"Инклюзивное образование в детском саду" (публикация)
материал по коррекционной педагогике

Трусова Маргарита Григорьевна

Инклюзивное образование в детском саду

    Детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями с каждым годом становится больше, следовательно, вопрос внедрения инклюзивного образования становится как-никак кстати.

    Развитие дошкольного образования в направлении гуманизации требует системных изменений, которые реализуются благодаря воплощению инклюзивных ценностей. Важно, чтобы изменения и обновления детских садах не заканчивались на внешнем «улучшении», а учитывали следующие аспекты:

  • общая психологическая атмосфера заведения;
  • система взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями;
  • внимание к каждому ребенку;
  • возможность участия общества в развитии заведения и тому подобное.

     Если родители здоровых детей воспринимают детские сады, как место, где их дети могут поиграть и пообщаться со своими сверстниками, то для родителей «особенных» детей ДОУ с инклюзией может стать местом, где их чадо будет социально адаптироваться и интеллектуально развиваться.
    Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.
     Три условия инклюзивного образования в ДОУ:

·        Доступ — дети имеют доступ ко всем возможностям обучения, мероприятиям и опыту.

·        Участие — дети осмысленно включены в повседневную жизнь.

·        Поддержка — инфраструктура и программная поддержка используются для привлечения к работе семей, учителей и персонала.                                      

Задачи инклюзивного образования  в дошкольном образовательном учреждении
   Основные задачи создания инклюзивного образовательного пространства в учреждении дошкольного образования:

  • попечительства организационной культурой заведения;
  • реализация инклюзивного образовательной политики на уровне учреждения (внутренние нормативные документы);
  • обогащение инклюзивными подходами существующей практики организации образовательного процесса.

 

Инклюзивные ценности в системе образования

      Инклюзивные ценности — это социально одобряемые представления и подходы, обеспечивающие следующие цели инклюзии:

  • возможность успешного обучения и развития всех детей по месту жительства;
  • поддержку различий между детьми и взрослыми как образовательный ресурс;
  • помощь каждому чувствовать себя частью целого;
  • содействие развитию творческой инициативы детей, родителей, педагогов;

      Такой подход требует изменения ряда приоритетов в работе на основе ценностей, среди которых:

  • структурные ценности — равенство всех участников образовательного процесса, обеспечение прав каждого, опора на общество, обеспечение устойчивого развития;
  • ценности, связанные с взаимоотношениями — уважение к разнообразию, доверие, сочувствие, честность, мужество;
  • моральные качества — доминирование радости в заведении, любовь и уважение друг к другу, надежда и оптимизм, искренность в отношениях, красота в окружающей среде.

      Они нашли свое отражение в индикаторах индекса инклюзии, а индикаторы детализируются конкретными вопросами. Включить ту или иную ценность в практику учреждения дошкольного образования для насыщения жизни заведения новым содержанием можно только благодаря ее обсуждению с работниками, родителями, а в некоторых моментах — и с детьми.
       Насколько дети-инвалиды после инклюзивного ДОУ адаптированы к жизни:

1.     Воспитанники с инвалидностью, которые «включены» в общеобразовательные учреждения, чаще проявляют позитивное социальное и эмоциональное поведение, чем их сверстники в ограниченных условиях.

2.     Воспитанники, обучающиеся по программам включения в ранние годы, скорее всего, продемонстрируют более активное социальное взаимодействие со всеми сверстниками, меньшее чувство стигматизации и внушительные успехи в учебе.

3.     Более высокие ожидания в конечном итоге приводят детей-инвалидов к достижению большего, завоеванию уверенности и независимости и развитию более сильного чувства собственного достоинства.

      Как обычно-развивающиеся дети выигрывают от инклюзии в ДОУ.
Типичные сверстники развивают уверенность в себе и лидерские навыки, поскольку они становятся объектом подражания для своих сверстников с ограниченными возможностями. Они также демонстрируют:

 

 

·        более позитивное отношение к сверстникам;

·        повышение социальных навыков (например, инициирование взаимодействия, переговоры);

·        чувство справедливости, сострадания и толерантности;

·        моделирование как про социального, так и академического поведения для сверстников с ограниченными возможностями.
 

 Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в РФ

       На территории Российской Федерации официально зафиксировано порядка 2 миллионов детей-инвалидов разной категории. Весь спектр положений, на которых базируется внедрение инклюзивного образования в ДОУ, закреплены в Федеральных документах.

      Правительство РФ десять лет назад подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов», в статье 24 которой говорится, что каждый ребенок-инвалид имеет право на участие в образовательном процессе вне зависимости от уровня его знаний и этапа обучения.

     В Конституции РФ указано, что все граждане России между собой равны в правах и свободах. Следовательно, Конституция не допускает дискриминации, вне зависимости от социального статуса, состояния здоровья, особенностей личностей и иных факторов. В 2011 году правительство рассмотрело и подписало программу «Доступная среда», в рамках которой проводится интеграция детей с ограниченными возможностями с социумом.
     С 2014 года инклюзивное обучение начали активно внедрять не только в общеобразовательные заведения, но и в дошкольные заведения. Цель данного решения – адаптация, социализация, обучение и поддержка детей с ограниченными возможностями на всем жизненном пути: начиная с дошкольного возраста и заканчивая трудоустройством.
    В каждом крупном городе сейчас проводится работа по запуску как можно больше ДОУ с инклюзивной направленностью работы.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuziya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Инклюзивное образование в детском саду

    Детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями с каждым годом становится больше, следовательно, вопрос внедрения инклюзивного образования становится как-никак кстати.

