Роль продуктивной деятельности в формировании предпосылок учебной деятельности и учебных навыков у детей дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)

Баранова Юлия Сергеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiyauchebnaya_deyatelnost.doc51.34 КБ

Предварительный просмотр:

Роль продуктивной деятельности в формировании предпосылок учебной деятельности и учебных навыков у детей дошкольного возраста.

     Все мы знаем, как важно подготовить детей к обучению в школе и как важна сформированность у детей дошкольного возраста учебной деятельности. Напомню, что УД- это деятельность человека, основой которой является освоение опыта человечества в форме знаний, умений, навыков. (Мухина В.С.)

    Продуктивная деятельность играет важную роль в формировании учебных навыков. Во-первых, важным качеством этой деятельности является продукт труда, положительные эмоции ребенка. Так как дети любят продуктивную деятельность, то важным качеством является быстрое умение охотно включиться в эту деятельность по приглашению воспитателя, убрать игрушки, сесть за стол, если надо – привести свое рабочее место в порядок.

     Сразу видно тех детей кто умеет слышать учебную задачу, понимает смысл задания. Правильно пересказывает содержание задания, отвечает на вопросы в процессе объяснения. Учебная задача подается в игровой форме (Мл. возр.- накормим куклу, поможем зайцу, привезти кирпичи, испечь пироги, построить забор). Создавая мотивацию можно придумать ситуацию, в которую попал герой, и поставить задачу ему помочь. Предложить приемы и способы решения проблемы, выбрать вместе лучшие. Важно в этой структуре вернуться к той задаче – для кого строили забор, кому помогали печь пироги и т. д. Обыграть, съесть, проехать по нарисованной дороге и т. д.

     В продуктивной деятельности можно использовать схему выполнения задания: поэтапное выполнение (иногда), поэтапное выполнение с элементами творчества. Я очень люблю этот вариант. Мне кажется, что для наших детей это актуально. Например: тема рисования «Маленькой елочке холодно зимой». Рисуем вместе с детьми елочку, а далее предлагается детям дорисовать любые изображения и предметы на тему «зима». Дети уже не бояться рисовать, можно выяснить запас изобразительных навыков детей, увидеть творческие решения. Также можно использовать образец, который убирается после обсуждения, разнообразие образцов, которые рассматриваются и также убираются. Если у детей имеется определенный опыт, запас знаний, можно только напомнить, как выполнить задание. Можно также показать каким должен быть результат. Спросить самих детей последовательность выполнения того или иного задания. Также в творческих заданиях предлагается замыслить свой рисунок, мысленно представить его на листе. Посидеть, подумать 1-2 минуты.

      Чтобы осуществлять замысел рисунка уже с мл. возр. необходимо обогатить представления детей, накопить зрительные образы, впечатления: наблюдения на прогулке – забор, листья, деревья (в соответствии с темой), развернуть игру в группе (построим забор, потанцуем как снежинки), помогает обогатить опыт художественное слово: «На полянку, на лужок, тихо падает снежок». Постепенно у ребенка появится образное восприятие – точки – снег, мазки- снегопад, метель, пурга, гора снега. Снегири – что «яблочки» на снегу. Можно использовать такие игры как «Чудесный мешочек» - достать игрушку, предмет, описать его, узнать на ощупь. (мягкое, твердое, колючее).

     В предварительной работе можно использовать сюжетно ролевые игры и игры путешествия: «поход в хлебный магазин», «полет в космос», «зоопарк», «автобус и пассажиры».

Если есть возможность – рассматривают натуру – чучело вороны, живого котенка и т. д. Если перед рисованием зайца – дать детям игрушки зайцев, это поможет рассмотреть зайцев более тщательно. Научившись рисовать тот или иной предмет, важно уметь переносить его в другую ситуацию (этот предмет в другом окружении, неваляшки гуляют, елочки на полянке).

     Если ребенок приступает к заданию и не отвлекается, не дергает товарищей, а уверенно выполняет задание, то это хороший признак сформированности одного из компонентов учебной деятельности. В случае затруднения детям предлагают поднять руку, обратиться за помощью к взрослому. Желательно, чтобы ребенок мог сформулировать вопрос правильно. Также хороший признак сформированности уч. деятельности является умение довести работу до конца. (Самому увидеть, что еще можно дорисовать).

     Важно, чтобы дети умели осуществлять самоконтроль после выполнения задания. Особенно хорошо это можно проследить в продуктивной деятельности, а именно в анализе поделок, рисунков. Можно сравнить рисунок или поделку с образцом, самостоятельно обнаружить ошибки, уметь рассуждать, рассматривать рисунки и поделки всех детей, отмечать, что понравилось, что нет. Важно уметь рассказать, как ты рисовал или лепил, каким способом, какие приемы применял.

     Если ребенок научится оценивать свои поделки и рисунки, тогда он способен дать самооценку своей работе и оценить ее, учитывая достоинства и недостатки. Для этого могут быть заготовлены специальные атрибуты: флажки, кружки разного цвета и т. д.

Способы формирования учебных навыков:

  1. Репродуктивные – делай как я,
  2. проблемно – творческие – решение проблемной ситуации,
  3. исследовательско – познавательные – версия взрослого и детей, опыты входе которых подтверждается или опровергается эта версия – например, смешивание красок, получение новых оттенков и цветов.

