Картотека музыкально-дидактических игр для детей с ОВЗ
картотека по коррекционной педагогике

Маркабаева Раиса Ден-Феновна

В картотеку входят игры на развитие памяти, игры с ДМИ, пальчиковые игры и динамические упражнения, а также упражнения из раздела "Музыкотерапия"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картотека музыкально-дидактических игр для детей ОВЗ

«Музыкальный оркестр»

Музыкально-дидактические игры с использованием детских музыкальных инструментов способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание.

У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

При обучении игре на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. Игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир, способствует развитию мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Знакомство с инструментами осуществляется как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5–7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Применяются разнообразные методические приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа, музыкальных лесенок, слушание музыки в записи и т. д. С помощью музыкально-дидактических игр развивается чувство ритма, дети учатся правильно передавать ритмический рисунок знакомых песен и работать над новыми. Для этого используются такие дидактические пособия, как: ложки, погремушки, кубики, колокольчики, палочки, колотушки, молоточки, треугольники.

Знакомство с музыкальными инструментами проводится с учетом возрастных особенностей.

Игра «Определи»

Музыкальный руководитель исполняет на бубне различные ритмические рисунки, которые передают движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя – на нижнюю, зайчика – на среднюю, птичку – на верхнюю). Медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика – быстрым постукиванием указательным пальцем, птички – легким потряхиванием бубна над головой.

Игра «Волшебный мешочек или определи инструмент»

Способствует развитию тембрового слуха. Дети определяют знакомые инструменты на слух, закрепляют навыки игры, исполняют попевки, песенки.

Игра «На чём играю»

Для развития тембрового слуха. Ребята по очереди становятся ведущими и загадывают музыкальные загадки на различных музыкальных инструментах. У всех детей карточки с изображением музыкальных инструментов. Ребенок-ведущий за ширмой проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети определяют звучание инструмента и показывают карточку с его изображением.

Игра «Какая птичка поет?»

Большая и маленькая игрушечные птички находятся на столе. Музыкальный руководитель показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне до первой октавы) и как маленькая (до второй октавы). После этого музыкальный педагог за ширмой поочередно берет до первой и до второй октавы, предлагает ребятам угадать, какая птичка поет.

Игра «Прогулка»

В качестве игрового материала используются музыкальные молоточки по числу играющих. Дети рассаживаются полукругом. Музыкальный руководитель предлагает отправиться (мысленно) на прогулку с молоточками. По ходу рассказа педагог ударяет молоточком, дети повторяют ритмический рисунок. Спуск по лестнице – удары по ладони; бег – частые удары; медленные удары мячом о землю – медленные удары молоточком; прыжки через скакалку – удары молоточком ускоряются; редкие капли дождя – редкие удары молоточком; сильный ливень – частые удары молоточком; дети бегут под крышу – быстрые, ритмичные удары молоточком. В дальнейшем дети могут сами придумывать рассказ с использованием молоточка.

Игра «Наш оркестр»

Для игры используются детские музыкальные игрушки и инструменты (треугольники, бубны, колокольчики), большая коробка. Сообщаем ребятам, что им пришла посылка, показываем ее, достаем музыкальные инструменты, раздаем каждому. Все дети по очереди играют на них. Эта игра пробуждает самостоятельную деятельность ребят.

Игра «Музыкальный магазин»

Помогает осваивать какой-нибудь музыкальный инструмент и развивает самостоятельную деятельность. Игровым материалом может выступать игрушечный проигрыватель с вращающимся диском, пластинки с иллюстрациями к знакомым песням, инструменты (баян, аккордеон, металлофон). Ребенок-покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок-продавец должен сыграть на нем ритмический рисунок или мелодию знакомой песни.

Игра «Знакомство»

Ребенок ударяет по бубну, передавая ритмический рисунок имени с одновременным его проговариванием (Ве-ра – два удара, На-та-ша – три удара и т. д.).

Игра «Музыкальное эхо»

Ребенок повторяет сыгранные звуки в заданном ритме. Сначала ритм должен быть самым простым, например два коротких звука, один долгий; четыре коротких звука и один долгий; долгий звук, два коротких и один долгий. Повторять ритм ребенку следует на каком-то одном инструменте, но лучше на том же, на котором играл взрослый.

