Консультация "Роль продуктивной деятельности в формировании у детей учебных навыков ."
консультация (старшая группа)

Баранова Юлия Сергеевна

 

             Продуктивная деятельность способствует подготовке детей к школе, так как в процессе этой деятельности формируются компоненты учебной деятельности такие как мотивация, учебная задача, умение планировать свою деятельность. В консультации освещаются такие темы, как овладение способами решения учебной задачи, формирование действий контроля, формирование действий оценки, формирование положительного эмоционального настроя к деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               

 Роль продуктивной деятельности в формировании у детей учебных навыков.    

 Продуктивная деятельность играет важную роль в формировании учебных навыков. Во-первых, важным качеством этой деятельности является продукт труда, положительные эмоции ребенка. Так как дети любят продуктивную деятельность, то важным качеством является быстрое умение охотно включиться в эту деятельность по приглашению воспитателя, убрать игрушки, сесть за стол, если надо – привести свое рабочее место в порядок.

Продуктивная деятельность способствует подготовке детей к школе, так как в процессе этой деятельности формируются компоненты учебной деятельности:

1. Мотивация.

Для создания мотивации учебная задача подается в игровой форме (Мл. возр.- накормим куклу, поможем зайцу, привезти кирпичи, испечь пироги, построить забор). Можно придумать ситуацию, в которую попал герой, и поставить задачу ему помочь (например: дети не могут добраться до детского садика, предложить убрать снег с улиц ). Предложить приемы и способы решения проблемы, выбрать вместе лучшие. Важно в этой структуре вернуться к первоначальной задаче – для кого строили забор, кому помогали печь пироги и т. д. Обыграть, съесть, проехать по нарисованной дороге и т. д.

2.Учебная задача.

Умение понять учебную задачу, принять и выполнить ее (в продуктивной деятельности - это создание изображения, передача его основных свойств, образа предмета или явления, умение соблюдать нажим, пропорции, композицию.

Для удержания учебной задачи в памяти можно использовать образец.  В мл. в. – это один рисунок, поделка, в ст. в. – это разнообразие образцов, схемы, чертежи, таблицы (готовое изображение, схема последовательности создания образа и .т.д.).  В младшем возрасте образец сохраняется в течение всего занятия.  В старшем возрасте образец  убирается после обсуждения и анализа, разнообразие образцов, которые рассматриваются и также убираются. Далее образцы можно использовать в ИОД. В младшем возрасте анализ образца проводит взрослый, а в старшем возрасте, если у детей имеется определенный опыт, запас знаний, можно только напомнить, как выполнить задание или предложить рассказать об этом ребенку.

Работа с образцом способствует развитию у детей умения планировать свою деятельность. Например, можно попросить самих детей рассказать последовательность выполнения того или иного задания. В работе можно использовать таблицы, в которых схематично отображаются все предметы и явления будущего рисунка или поделки. При этом воспитатель задает детям наводящие вопросы, а дети предлагают варианты изображения картины. При выполнении творческих заданий детям предлагается замыслить свой рисунок, мысленно представить его на листе, посидеть, подумать 1-2 минуты.

3.Овладение способами решения учебной задачи.

В продуктивной деятельности – усвоение средств и способов создания образа. Овладение способами деятельности происходит в процессе обучения под руководством взрослого. В младшем возрасте воспитатель обучает способам действия через наглядный показ, подробное объяснение. Например: в лепке как отделить кусочек, как раскатать колбаску и т.д., в рисовании – проведение прямых линий. В старшем возрасте  дети используют уже изученные способы , приемы в различных ситуациях. Например, дети научились лепить животное с помощью разреза ног стекой. Используя этот прием, можно слепить огромное разнообразие животных.

4.Формирование действий контроля. 

Создавая образ предмета или явления, например, в рисунке или лепке, ребенок учится контролировать свои действия, их результаты. В процессе обучения изобразительной деятельности в старших группах детского сада можно сформировать действия контроля двух видов: контроль в процессе создания изображения (контроль за способами действия), контроль по результату. Применение действий контроля способствует совершенствованию создаваемых изображений, повышению качества изображения в целом.