Продукт учебной деятельности – новообразование психики, которое характеризуется осмысленным целенаправленным получением знаний и умений и их дальнейшее применение для решения разнообразных прктичеких задач. Говоря простым языком ребенок увидел предмет в природе, на картинках, иллюстрациях в различных исполнениях (например, береза зимой, летом, весной, с разнообразной кроной), ему прочитали «художественное слово» об этом предмете (березонька хрустальная, березка кучерявая, стройная красавица и т. д.), поиграли в игру (например, стройные березки растут в лесу, подул ветер – наклонились березки, сломалась березка. Песня «Во поле береза стола»). Ребенок все осмыслил, «пропустил через голову» и выдал свои чувства, переживания, свою березу.

Структура уч. деятельности:

  1. Мотивация – то, что побуждает ребенка к деятельности,
  2. Учебная задача – то, что ребенок освоит в процессе выполнения задания (нажим, пропорции, композиция),
  3. Учебные действия – способы действия – это то, что ребенок обнаружит свойства того предмета, которого он изучает.
  4. Спец. способ уч. деятельности – воспроизведение изученных способов, приемов, навыков в различных ситуациях. Например, ст. в. – дети научились лепить животное с помощью разреза ног стекой. Таким образом можно слепить огромное разнообразие животных.
  5. Контроль и самоконтроль – сравнить с образцом. Например, узор дымковской росписи, ее колорит. Найти несоответствие.
  6. Оценка и самооценка. Уметь оценить себя и других.

Методы и приемы формирования отдельных компонентов уч. деятельности.

  • Способность действовать по образцу. В мл. в. – это один рисунок, поделка, в ст. в. – это разнообразие образцов, схемы, чертежи, таблицы.
  • Формирование умения слушать и выполнять инструкцию. Стараться ставить задачи – решение которых направляет на овладение знаниями и умениями. Существует 2 типа инструкций: целостная (например, дети нарисуйте кого встретил колобок) и по шаговая (что позволяет осмыслить каждое действие). Я считаю, что для наших детей это наиболее полезная инструкция, так как у детей очень мало жизненного опыта, у многих нарушены пространственные связи, моторика рук, мышление, память, они не умеют мыслить образно, соотносить образ и предмет. (пример со снегирями). Кроме того, количество занятий очень ограничено, а чтобы занятие получилось творческим нужна серия занятий на одну и ту же тему: например, дети рисуют сначала разнообразные деревья – елка, липа с черным стволом, сосна, береза и т. д. Затем дети рисуют искривленные стволы, наклоненные стволы, когда дует ветер только потом можно рисовать на такие темы как: деревья в лесу, осенний парк, дремлет лес под шапкой сна и т. д.
  • Умение оценивать свою работу и других. Это происходит так: мл.в. – медвежонок всех погладил и сказал спасибо за то, что ему помогли, ср. в.- у некоторых лисичек испачканы хвостики в клее, рыбка без плавников будет съедена, ст.в. – выбрать оценки (значки, флажки), объяснить, что не правильно. В ст. возрасте помогает двойная оценка: «Ты хороший мальчик, но поделку ты сегодня сделал плохо».
  • Формирование положительного эмоционального отношения. Т.к. продуктивная деятельность радует ребенка. То, что уже усвоено стараться расширить, обогатить новой информацией, внести новые элементы. Чаще хвалить ребенка, даже если у него не все получается. Пример: «А помните, как я хорошо нарисовал домик! Три занятия назад». «А помните, я так хорошо нарисовал рисунок, что вы взяли его на выставку». Надо построить так процесс, чтобы ребенок эмоционально переживал успешность обучения. Пример: «Вы же волшебники, художники» - подкреплять ситуацию успеха. Есть задания целиком направленные на успех (тычком, ватными палочками, выдувание трубочками и т. д.). Такие задания актуальны для наших детей всех возрастов.
  • Обучение детей работать в коллективе. Коллективная деятельность полезна умением договариваться друг с другом, социализирует ребенка, раскрепощает, придает уверенности. Можно использовать работу в парах (украсим пару варежек, сапожки и т. д.). Хорошее задание на социализацию - «дорисуй рисунок товарища».

Итак, чтобы формировать учебную деятельность в продуктивной деятельности надо помнить:

1. Формирование отдельных компонентов уч. деят. должно быть систематическое и целенаправленное,

2. Во время НОД дети должны научиться действовать по предложенному образцу.

3. Должна быть доступность выполнения заданий. Рисунки и поделки должны рассматриваться детьми, обсуждаться, оцениваться. Желательно уметь говорить о них, сравнивать, рассказывать, как ты это делал.

4. Работать по инструкции: целостной и диктантной. Иметь свободу в  выборе действий, проявлять самостоятельность, творчество.

5. Слышать инструкцию.

6. В коллективной работе советоваться с товарищами, прислушиваться с советам, действовать сообща.

7. Поощрять стремление к познанию нового, интерес к учению, к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...

сборник "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Статья: Приемы организации учебной деятельности при обучении английскому языку детей дошкольного возраста

В сборнике представлены научные статьи, раскрывающие широкий круг вопросов, связанных с инновационными процессами на разных ступенях образования. Авторы приводят основные результаты деятельности образ...

Консультация "Роль продуктивной деятельности в формировании у детей учебных навыков ."

           Продуктивная деятельность способствует подготовке детей к школе, так как в процессе этой деятельности формируются компоненты учебной деятельности ...

Роль дидактических игр в формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольников

Роль дидактических игр в формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольниковПотапенко Мария Николаевна, Воспитатель ГБДОУ детский сад №51Василеостровского района Санкт-ПетербургаВ ходе многоч...