Проектная работа на тему: "В чём секрет волшебных мешочков"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Сенсорное воспитание дошкольников с ОВЗ – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Предметно-развивающая среда детского сада должна учитывать особенности развития детей с ОВЗ, компенсировать имеющиеся у них нарушения. Для успешной реализации программы необходимо установить эмоциональный контакт с детьми. Ребёнку создаётся комфортная среда пребывания, исключающая недоступные ему способы взаимодействия с миром, организуются социально правильные способы взаимодействия с детьми.

Создание центра «Сенсомоторный уголок» позволяет расслабить нервную систему ребёнка, воздействует на его сенсорные органы, у воспитанников появляется чувство защищённости и спокойствия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Проектная работа

«В чём секрет волшебных мешочков»

Участники: воспитанники группы № 6

МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»,

Руководитель: Пислегина Лариса Николаевна

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»

.

г. Югорск, 2020 г.

Введение

Сенсорное воспитание дошкольников с ОВЗ – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Предметно-развивающая среда детского сада должна учитывать особенности развития детей с ОВЗ, компенсировать имеющиеся у них нарушения. Для успешной реализации программы необходимо установить эмоциональный контакт с детьми. Ребёнку создаётся комфортная среда пребывания, исключающая недоступные ему способы взаимодействия с миром, организуются социально правильные способы взаимодействия с детьми.

Создание центра «Сенсомоторный уголок» позволяет расслабить нервную систему ребёнка, воздействует на его сенсорные органы, у воспитанников появляется чувство защищённости и спокойствия.

Цель проекта: создание волшебных мешочков для игр с пальчиками.

Задачи:

- вовлечь воспитанников в процесс получения социально-личностного опыта;

- создать условия для развития у детей мелкой моторики;

- формирование у детей понятия «рельеф», закрепление понятия «цвет»;

- создать «Центр сенсомоторного развития».

Методы и приёмы необходимые для достижения цели:

- сбор материалов для создания сенсорного уголка;

- анализ полученных информаций и фактов;

- изготовление пособия для дидактической игры «Волшебный мешочек»;

- выкладывание информации в различные интернет-порталы, платформы.

Тип проекта:

- по количеству участников - групповой;

- по направленности: практический;

- по контингенту: дети 4-6 лет;

- о продолжительности: краткосрочный.

План реализации проекта:

1.        Выделение и постановка проблемы.

2.        Сбор материала.

3.        Анализ полученных данных.

4.        Получение продукта проекта

5.        Представление проекта.

Основная часть.

Анализ хода работы:

Выделение и постановка проблемы. В нашей группе мало сенсомоторных игр и игрушек, выполненных своими руками. Играя с ребятами на улице, мы собирали листья, шишки, различные семена, веточки и заметили, что дети с удовольствием ощупывают их и это занятие приносит эмоциональный отклик, радость, желание повторить те или иные действия с данными объектами.

 Проанализировав опрос родителей в чате группы выяснили, что во многих семьях есть сенсорные игры, но все они куплены в магазине, что дети играют в них без особого удовольствия, а родители знают о сенсорных играх очень мало. Ребёнку, который преодолевает большие трудности, каждый день пытается устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни нуждается в полноценном восприятии окружающей действительности, просто необходимы сенсомоторные игры.

Зная, что успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее, мы решили создать в сенсомоторном уголке «волшебные мешочки», которые дети сами могут наполнить.

Так возникла идея совместного проекта «В чём секрет волшебных мешочков».

Копилка проекта. Дети вместе с родителями и воспитателями собирали различный природный материал для изготовления игр. Сотрудница детского сада сшила нам мешочки нужного размера. (Приложение 1, фото 1,2,3,4).

Картотека проекта. Проанализировав полученную информацию, приступили к практической работе. Понимая, что у детей с диагнозами РАС и УО возникают сложности с самоконтролем, решили составить алгоритм «Игры центре сенсомоторного развития». (Приложение 2, рисунок 1). Где картинка «рука», под цифрой «1» обозначает – «возьми игру». Картинка, где дети играют – обозначает «играй, делись с другими детьми» и третья картинка «полки с игрушками» - обозначает «поиграл – клади игрушки на место».

Далее разделили собранный нами природный материал на три части:

- мягкие;

- шероховатые;

- колючие.

Сложили в мешочки и составили таблицу - панно (Приложение 3, таблица 1), на котором отобразили деление объектов (мешочков с различным содержимым) по признакам «цвет» и «рельеф». То есть, ребёнок берёт мешочек в руки, ощупывает его и определяет какой он по рельефу (мягкий, шероховатый или колючий), затем смотрит какого цвета наклейка на мешочке (синяя, жёлтая, красная, зелёная или фиолетовая) и определяет его место на панно (верхняя строка панно – мешочек мягкий на ощупь, средняя – шероховатый и нижняя - колючий). (Приложение 3, фото 4, 5,6).

Таким образом мы способствуем тому что у детей формируется не только умение ощупывать мешочки, но и определять его принадлежность по признаку «цвет», «рельеф», а также сопоставлять данные признаки в таблице и параллельно создаём условия для развития у детей мелкой моторики.

Модель проекта.  Для систематизации знаний, полученных детьми в ходе проекта мы разработали модель. (Приложение 4, рисунок 2).

Пример: Берём мешочек, ощупываем его содержимое и определяем какой он по признаку «рельеф» - мягкий, шероховатый  или колючий, далее определяем на какую строчку его поставить – верхняя (гладкий), средняя (шероховатый) или нижняя (колючий), затем находим наклейку на мешочке, определяем какого цвета и находим его место на нашем панно.

Продуктом проектной работы стали:

- алгоритм игр в сенсомоторном уголке;

- морфотаблица;

- модель;

- дидактическая игра «Волшебный мешочек» (Приложение 5, фото 8)

Заключение

Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Наши «Волшебные мешочки», в изготовлении которых дети сами принимали участие, способствуют развитию моторики. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Секрет волшебных мешочков раскрыт!

Список используемых источников:

  1. Басилова Т.А., Александрова Н.А.  Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии; Пособие для родителей, М.: Просвещение, 2008.

2.https://mega-talant.com/biblioteka/sbornik-razvivayuschih-igry-dlya-detey-s-ovz-intellektualnymi-narusheniyami-80207.html

3.https://www.maam.ru/detskijsad/tema-sensornoe-razvitie-detei-s-ovz-srednego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-didakticheskie-igry.html.

4. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/04/09/sensornoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-s.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме: «Слагаемые профессионального имиджа педагога»

Понятие "имидж".Профессиональный имидж педагога.Как сформировать свой имидж?Практические советы (По В. Шепелю)....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КНИГАМ Г. ТУКАЯ"

Габдулла Тукай – великий татарский поэт, и как сказал Минтимер Шаймиев: «Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда». ...

Проектная работа по теме: «СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА»

Цель:Помощь педагогу в адаптации в условиях реформирования школы.Задача:Раскрыть основы формирования имиджа педагога....

Конспект образовательной деятельности на тему: "Оставим страхи в волшебном мешочке"

Данное занятие направлено на развитие умения справляться с чувством страха....

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....