ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
статья по теме

Бурганова Екатерина Витальевна

В данной статье представлен материал, раскрывающий значимость проведения дыхательной гимнастики, основные требования к ее проведению, а также игровые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon дыхательные упражнения61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бурганова Е.В., учитель  - логопед

МБДОУ № 131, г.Мурманск

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА  КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 

Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи и  влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

Дыхательная функция у детей формируется спонтанно, а речевое дыхание – в процессе нормального развития речевой деятельности, являясь ее неотъемлемой составной частью.

Однако, у большинства детей с нарушениями речи, отмечаются различные  расстройства физиологического и речевого дыхания. С целью выработки у данных детей правильного речевого дыхания необходимо проводить целенаправленную комплексную работу по его развитию.

Развитие дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность. Также упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Увеличивается объем легких, усиливается газообмен и улучшается  кровообращение, под действием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что естественно, способствует общему оздоровлению организма и улучшению самочувствия. Мотивируют интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм, вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

В связи с тем, что логопедам, особенно в условиях логопункта, часто не хватает времени на постоянное и поэтапное включение дыхательных упражнений в логопедические занятия, возникает необходимость введения их воспитателями группы в структуру своих занятий, а также использование в свободной деятельности детей.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Главная задача дыхательной гимнастики - выработать у ребенка интенсивный выдох достаточной продолжительности. Речевой вдох должен быть коротким, легким и бесшумным. Рекомендуется производить его через рот и нос одновременно, так как при речи нужное количество воздуха необходимо ввести в короткое время. Выдох должен быть легким, плавным, экономным, он должен осуществляться без излишнего мышечного напряжения. Для активизации выдоха и снятия явления его форсирования на занятиях рекомендуется применять следующие дыхательные упражнения: дутье в трубочку, на ватный шарик, бумажную полоску, обращая внимание на плавность выдоха и постепенное его удлинение; дуть на шарики разного диаметра из фольги, добиваясь короткого и направленного выдоха.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Перед проведением гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.

2. Соблюдение  количества и темпа проведения упражнений. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному.

3. Не следует проводить упражнения после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

4. Выполнять упражнения необходимо в свободной одежде, которая не стесняет движения.

5. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щёки не надувать. При недомогании гимнастику лучше не проводить.

6. Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.

7. Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

8. Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.

9. Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.

 Дыхательные упражнения можно разделить на статические и динамические (включают ходьбу, медленный бег, движения рук, ног, туловища; сочетание движений туловища и конечностей с произнесением звуков, звукосочетаний на выдохе и включает элементы лечебной физкультуры).

А) СТАТИЧЕСКИЕ:

1.«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

 2.«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот на карандаш так, чтобы карандаш прокатился по столу. Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

3. «Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя  движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносится «ту-ту-ту» (10-15сек.)

4. «Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине - «ш-ш-ш».  

5. «Снег» - ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

 6. «Кораблики» - наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

 7. «Футбол» - соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

8. «Буль-бульки» - возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

 9. «Волшебные пузырьки» - предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

 10. «Дудочка» - предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

 11. «Губная гармошка» - предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

 12. «Цветочный магазин» - предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

  13. «Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу». Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки.

Б) ДИНАМИЧЕСКИЕ:

 1. «Ладошки» - Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2. «Поясок» - Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

3. «Поклон» - Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона ("понюхать пол"). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

4. «Повороты головы» - Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.

5. «Ушки» - Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой.

Слегка наклонить голову к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево - тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.

6. «Продуваем двигатели» - Исходное положение  – сидя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом  правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное глубокое. Эффект – активизация работы правого и левого полушария.

7. «Воздушный шарик» - Исходное положение – сидя или лежа на полу.  Вдох. Расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например красного цвета. Пауза (задержка дыхания) выдох. Втянуть живот как можно сильнее.  Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

8. «Ах!» - Исходное положение – встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями  вверх. На медленном выдохе – опускаются  вдоль тела ладонями вниз. Эффект – такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение. 

9. «Аист» - Стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-8 раз).

10. «Маятник» -  Сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3сек.), наклониться вперед - выдох, возвратиться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.

11. «Пилка дров» - Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

12. «Дровосек» - Встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянуть руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя руками «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.

13. «Сбор урожая» - Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 сек.). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3-4 раза.

14. «Комарик» - Сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик - «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону.

15. «Сыграем на гармошке» - Встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек.). Наклон в левую сторону - медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение - вдох (пауза 3 сек.). Наклон в правую сторону - медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

 

Литература

  1. Краузе Е.Н. Логопедия – СПб.: Корона.Век, 2012. – 208с.
  2. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. – СПб.: Корона.Век, 2011. – 80с.
  3. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум Год, 1995. – 384с.
  4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. – 344с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...

Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников

Для профилактики нарушений речи  мы  используем логоритмические занятия с детьми, руководствуясь пособиями М. Картушиной....

Логоритмические упражнения как средство профилактики речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте

Понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка, однако с каждым годом у детей становится все больше трудностей с ее освоением. В данном материале рассматривается мето...

«Дыхательная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений»

пед.совет. «Дыхательная гимнастика  как средство профилактики речевых нарушений»...

Конспект видеоурока. Тема: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников».

Конспект видеоурока на тему: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников»....

"Дыхательная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений" (Консультация для педагогов ДОУ)

quot;Дыхательная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений" (Консультация для педагогов ДОУ)...