"Система работы по психомоторному развитию детей с тяжелым нарушением речи"
статья по коррекционной педагогике

Елагина Людмила Павловна

Опыт работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_psihomotornomu_razvitiyu_detey.docx18.6 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Система работы по психомоторному развитию детей

с тяжелым нарушением речи

                Речь является важнейшей психической функцией человека.

Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.

В настоящее время количество детей с ТНР значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развития умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей,  технологий и приемов, позволяющих оптимизировать коррекционно- развивающую работу.

Жан Жак Руссо утверждал: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

И применение методики по психомоторному развитию детей эффективно сказывается по устранению речевых проблем у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Психомоторика - совокупность сознательно регулируемых двигательных актов, которые совершенствуются и дифференцируются в течение всей жизни человека. Состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности воспитания.

Ведущим принципом коррекционно-развивающей работы является принцип замещающего развития, основанный на ретроспективном воспроизведении тех участков индивидуального развития, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены и привели к дизонтогенетическому развитию ребенка.

Следовательно, целью коррекционной работы является помощь детям с ТНР в развитие психомоторных навыков.

Задачи:

  1. Способствовать развитию самоконтроля над поведением, эмоциями, речью, движениями;
  2. Снятие психоэмоционального напряжения и чувства тревоги;
  3. Развивать межполушарное взаимодействие;
  4. Формировать ориентировку в собственном теле;
  5. Формировать пространственные представления.

Работая в группе компенсирующей направленности,  пришли к выводу, коррекционная работа по психомоторному развитию результативна в том случае, если она носит системный и комплексный подход, предполагающий участие всех взрослых, задействованных в работе с детьми.

Учитель-логопед составляет индивидуальный план-программу для каждого ребёнка, определяет методы её реализации, продолжительность этапов работы на каждом уровне, учитывая при этом особенности поведения и характер детей.

Воспитатели ежедневно в свободной и образовательной деятельности по плану  проводят упражнения по психомоторной коррекции. План составлен таким образом, что воспитатели в течение недели повторяют, закрепляют упражнения, которые проводит учитель-логопед.

Ребенок - существо соматическое, поэтому упражнения идут «от тела» ребенка. Все упражнения проходят три стадии, что соответствует стадиям развития: лежа, сидя, стоя.

Упражнения построены определенным образом с учетом этапов развития функциональных систем мозга - от простого к сложному, ребенок осознает, осмысливает и оценивает свое двигательное поведение, контролирует движения и эффективно управляет им.

Эмоциональный характер упражнений позволяет повысить активность, работоспособность, интерес дошкольников к деятельности.

Осознание детьми цели упражнений, систематичность, реализуемая в многократном повторении, постепенное усложнение условий способствуют формированию достаточного уровня психомоторных функций, а значит и важнейших предпосылок формирования навыков чтения, письма и успешности в школе.

В профессиональной деятельности успешно принимаем элементы технологий:

- здоровосберегающие;

- ИКТ;

- игровые.

Просветительская работа с родительской общественностью (консультации, мастер-класс, семинар-практикум) по психомоторному развитию ребенка заинтересовала родителей, насколько это важное направление в развитии их детей и только работая вместе, сможем достичь наилучших результатов. Родителям предложены специально разработанные комплексы психомоторных  упражнений в домашних условиях, основанные на двигательных методах:

- дыхательная гимнастика,

- логоритмика,

- зрительная гимнастика,

- релаксация,

- кинезиологические упражнения,

- психогимнастика,

- артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой,

- миогимнастика,

- Су - Джок терапия,

- крупотерапия

 Домашние занятия по развитию психомоторных функций налаживают аффективный и телесный контакт, способствуют гармонизации отношений ребенка с родителями.

В  результате проводимых мероприятий по психомоторной коррекции у детей с тяжелыми нарушениями речи:  

- вырабатывается способность к развитию  самоконтроля над поведением, эмоциями, речью, движениями;

- происходит снятие психоэмоционального напряжения и чувства тревоги; 

- развивается межполушарное взаимодействие; 

- формируются ориентировка в собственном теле, а также  пространственные представления.

Таким образом, наша практика направлена на  систематичное  и комплексное проведения  работ, педагогов и родителей на основе общего плана по развитию психомоторных функций, что  обеспечивает качественное решение поставленных задач, и  способствует  успешной подготовке к школе и адаптации в обществе. 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы по психомоторному развитию детей с ТНР

Слайд 2

Дыхательная гимнастика – развитие нижнедиафрагмального дыхания, формирование сильного продолжительного выдоха, организация речи на выдохе, дифференциация ротового и носового дыхания. «Надувай шарик»

Слайд 3

«Ныряльщик»

Слайд 4

Релаксация - развитие умения управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. «Ковер - самолет»

Слайд 5

Психогимнастика - развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств. «Огонь – лед»

Слайд 6

«Хочешь быть моим другом?»

Слайд 8

Кинезиологические упражнения - упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость , синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. «Ухо – нос»

Слайд 9

«Солнышко – лопатка» «Живот - голова» «Моряк - рука»

Слайд 10

« Тунель »

Слайд 11

Логоритмика – способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики, укрепляет у логопатов костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, моторные функции, фонематическое восприятие. Зрительная гимнастика – способствует развитию зрительно-моторной координации. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой – способствует выработке полноценных правильных движений при определенных положениях органов артикуляционного аппарата.

Слайд 12

Миогимнастика - стимуляция развития мышц, поднимающих язык, способствующих развитию навыка правильного глотания, укрепляется круговая мышца рта, предупреждает нарушения в развитии звуковой стороны речи, предотвращает зубочелюстную деформацию Су - Джок терапия - снижает утомление и повысшает умственную работоспособность детей. Оказывает стимулирующее влияние на развитие речи, оздоровление всего организма ребенка. Крупотерапия - способствует р азвитие тактильно-кинестетической чувствительности, коррекции мелкой моторики рук, снятие мышечной напряженности.

Слайд 13

Игровые технологии - способствует успешной социализации, формирование социально-активной личности, самореализации, игровой терапия и психологической коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Коррекция речевых нарушений в процессе сенсомоторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое значение приобретает развивающая предметно – пространственная  среда, которая влияет на формирование речи ребенка и его интеллектуальное разв...

Представление об организации и работе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (детей, относящихся к категории –ОВЗ)

Представление об организации и работе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (детей, относящихся к категории –ОВЗ)...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи

laquo;Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех эт...

Выступление на городской августовской конференции по теме: "Психомоторное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством игровых приемов".

Цель мероприятий -  совершенствование коррекционно – развивающего воздействия на детей на основе современных подходов, учитывающих этапы психомоторного онтогенеза ребенка, создание оптималь...

Наглядное моделирование – перспективное направление познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ( из опыта работы)

В  выступлении обобщен опыт работы воспитателя компенсирующего вида по использованию технологии моделирования в процессе познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи....