«Мозговая гимнастика» для детей с речевым нарушением.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Низамова Залия Зарифовна

«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»

Академик Н.М. Амосов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitateli_rossii_opisanie.docx348.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Мозговая гимнастика» для детей с речевым нарушением.

«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»

Академик Н.М. Амосов.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду. В своей работе на равне с традиционными методиками здоровьесбережения использую нестандартные технологии: авторские игры с нестандартным оборудованием, динамические паузы, дыхательная и звуковая гимнастика, самомассаж, авторские подвижные игры с речевым сопровождением и др., способствующие укреплению здоровья и развитию психофизических качеств у дошкольников.

Но меня заинтересовала проблема, которая актуальна не только в нашем детском саду и даже городе. Эта проблема имеет масштабный характер.  Это речь современных детей.

Все мы знаем, что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но, с каждым годом детей с нарушением речи становится больше, а сама речевая патология становится сложнее. Специалисты утверждают: если в 1970–1980-е речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется до 3 лет.

Наш детский сад не исключение. По результатам диагностики речевого развития детей средней группы (возраст 4-5 лет) было выявлено 86% детей, имеющие нарушения речи разной степени.

Сводная таблица состояния звукопроизношения детей средней группы № 4

Из 26 детей в группе чистую речь поставили 4 воспитанникам. 12 детей имели незначительные нарушения звукопроизношения (1-2 звука) и фонетико-фонематическое недоразвитие, 10 – с полиморфными нарушениями звукопроизношения, имеющими также несформированность лексико-грамматических категорий.

Изучив данную проблему, приступила к поиску наиболее новых и менее затратных методов решения проблемы. В интернете наткнулась на интересную статью про науку, которая решает педагогические задачи, используя знания об индивидуальных особенностях мозговой организации высших психических функций. Это наука нейропсихологии.

Последнее десятилетие 20 века объявлено десятилетием мозга. В США был разработан крупнейший в истории проект «Мозг и обучение», который объединил 30 стран. Главной целью было изучение возможностей мозга человека и использование знаний на практике.  В России данной проблемой занимался последователь Л.С. Выгодского А.Р. Лурия.  Проект объединил ученых, занимающихся близкими науками, в том числе нейропсихологией. Одним из направлений нейропсихологии является кинезиология. Kinesis - движение, logos - наука. Дословно: наука о движении.

Кинезиология – это гимнастика для мозга, которая приводит к улучшению двигательных функций и психических процессов.

Изначально комплекс кинезиологических упражнений использовался преимущественно на пожилых пациентах для реабилитации и восстановления функций мозга и только после детального изучения данной методики нейропсихологи сделали выводы, что кинезиология актуальна и применима в любом возрасте, в т.ч. дошкольном.

После детального изучения данного направления и беседы с нашим учителем-логопедом (она использует кинезиологические упражнения в своей работе давно) пришла к выводу, что использование разных видов кинезиологических упражнений способствуют не только коррекции, но и профилактике нарушений речи. Для результативности коррекционно – развивающей работы разработали совместный проект «Веселая гимнастика для мозга», куда включили разные виды упражнений с перекрестным движением. Еще в 1960-ые годы перекрестные движения использовались для помощи детям с мозговыми нарушениями. Ученые доказали взаимосвязь манипуляций рук, ног и других частей тела с высшей нервной системой (мозгом), который способствует развитию психофизических качеств (память, внимание, мышление, речь).

Целью проекта является внедрение в практику кинезиометодики, как средство профилактики нарушений речи у дошкольников.

Задачи:

  1. Определить целесообразность использования кинезиологических игр и упражнений для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
  2. Сформулировать роль кинезиологии в развитии речевой активности дошкольников.
  3. Создать условия для развития интеллектуальных, творческих и речевых способностей дошкольников.
  4. Развивать одновременно физические и психофизиологические качества, способствовать сохранению здоровья детей и профилактике отклонений в их развитии. 
  5. Сформировать методические рекомендации по применению кинезиологических игр и упражнений.

Новизна данного опыта состоит в комплексном применении данной технологии не для коррекции, а профилактики речевых нарушений в повседневной жизни воспитанников.

Кинезиологические упражнения условно разделила для себя на 4 группы: одновременные, позовые, энергитические упражнения и упражнения на растяжку. Но один элемент остается единым составляющим во всех 4-х группах. Это перекрестность всех движений.

Использование комплекса «Веселая гимнастика для мозга» в режиме дня

Направление

Использование в режиме дня (вид деятельности)

Примечание

Одновременные упражнения

  • Глазодвигательные упражнения
  • Пальчиковые игры
  • Зеркальное (симметричное) «рисование»
  • Дыхательные упражнения
  • Самост.деят
  • Индив.работа
  • Физминутки
  • ИЗО деят-ть (нетрадиционные техники рисования и лепки)
  • Режимн. моменты
  • Формирование КГН
  • Прогулка
  • Конструирование (лего, робототехника)  

Подбор игр и упражнений от простого к сложному.

Упражнения на растяжку

  • Элементы стретчинга
  • Физкульт. занятия
  • Кружки физкультурно-спортивной направленности
  • Инд.р-та (при условии, что мышцы разогреты)
  • Утренняя гим-ка
  • Прогулка

Все упражнения на растяжку делаются в медленном темпе, чтобы снизить возможность травматизации.

Позовые упражнения

  • Элементы горизонтального пластического балета (по методике Н.Н. Ефименко)
  • Элементы йоги
  • Физкульт. занятия
  • Гимнастика пробуждения
  • Кружки физкультурно-спортивной направленности

Упражнения выполняются сидя или лежа.

Энергитические упражнения

  • Ритмическая гимнастика
  • Брейн Джим
  • Утренняя гим-ка
  • Динамические паузы
  • Подвижные игры
  • Физминутки 

Упражнения данной группы имеют высокую подвижность.

Преимущества технологии: не требует материальных затрат и много времени. Эти упражнения можно использовать на занятиях, в режимных моментах, при индивидуальной работе и в самостоятельной деятельности.

При использовании гимнастики для мозга нужно учитывать некоторые рекомендации по подбору и методике проведения:

  • Ежедневность и системность
  • От простого к сложному
  • Многократный повтор (до полного усвоения упражнения)
  • Благоприятная эмоциональная атмосфера
  • Не проводить сразу после приема пищи и перед сном
  • От детей требуется точное выполнение упражнений
  • Оптимальная продолжительность до 7 минут

В ходе реализации проекта нами придуманы авторские игры и упражнения на основе кинезиологического подхода: «Всё наоборот», «Веселый хомячок», «Гипнозомания» и др.  Все игры и упражнения составлены с учетом данных рекомендаций и по принципу «Не навреди!».

Работая в тандеме с учителем-логопедом, мы заметили положительную динамику развития познавательного спектра наших детей: улучшилась связная и диалоговая речь, дети намного легче формулируют и высказывают свои мысли, улучшилась моторика и координация движений, что видно в рисунке танцев. Кроме «речевых успехов» у детей наблюдается высокий творческий потенциал. Дети с удовольствием выступают на сцене, эмоционально передают характер героев спектакля, следят за своей речью.

Сводная таблица динамики речевого развития детей

 

Своими наработками мы поделились с коллегами на отчетном педагогическом совете. В течение года были проведены консультации и мастер-классы по теме проекта. Проделанная работа получила положительную оценку коллег. Работа по развитию речи дошкольников в нестандартной форме продолжается. Детей готовим к выпуску. На сегодняшний день разрабатываем комплексы кинезиологических упражнений для использования на физкультурных занятиях, которые будут включать в себя упражнения по растяжке, телесные упражнения (сочетание глазодвигательной и пальчиковой гимнастик) с учетом перекрестности движений, а также упражнения на релаксацию.

Как показывает опыт, разумное использование кинезиологических упражнений имеет хорошие перспективы и может внести существенный вклад в гармоничное развитие личности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений на развитие мелкой моторики в формировании речи у детей с речевыми нарушениями.

•Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенический путь развития моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, т. к. их развитие протекает  на фоне нарушений деятельности...

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

В данной статье представлен материал, раскрывающий значимость проведения дыхательной гимнастики, основные требования к ее проведению, а также игровые упражнения....

Мастер класс для родителей «Пальчиковая гимнастика как способ коррекции речевых нарушений у детей»

Практический материал для родителей, воспитателей, логопедов по применению пальчиковых игр для коррекции речевых нарушений у дошкольников....

Презентация к логопедической консультации для родителей детей имеющих речевые нарушения «Артикуляционная гимнастика»

Презентация к логопедической консультации для родителей детей имеющих речевые нарушения «Артикуляционная гимнастика»...

Дыхательная гимнастика в работе с речевыми нарушениями детей дошкольного возраста

Дыательная гимнастика является одним из этапов работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста...

Артикуляционная гимнастика для родителей детей с речевыми нарушениями

Аннотация к мастер-классу для родителей на тему "Артикуляционная гимнастика"...