Семинар – практикум для воспитателей На тему: «Развитие образной речи у детей»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Конспект семинара – практикума для воспитателей

На тему: «Развитие образной речи у детей»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии образной речи детей дошкольного возраста.

План семинара

  1. Теоретическая часть

-доклад учителя-логопеда «Развитие образной речи у детей дошкольного возраста»

      2. Рекомендации для воспитателей в развитии образной речи у детей

Ход семинара

  1. Выступление учителя – логопеда «Развитие образной речи у детей»

Образная речь является составной частью культуры речи.

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

Исследования О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, А.М. Бородич показали, что детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными средствами художественной выразительности вполне им доступно. Разумеется, никаких логических определений и терминов детям при этом не дается.

В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

С.Л. Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями - нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., - словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность

Использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Понятия «образность, выразительность» включают в себя вербальные и невербальные средства. Вербальные, т.е. словесные, средства - интонация, лексика, синтаксис. Невербальные - мимика, жесты, поза.

  1. Рекомендации для воспитателей в развитии образной речи у детей

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать у ребенка только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, его образную речь.

Работа по развитию образной речи проводится как в образовательной деятельности, так и вне ее.

Основной вид деятельности по развитию образной речи - это работа с текстом. Сюда входит пересказ рассказов, русских народных сказок, пересказ по ролям, инсценировка, работа с диалогом.

Важно не только правильно выбрать текст, но и правильно познакомить детей с текстом какого-либо литературного произведения или сказки. Так же важно познакомить детей с жестами, мимикой и костюмами (масками), которые можно использовать при пересказе или инсценировке этого текста. При первичном чтении текста педагогом необходима искренность, неподдельность чувств. Для детей это является образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Читать слишком эмоционально, переигрывать не рекомендуется, так как дети тонко чувствуют преувеличение, фальшь. Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, чтобы не помешать самостоятельному усвоению содержания и самостоятельной эмоциональной оценке. Нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному. Необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Большую роль в эмоциональном усвоении прочитанного играют иллюстрации в книгах. В них дети видят выражения лиц действующих героев, позы, движения животных, людей. Эти зрительные образы помогут детям точно передать настроение и эмоции героев произведения.

После первичного ознакомительного чтения текста проводится беседа о прочитанном. Вопросы подбираются так, чтобы дети, отвечая на них, пересказывали отдельные части текста, вспоминая его. М.Д.Маханева предлагает использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «ты согласен с этим?». Например, «вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе?» (сказка «Волк и семеро козлят»).

После беседы опять возвращаемся к тексту. При повторном чтении можно привлекать детей к проговариванию отдельных фрагментов: устойчивых словесных оборотов, фразеологизмов, пословиц, поговорок.

При первичном чтении и во время беседы педагог обращает внимание на эмоциональную сторону речи действующих персонажей. При первичном чтении сам выбирает соответствующую интонацию и привлекает к ней внимание детей. При повторном чтении текста помогает детям эмоционально и выразительно повторить отдельные части текста, исправляет неверную интонацию, показывает, как должен говорить тот или иной персонаж. Дети сообща придумывают интонации для персонажей.

Следующий этап - собственно пересказ текста. От ребенка, пересказывающего первым, нельзя требовать буквального, детального воспроизведения содержания. Когда текст будет достаточно хорошо усвоен, можно требовать точность и выразительность изложения.

В дальнейшем можно провести инсценировку рассказа. Педагог читает текст ещё раз, дети вспоминают содержание, последовательность событий, эмоциональную окраску речи героев, придумывают движения, позы, мимику. Педагог показывает маски или костюмы, которые будут нужны для инсценировки. Далее необходимо выбрать роли. Выбор роли может осуществляться по-разному:

1.Ребенок сам выбирает себе роль.

2.Взрослый может назначить на основные роли более застенчивых детей.

3.Распределение ролей по карточкам (на карточках схематично изображен персонаж или написано название персонажа).

Главное в инсценировке – это эмоциональное общение детей-героев между собой. Это передача сюжета и настроения действующих лиц.

Большую роль в развитии образной речи играют русские народные сказки. Они содержат в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.

В образовательной деятельности по развитию речи в логопедической группе используется большое количество русских народных сказок: «Лиса и дрозд», «Лиса и журавль», «У страха глаза велики» ( есть серия картинок), «Ворона и рак», «Пузырь, соломинка и лапоть» и т .д.

В развитии образной речи большое значение имеет работа над диалогами. Дети знают, что диалог - это разговор двух людей или зверей. Детям очень нравится говорить за животных, показывать их в движении. Н. Сладков - автор многих интересных диалогов: «Заяц и медведь», «Барсук и медведь», «Белка и медведь», «Лиса и ёж» и др.

На логопедических занятиях с целью развития выразительной речи проводятся инсценировки стихотворений. Они могут быть большими, а могут быть и четверостишия. (стихотворения прилагаются).Большинство из них взято из книги «Всё наоборот (небылицы и нелепицы в стихах). 

М.Д. Маханёва предлагает упражнения для развития выразительности речи в старших группах:

1.С разной интонацией произнести самые привычные слова: «возьми, принеси, помоги, здравствуй» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно).        

2.Изменение смысла фразы путем перестановки логического ударения: «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной».

3.Задание «Разные настроения». Дети должны быть знакомы с основными эмоциональными состояниями: радость, печаль, удивление, злость и способами их вербального и невербального выражения. Детям читаются про изведения. Они обсуждают, какое здесь преобладающее настроение.

( Н. Носов, «Живая шляпа», Л. Толстой «Лев и собачка», С. Маршак, «Котята», Е Чарушин, «Страшный рассказ»)

4. Упражнение «Доскажи предложение» (Я радуюсь, когда. . ., Я грущу, когда...)

5. Разыгрывание сценок, в которых необходимо особенности ситуации подчеркнуть мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя.

6. Рассказы о смешных случаях, интересных событиях.

7.Игра «Слова - рифмы». («Раз, два, три, четыре, пять. Стихи мы будем сочинять»). «Рифмы» - слова, заканчивающиеся одинаково. Найти в стихотворении рифму или придумать рифму самим на данное слово. Например, к слову «друг» рифмы: лук, круг, вдруг и т.д.

8 «Доскажи словечко». («Веселые стихи читаем, слово рифму добавляем») - книга Волиной «Занимательное азбуковедение».

9.Скороговорки и чистоговорки. ( Т.А.Куликовская, «Скороговорки и чистоговорки» (практикум по улучшению дикции). Выразительность речи невозможна без чёткой дикции. Скороговорки и чистоговорки способствуют улучшению дикции детей, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произнесении трудных сочетании звуков, помогают устранить нечеткое произношение. Скороговорки и чистоговорки применяют на занятиях по развитию речи, а также на индивидуальных занятиях по автоматизации и дифференциации звуков в речи.

Развитие выразительной речи, таким образом, осуществляется постоянно и систематически.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект семинара – практикума для воспитателей

На тему: «Развитие образной речи у детей»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии образной речи детей дошкольного возраста.

План семинара

  1. Теоретическая часть

-доклад учителя-логопеда «Развитие образной речи у детей дошкольного возраста»

2. Рекомендации для воспитателей в развитии образной речи у детей

Ход семинара

  1. Выступление учителя – логопеда «Развитие образной речи у детей»

Образная речь является составной частью культуры речи.

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

Исследования О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, А.М. Бородич показали, что детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными средствами художественной выразительности вполне им доступно. Разумеется, никаких логических определений и терминов детям при этом не дается.

В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

С.Л. Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями - нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., - словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность

Использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Понятия «образность, выразительность» включают в себя вербальные и невербальные средства. Вербальные, т.е. словесные, средства - интонация, лексика, синтаксис. Невербальные - мимика, жесты, поза.

  1. Рекомендации для воспитателей в развитии образной речи у детей

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать у ребенка только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, его образную речь.

Работа по развитию образной речи проводится как в образовательной деятельности, так и вне ее.

Основной вид деятельности по развитию образной речи - это работа с текстом. Сюда входит пересказ рассказов, русских народных сказок, пересказ по ролям, инсценировка, работа с диалогом.

Важно не только правильно выбрать текст, но и правильно познакомить детей с текстом какого-либо литературного произведения или сказки. Так же важно познакомить детей с жестами, мимикой и костюмами (масками), которые можно использовать при пересказе или инсценировке этого текста. При первичном чтении текста педагогом необходима искренность, неподдельность чувств. Для детей это является образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Читать слишком эмоционально, переигрывать не рекомендуется, так как дети тонко чувствуют преувеличение, фальшь. Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, чтобы не помешать самостоятельному усвоению содержания и самостоятельной эмоциональной оценке. Нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному. Необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Большую роль в эмоциональном усвоении прочитанного играют иллюстрации в книгах. В них дети видят выражения лиц действующих героев, позы, движения животных, людей. Эти зрительные образы помогут детям точно передать настроение и эмоции героев произведения.

После первичного ознакомительного чтения текста проводится беседа о прочитанном. Вопросы подбираются так, чтобы дети, отвечая на них, пересказывали отдельные части текста, вспоминая его. М.Д.Маханева предлагает использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «ты согласен с этим?». Например, «вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе?» (сказка «Волк и семеро козлят»).

После беседы опять возвращаемся к тексту. При повторном чтении можно привлекать детей к проговариванию отдельных фрагментов: устойчивых словесных оборотов, фразеологизмов, пословиц, поговорок.

При первичном чтении и во время беседы педагог обращает внимание на эмоциональную сторону речи действующих персонажей. При первичном чтении сам выбирает соответствующую интонацию и привлекает к ней внимание детей. При повторном чтении текста помогает детям эмоционально и выразительно повторить отдельные части текста, исправляет неверную интонацию, показывает, как должен говорить тот или иной персонаж. Дети сообща придумывают интонации для персонажей.

Следующий этап - собственно пересказ текста. От ребенка, пересказывающего первым, нельзя требовать буквального, детального воспроизведения содержания. Когда текст будет достаточно хорошо усвоен, можно требовать точность и выразительность изложения.

В дальнейшем можно провести инсценировку рассказа. Педагог читает текст ещё раз, дети вспоминают содержание, последовательность событий, эмоциональную окраску речи героев, придумывают движения, позы, мимику. Педагог показывает маски или костюмы, которые будут нужны для инсценировки. Далее необходимо выбрать роли. Выбор роли может осуществляться по-разному:

#1056;ебенок сам выбирает себе роль.

#1042;зрослый может назначить на основные роли более застенчивых детей.

#1056;аспределение ролей по карточкам (на карточках схематично изображен персонаж или написано название персонажа).

Главное в инсценировке – это эмоциональное общение детей-героев между собой. Это передача сюжета и настроения действующих лиц.

Большую роль в развитии образной речи играют русские народные сказки. Они содержат в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.

В образовательной деятельности по развитию речи в логопедической группе используется большое количество русских народных сказок: «Лиса и дрозд», «Лиса и журавль», «У страха глаза велики» ( есть серия картинок), «Ворона и рак», «Пузырь, соломинка и лапоть» и т .д.

В развитии образной речи большое значение имеет работа над диалогами. Дети знают, что диалог - это разговор двух людей или зверей. Детям очень нравится говорить за животных, показывать их в движении. Н. Сладков - автор многих интересных диалогов: «Заяц и медведь», «Барсук и медведь», «Белка и медведь», «Лиса и ёж» и др.

На логопедических занятиях с целью развития выразительной речи проводятся инсценировки стихотворений. Они могут быть большими, а могут быть и четверостишия. (стихотворения прилагаются).Большинство из них взято из книги «Всё наоборот (небылицы и нелепицы в стихах).

М.Д. Маханёва предлагает упражнения для развития выразительности речи в старших группах:

#1057; разной интонацией произнести самые привычные слова: «возьми, принеси, помоги, здравствуй» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно).

#1048;зменение смысла фразы путем перестановки логического ударения: «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной».

#1047;адание «Разные настроения». Дети должны быть знакомы с основными эмоциональными состояниями: радость, печаль, удивление, злость и способами их вербального и невербального выражения. Детям читаются про изведения. Они обсуждают, какое здесь преобладающее настроение.

( Н. Носов, «Живая шляпа», Л. Толстой «Лев и собачка», С. Маршак, «Котята», Е Чарушин, «Страшный рассказ»)

4. Упражнение «Доскажи предложение» (Я радуюсь, когда. . ., Я грущу, когда...)

5. Разыгрывание сценок, в которых необходимо особенности ситуации подчеркнуть мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя.

6. Рассказы о смешных случаях, интересных событиях.

#1048;гра «Слова - рифмы». («Раз, два, три, четыре, пять. Стихи мы будем сочинять»). «Рифмы» - слова, заканчивающиеся одинаково. Найти в стихотворении рифму или придумать рифму самим на данное слово. Например, к слову «друг» рифмы: лук, круг, вдруг и т.д.

8 «Доскажи словечко». («Веселые стихи читаем, слово рифму добавляем») - книга Волиной «Занимательное азбуковедение».

#1057;короговорки и чистоговорки. ( Т.А.Куликовская, «Скороговорки и чистоговорки» (практикум по улучшению дикции). Выразительность речи невозможна без чёткой дикции. Скороговорки и чистоговорки способствуют улучшению дикции детей, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произнесении трудных сочетании звуков, помогают устранить нечеткое произношение. Скороговорки и чистоговорки применяют на занятиях по развитию речи, а также на индивидуальных занятиях по автоматизации и дифференциации звуков в речи.

Развитие выразительной речи, таким образом, осуществляется постоянно и систематически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей на тему: «Звуковая культура речи – это очень важно»

Оказание помощи педагогам в планировании работы по воспитанию ЗКР у детей на различных возрастных периодах....

Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности" (в рамках МО воспитателей)

Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста" (в рамках МО воспитателей старших и подготовительных групп)...

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Развитие связной речи у детей»

laquo;Развитие связной речи у детей»     Очень важно проводя развивающие занятия с детьми , стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словар...

Серия семинаров-практикумов для воспитателей по теме "Развитие речи воспитанников через приобщение их к художественной литературе"

Статья содержит три семинара практикума по темам "Организация книжных уголков в группах", "Что такое рукотворная книга?" и "Методы  обучения детей пересказу и заучиванию ...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Развитие связной речи детей с ОВЗ»

Развитие связной речи детей с ТНР – одна из главных задач программы группы компенсирующей направленности  в  детском саду....