Одним из примеров действия контроля в продуктивной деятельности является слежение за положением кисти или карандаша. При осуществлении контроля можно сравнивать создание изображения с образцом. Например: узор дымковской росписи, четкое прорисовывание элементов росписи, отражение ее колорита.

Для контроля за выполнением работы можно использовать схему последовательности выполнения задания: поэтапное рисование (на младшем возрасте), поэтапное рисование с элементами творчества. Например: тема рисования «Маленькой елочке холодно зимой». Рассматриваем вместе с детьми этапы изображения елочки, а далее, для проявления творчества предлагается детям дорисовать любые изображения и предметы на тему «зима».

 

5. Формирование действий оценки. 

У детей в процессе обучения продуктивной деятельности формируется потребность в оценке созданного ими образа. В младшем возрасте такую оценку ребенок слышит от взрослого или сказочного героя. Например: медвежонок всех погладил и сказал спасибо за то, что ему помогли, ср. в.- лисичка говорит, что у нее испачкан хвостик в клее и она не сможет быстро бегать, рыбка без плавников будет съедена. Постепенно к оценке работы (его собственной и работ сверстников) следует привлекать и самого ребенка. Можно предложить детям выбрать оценки (значки, флажки), объяснить, что не правильно. В ст. возрасте помогает двойная оценка: «Ты хороший мальчик, но поделку ты сегодня сделал плохо».

Так он будет сам овладевать действиями оценки. Важно, чтобы дети умели осуществлять самооценку после выполнения задания. Можно сравнить рисунок или поделку с образцом, самостоятельно обнаружить ошибки, уметь рассуждать, рассматривать рисунки и поделки всех детей, отмечать, что понравилось, что нет. Важно уметь рассказать, как ты рисовал или лепил, каким способом, какие приемы применял.

         Для оценки работы могут быть заготовлены специальные атрибуты: флажки, кружки разного цвета и т. д.

Следует отметить, если ребенок рисует, увлекаясь процессом рисования или стремясь получить красивый рисунок, он занят игрой или продуктивной деятельностью. Учебная деятельность – это  когда на занятии по рисованию ребенок ставит перед собой цель - научиться рисовать лучше, чем раньше. 

6. Формирование положительного эмоционального отношения к деятельности.

Формирование положительного эмоционального отношения. Т.к. продуктивная деятельность радует ребенка. То, что уже усвоено стараться расширить, обогатить новой информацией, внести новые элементы. Чаще хвалить ребенка, даже если у него не все получается. Пример: «А помните, как я хорошо нарисовал домик! Три занятия назад». «А помните, я так хорошо нарисовал рисунок, что вы взяли его на выставку». Надо построить так процесс, чтобы ребенок эмоционально переживал успешность обучения. Пример: «Вы же волшебники, художники» - подкреплять ситуацию успеха. Есть задания целиком направленные на успех (тычком, ватными палочками, выдувание трубочками и т. д.). Такие задания актуальны для наших детей всех возрастов.

В конце хотелось бы отметить что, если ребенок приступает к рисованию или лепке и не отвлекается, не дергает товарищей, а уверенно выполняет задание, то это хороший признак сформированности предпосылок учебной деятельности. В случае затруднения детям надо предложить поднять руку, обратиться за помощью к взрослому. Желательно, чтобы ребенок мог сформулировать вопрос правильно. Также хороший признак сформированности уч. деятельности является умение довести работу до конца. (Самому увидеть, что еще можно дорисовать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка....

Консультация «Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности»

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Главное, что необходимо ребенку, положительная мотивация к учению.Здоровый ребенок, у которого...

"Формирование у детей элементарных навыков общения на английском языке в свободной игровой деятельности"

Консультация для педагогов о значимости игры в формировании у детей элементарных навыков общения на английском языке....

«Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности»

Данный материал может быть интересен родителям детей 6-7 лет....

Программа подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по формированию психологических предпосылок учебной деятельности детей 6-7 лет.

Данная программа разработана на основе программы М. Р. Григорьевой «Лаборатория профессора Ума» и Л.И. Сорокиной Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет.Программа носит коррекционно-развив...