палкой…

Никому меня не жалко!

(Игорь Мазнин)

 

 

 

 

На охоте

Шёл охотник на охоту.

Увидал в кустах кого-то.

Он затвором: щёлк, щёлк!

И на снимке вышел волк!

(В.Викторов)

 

VIII. ЭТЮДЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭМОЦИЙ.

 

 

Мишка лапу занозил

Мишка лапу занозил – (Потрясти кистью правой руки.)

Наступил на шишку. (Соответственно.)

Обозлился, погрозил: (Соответственно.)

- Ты узнаешь мишку!

Шишку в сучья закопал, (Соответственно.)

Поплясал на сучьях. (Весело поплясать.)

Поскользнулся и упал (Присесть, на лице – огорчение.)

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук, (Кулачками потереть глаза, зевнуть.)

Заворчал на мишку. (Насупиться, строгое выражение лица.)

Мишка струсил, влез на сук, (Испуганное выражение лица, закрыть голову руками.)

Притаился мышкой. (Соответственно.)

(З. Александрова)

 

 

 

Мишка заболел

Бедный мишка заболел – (Грустное выражение лица, плечи опущены.)

Мишка много мёду съел. (Рукой провести по рту.)

Мишка плачет и кричит: (Похныкать, имитация плача.)

-          У меня живот болит! (Туловище согнуть, руки прижаты к животу.)

Мишка стонет, слёзы льёт – (Соответственно.)

У него болит живот. (Согнуть туловище, руки к животу.)

Непослушный жадный мишка (Погрозить пальцем.)

Съел ещё малины лишка… (Вздохнуть, руки горестно развести в стороны.)

(Ф. Бобылёв)

 

 

Лиса и Волк

- Эй, Волк, чего ты хмурый такой?   (Выражение лица невесёлое, хмурое.)

-          От голода! (Безнадёжно махнуть рукой, выражение лица хмурое.)

-          И рёбра торчат – выпирают… (Руки на бока, покачать горестно головой.)

-          От голода! (Горестно вздохнуть, безнадёжно махнуть рукой.)

-          А воешь отчего? (Вопросительное выражение лица.)

-          От голода! (Снова вздохнуть и махнуть ракой.)

-          Вот и поговори с тобой!   (Укоризненно развести руки в стороны.)

(Н. Сладков)

 

Мешок смеха

(в сокращении)

Шёл медведь, косматый мех,   (Изобразить насупленного, серьёзного медведя.)

Нёс в мешке весёлый смех,     (Выражение лица весёлое.)

Зацепил мешком за сук, -         (Горестно покачать головой, руки – к щекам.)

Смех и вывалился вдруг…       (Весело рассмеяться.)

(М. Вайнилайтис)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-художественный материал по теме: «Дикие животные»

Подборка иллюстраций, загадок и стихов для ознакомления детей с дикими животными средней полосы РФ....

Материал по лексической теме: Дикие животные.

Данный материал предназначен для проведения совместной деятельности с детьми. В нем представленны стихи, загадки, пальчиковые и подвижные  игры, рассказы по лексической теме....

«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст

laquo;Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животны...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Волкова Н. А. Дикие животные. Речевые игры для детей 5-7 лет

Тема недели «Кто как готовится к зиме». Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....