Игра «Музыкальный клубочек»

Детям выносится коробочка, в котором находится клубочек с нитками. Ребёнок тянет за верёвочку и пропевает любой гласный звук. Когда ребёнок остановится, верёвочку отрезаем. Из верёвочки ребёнок может сложить любой рисунок и попробовать изобразить его голосом. Играть можно в группе детей и составлять совместную картину, которую в итоге пропевают все дети в группе.

Игра «Наше путешествие»

Используются металлофон, треугольник, бубен, ложки, барабан, музыкальный молоточек. Предлагаем детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии и изобразить его на музыкальном инструменте.



Предварительный просмотр:

Музыкотерапия.

Упражнения и игры для детей с ОВЗ.

Медитативные упражнения

 «Океан»

Детям предлагается закрыть глаза и ощутить себя в океане голубого цвета, почувствовать и поверить, что ребёнок – волна в этом океане или какой-нибудь персонаж подводного мира созерцающий красоты океана, выполняющий простые неторопливые  действия (передвижение, плавание, качание  и т.д.) Упражнение выполняется в удобной для детей позе, для фона используется музыка для релаксации, которая может включать в себя запись природных шумов – морской прибой, голоса дельфинов, чаек и т.д.

Фантазия «Пещера»

 Проводится с закрытыми глазами, музыка используется как фон. Музыкальный руководитель вводит ребёнка в медитативное состояние, предлагая отправиться в путешествие через горы, лес. На пути встречается пещера, где на дверях есть табличка с именем ребёнка, за дверью – его дом. Ребёнку предлагается пройти в этот дом, осмотреться. Что он там видит? Как себя чувствует? Хорошо там или нет?   После этого ребенок выражает свои чувства по отношению к этому месту.

«Тихий час для мышат»

Ведущий предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра - обедают. Гладят свои животики - наелись. Возвестить сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации.

«Из семечка - в дерево»

Дети стоят в кругу. Педагог стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, вобрать голову, закрыть ее руками). Взрослый-садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент - и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).

Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой раскачивания руками, головой, телом, сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко теперь ему тепло и спокойно. Скоро опять весна, и оно оживет.

Педагог ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети «сворачиваются на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Игра «Волшебный клубочек»

Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети, развитие раскованности; тренировка самоорганизации.

Материалы к игре: клубок ниток, магнитофон, спокойная музыка.

Дети стоят или сидят по кругу. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т. п. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до педагога.

Игра «Я люблю…»

Звучит спокойная музыка. Дети, стоя  в кругу,  говорят по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

Игра «Давай поиграем»

Педагог предлагает несколько музыкальных инструментов. Уточняет как играть этими инструментами. Затем складывает их в большую коробку и предлагает детям вытащить себе по одной. Затем ребёнок ищет партнера по игре, обращаясь к нему: «Максим, давай поиграем вместе».

Игра «Давайте дружить»

Дети стоят в кругу. Педагог предлагает передать друг другу рукопожатие. Начинает педагог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Мише от Миши к Кире и т. д. и снова возвращается ко мне. Вот какие дружные ребята!»

Игра «Чего я боюсь»

Педагог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боятся, или боялись, когда были маленькими. Игру сопровождает спокойная музыка.

Игра «Угадай-ка»

Одному ребёнку завязывают глаза и предлагают догадаться, кто будет к нему подходить: он ощупывает кисти рук, голову, одежду.

Игра «Попробуй рассмеши»

Ребенок садится на стул и изображает из себя надутого и обиженного человека. Задача всех участников игры-рассмешить ведущего. (они могут строить рожицы, щекотать, рассказывать смешные истории). Тот, кому удалось рассмешить товарища садится на его место.

Игра «Найди пару»

На ковре раскладываются нотки – смайлики с изображением разных эмоций, детям предлагается найти одинаковые и назвать эмоцию и изобразить её.

Игра «Молчание»

Дети сидят или стоят в кругу и молчат. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, смешит детей. Все должны повторять движения, мимику и жесты ведущего, но не смеяться и не говорить. Кто первый нарушит правила - водит.

Эмоциональное общение взрослого и ребёнка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен прикоснуться к каждому ребёнку, погладить его, взять за руку.



Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры и динамические упражнения в работе с детьми с

ограниченными возможностями здоровья

«Ладушки, ладушки»

Ладушки, ладушки                      - хлопаем в ладоши

Испекли оладушки,      

На окно поставили,                     - руки вперед,

Остывать заставили.                   - ладонями вверх – подуть на руки

 

«Бобик»

Вот наш Бобик славный пес.      - показываем на себя

Гав, гав.                                         - хлопаем в ладоши

Белый лобик, черный нос.          - показываем лоб, нос

Гав, гав.                                        - хлопаем в ладоши

Бобик, Бобик, лапку дай.           - протянуть руки вперед

Гав, гав.                                        - хлопаем в ладоши

Сядь на коврик и не лай.            - погрозить пальцем

Гав, гав.                                       - хлопаем в ладоши

«Киска»

Есть у нашей киски лапки,        - показываем ручки

А на лапках цап-царапки,          - скребем пальчиками по

Цап-царапки коготки                 - коленочкам

Очень острые они,

Кошка целый день хлопочет,    - трем кулачок

Коготочки кошка точит.            – о кулачок

Наточила, спать легла,               - подуть на кулачки, ручки

А во сне произнесла: «Мяу!»    - положить под ушко

«Мышки»

Мышки в норочке сидели,      - сделать кулачки

Мышки в щелочку глядели,     - сделать щелочки

Мышки по полу скреблись,    - пальчиками по коленкам

И коту сказали: «Брысь!»      - кулачок, ладошка

«Ручки»

Ручками похлопаем да-да-да-да!  - хлопаем в ладоши

Ручками похлопаем да-да-да-да!

Ручками помашем да-да-да-да!     - махаем руками

Ручками попляшем да-да-да-да! - «пляшем»

«Мышки и кот»

Мыши водят хоровод,                 - хлопаем в ладоши

На лежанке дремлет кот.            - показываем, как спит кот

Тише, мыши, не шумите,           - палец поднести ко рту

Кота Ваську не будите.              - погрозить пальчиком

Вот проснется Васька кот          - кулачок, затем сделать

Разобьет ваш хоровод.                - показать ладошки

«Моя семья»

Этот пальчик бабушка,

 Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик я!

Вот и вся моя семья.

«Потягушеньки»

Потягушеньки, потягушеньки,     - ручками тянемся, как

Поперек толстунушки,                   - будто просыпаемся

В ножки ходунушки,                     - показываем ножки

В ручки хвастунушки,                   - показываем ручки

В роток говорок,                            - показываем на ротик

А в головку разумок.                        - показываем на голову

«Оладушки»

Ладушки, ладушки,                - имитация движений,

Пекла бабушка оладушки.    - как будто печем оладушки

Маслом поливала.

Детушкам давала.                  - ручки вытянуть вперед

Даше два, Паше два,              - ручки вытянуть вперед

Ване два, Тане два.                - ручки вытянуть вперед

Хороши оладушки                 - ручкой погладить живот

У нашей бабушки.

«Водичка»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,                   - вытираем щечки

Чтобы глазоньки блестели,    - вытираем глаза

Чтобы щечки краснели,          - вытираем щечки

Чтоб смеялся роток,                - показываем рот

Чтоб кусался зубок.                 - показываем зубки

«Ладошка»

Вот кулак один, два, три, четыре, пять, - считаем пальчики

А вот ладошка,                                    - показать ладошку

На ладошку села кошка,

Кошка поползла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально - дидактических игр для детей группы компенсирующей направленности.

Работая с детьми в группе компенсирующей направленности, имеющими общее недоразвитие речи, на занятиях решаю сразу комплекс задач: развить голос, дыхание, внимание, слуховое восприятие, мимическую мус...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей 4-5 лет

Цель музыкально-дидактических игр состоит в том, чтобы развивать у детей музыкальный, ритмический слух, воображение, музыкальную память, представление у детей об изобразительных возможностях музы...

Картотека музыкально- дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста

В картотеке собранны музыкально-дидактические игры для развития звуковысотного слуха, тембрового,диатонического, и развития чувства ритма....

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

Применение музыкально - игровых методик способствует более успешной реализации музыкального развития детей в соответствиии с задачами программы. Все представленные музыкальные игры являются дидактичес...

Методическая разработка. Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют  развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство...