«Формирование функциональной математической грамотности, как средство раскрытия учебных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Капралова Наталья Юрьевна

Работа с детьми ТНР по формированию навыков математической грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_gramotnosti_femp.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной математической грамотности, как средство раскрытия учебных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ»  

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В современном мире в сфере образования функциональная грамотность – одна из главных тем обсуждения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)  работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.  Основные предпосылки функциональных навыков формируются в стенах детского сада и семьи.

Особое значение придаем формированию математической грамотности.  

Главной задачей занятий ФЭМП является развитие словесно - логического мышления. Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память. Для них не составляет труда запомнить порядковый и обратный счет. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно-образное. Между тем, придя в школу, ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества.

Трудности в усвоении материала с математическим содержанием наблюдаются у большинства детей с ОВЗ.

Хочу выделить отдельную группу детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи. При обследовании детей в логопедической группе, были выявлены трудности при овладении составом числа, трудности при соотношении количества числа предметов с цифрой, с прямым , обратным, порядковым счетом . Дети с ТНР затрудняются

в согласовании разных частей речи, в том числе при согласовании числительных  и  существительных (например, два пирамидки)

Для каждого ребёнка с ТНР создан индивидуальный маршрут, где отдельным разделам запланирована работа по функциональной грамотности математического развития.

При планировании учитываем, что освоение дошкольников с ОВЗ математической грамотности идет, как правило, двумя путями:

   -  под руководством педагогов, т.е. проведение игры и НОД со специальным заданием;

   -   в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребёнка.

 Формирование математической грамотности у детей с ОВЗ осуществляем в различных видах деятельности:

  •  в повседневной жизни; привлечение внимания детей друг другу, оказание помощи, участие в коллективной деятельности с математическим содержанием;
  •     в специальных играх и упражнениях;
  •     в обучении сюжетно-дидактическими и театрализованными играми,
  •     в непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений;
  •     во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая проводится в группе для детей с ТНР ежедневно.

Во время работы с детьми с ТНР, мы  проявляем особый педагогический такт.    Обучение формирования навыков грамотности проводится в атмосфере доброжелательности, поддержки ребёнка, даже если он совершил ошибку. Работая с детьми, обращаем внимание, на то, что часто они могут отвлекаться, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал.  Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности, а так же;

-   осуществлять индивидуальный подход к детям;

   -   в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых

       можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;

Например, при построении занятий по формированию математических представлений следует учитывать основные методические принципы обучения детей с ОВЗ, как:

   -  игровая форма обучения;

  -   смена видов деятельности;

  -  повторяемость программного материала;

  -  обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия.

  Перед нами встала проблема: какие приемы и методы использовать для того, чтобы детям были интересны занятия в детском саду по математике? Что сделать для того, чтобы они стали выражать свое мнение, задавать вопросы, стремиться к взаимодействию. Это были основные вопросы, которые мы поставила перед собой

 и  пришли к заключению, что наиболее эффективным формами обучения  для детей с ОВЗ являются - групповая работа и диалогическое обучение. Диалог помогает детям выражать свое мнение, раскрывать себя в процессе обмена идеями, передавать информацию, задавать вопросы. Планируя    занятия,  учитывается уровень мышления детей,  в игровой форме и по результатам индивидуальной работы.

Для работы с детьми ТНР используем специальную методическую литературу  (представленные на слайде).

Учебный материал стараемся подавать небольшими частями и усложнять постепенно, используя многократное, поэтапное повторение, частое обращение к знаниям, полученным ранее.

Так же в нашей работе используем народные и авторские сказки, которые наряду с формированием художественной грамотностью несут и математические знания: «Три медведя»; «Два жадных медвежонка»; «Двенадцать месяцев»; и т.д. Методика работы со сказками представляет собой сначала слушание произведений, а затем беседу с детьми, в ходе которой мы задаём вопросы математического содержания.

В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, то они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Математические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В нашей работе мы применяем очень много дидактических игр. Для формирования математической грамотности применяю игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, графические диктанты, упражнения деления целого на части. Также использую такой дидактический материал как блоки Дьенеша и палочки Кюзенера. При создании игровых ситуаций ребенок встречается с любимыми героями сказок «Михаил Иванович хозяин дома», «Мишутка со своим любимым стульчиком», «Театр Карабаса- Барабаса.

Если рассматривать, систему сюжетно-игровых занятий и игр по формированию элементарных математических представлений, то большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Для более успешного формирования навыков математической грамотности детям предлагается практический материал, который успешно используется как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми. Например:

- разнообразные стенды, изготовленные из ковролина,

-  индивидуальные шахматные доски, направлены на развитие общей и мелкой моторики, на формирование умения ориентироваться на плоскости, на закрепление знания геометрических фигур, цифр и математических знаков.

Для того чтобы, дети с ОВЗ развивались в нашей группе была создана развивающая математическая предметно-пространственная среда группы.  Среда группы содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Выделено место для логико- математической зоны.

Для практической деятельности детей имеется в достаточном количестве разнообразный раздаточный и демонстрационный материал. В группе подобраны игры в соответствии с возрастом: настольно-печатные, конструктивные игры, тематические альбомы, лото, разрезные картинки, парные картинки, игры на развитие сенсорных эталонов. Для развития логики и мелкой моторики рук созданы картотеки игр и упражнений: «Дорисуй», «Штриховка», «Соедини цифры по порядку», «Лабиринты», «Фигуры из палочек», «Посчитай и раскрась», «Скопируй по клеточкам».

Опыт работы показал, что регулярное использование игровых ситуаций математического содержания у детей с ОВЗ, направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности, повышает качество математической подготовленности, и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

 Таким образом, формирование математической грамотности является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте. Развивает интерес к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Игра-это важный фактор личностного развития ребенка и является важнейшим средством развития коммуникативных способностей....

Консультация для родителей «Изобразительная деятельность как средство развития графических навыков у детей дошкольного возраста»

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.Развитие творче...

Игра – как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

На сегодняшний день, когда мир находится в постоянном информационном буме, и каждый раз что – либо меняется, очень важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать и доносить до люде...

Сценарий родительского собрания в ДОУ: «Формирование функциональной математической грамотности по средствам игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

дать представление родителям о формировании предпосылок функциональной математической грамотности детей старшей группы...