    Развитие дошкольного образования в направлении гуманизации требует системных изменений, которые реализуются благодаря воплощению инклюзивных ценностей. Важно, чтобы изменения и обновления детских садах не заканчивались на внешнем «улучшении», а учитывали следующие аспекты:

  • общая психологическая атмосфера заведения;
  • система взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями;
  • внимание к каждому ребенку;
  • возможность участия общества в развитии заведения и тому подобное.

     Если родители здоровых детей воспринимают детские сады, как место, где их дети могут поиграть и пообщаться со своими сверстниками, то для родителей «особенных» детей ДОУ с инклюзией может стать местом, где их чадо будет социально адаптироваться и интеллектуально развиваться.
   Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.
    Три условия инклюзивного образования в ДОУ:

  • Доступ — дети имеют доступ ко всем возможностям обучения, мероприятиям и опыту.
  • Участие — дети осмысленно включены в повседневную жизнь.
  • Поддержка — инфраструктура и программная поддержка используются для привлечения к работе семей, учителей и персонала.                                       

Задачи инклюзивного образования  в дошкольном образовательном учреждении
   Основные задачи создания инклюзивного образовательного пространства в учреждении дошкольного образования:

  • попечительства организационной культурой заведения;
  • реализация инклюзивного образовательной политики на уровне учреждения (внутренние нормативные документы);
  • обогащение инклюзивными подходами существующей практики организации образовательного процесса.

Инклюзивные ценности в системе образования

      Инклюзивные ценности — это социально одобряемые представления и подходы, обеспечивающие следующие цели инклюзии:

  • возможность успешного обучения и развития всех детей по месту жительства;
  • поддержку различий между детьми и взрослыми как образовательный ресурс;
  • помощь каждому чувствовать себя частью целого;
  • содействие развитию творческой инициативы детей, родителей, педагогов;

      Такой подход требует изменения ряда приоритетов в работе на основе ценностей, среди которых:

  • структурные ценности — равенство всех участников образовательного процесса, обеспечение прав каждого, опора на общество, обеспечение устойчивого развития;
  • ценности, связанные с взаимоотношениями — уважение к разнообразию, доверие, сочувствие, честность, мужество;
  • моральные качества — доминирование радости в заведении, любовь и уважение друг к другу, надежда и оптимизм, искренность в отношениях, красота в окружающей среде.

      Они нашли свое отражение в индикаторах индекса инклюзии, а индикаторы детализируются конкретными вопросами. Включить ту или иную ценность в практику учреждения дошкольного образования для насыщения жизни заведения новым содержанием можно только благодаря ее обсуждению с работниками, родителями, а в некоторых моментах — и с детьми.
      Насколько дети-инвалиды после инклюзивного ДОУ адаптированы к жизни:

  1. Воспитанники с инвалидностью, которые «включены» в общеобразовательные учреждения, чаще проявляют позитивное социальное и эмоциональное поведение, чем их сверстники в ограниченных условиях.
  2. Воспитанники, обучающиеся по программам включения в ранние годы, скорее всего, продемонстрируют более активное социальное взаимодействие со всеми сверстниками, меньшее чувство стигматизации и внушительные успехи в учебе.
  3. Более высокие ожидания в конечном итоге приводят детей-инвалидов к достижению большего, завоеванию уверенности и независимости и развитию более сильного чувства собственного достоинства.

      Как обычно-развивающиеся дети выигрывают от инклюзии в ДОУ.
Типичные сверстники развивают уверенность в себе и лидерские навыки, поскольку они становятся объектом подражания для своих сверстников с ограниченными возможностями. Они также демонстрируют:

  • более позитивное отношение к сверстникам;
  • повышение социальных навыков (например, инициирование взаимодействия, переговоры);
  • чувство справедливости, сострадания и толерантности;
  • моделирование как про социального, так и академического поведения для сверстников с ограниченными возможностями.
  • Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в РФ

       На территории Российской Федерации официально зафиксировано порядка 2 миллионов детей-инвалидов разной категории. Весь спектр положений, на которых базируется внедрение инклюзивного образования в ДОУ, закреплены в Федеральных документах.

      Правительство РФ десять лет назад подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов», в статье 24 которой говорится, что каждый ребенок-инвалид имеет право на участие в образовательном процессе вне зависимости от уровня его знаний и этапа обучения.

     В Конституции РФ указано, что все граждане России между собой равны в правах и свободах. Следовательно, Конституция не допускает дискриминации, вне зависимости от социального статуса, состояния здоровья, особенностей личностей и иных факторов. В 2011 году правительство рассмотрело и подписало программу «Доступная среда», в рамках которой проводится интеграция детей с ограниченными возможностями с социумом.
    С 2014 года инклюзивное обучение начали активно внедрять не только в общеобразовательные заведения, но и в дошкольные заведения. Цель данного решения – адаптация, социализация, обучение и поддержка детей с ограниченными возможностями на всем жизненном пути: начиная с дошкольного возраста и заканчивая трудоустройством.
   В каждом крупном городе сейчас проводится работа по запуску как можно больше ДОУ с инклюзивной направленностью работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование в детском саду

На современном этапе дошкольного образования уделяется большое внимание инклюзии в ДОУ. Но многие педагоги, а в основном и родители, даже не слышали о понятии "инклюзивное образование". Поэтому в данн...

Презентация об инклюзивном образовании в детском саду

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивн...

Статья: «Разные возможности – равные права». неделя инклюзивного образования в детском саду.

Статья в газету о проведении недели инклюзивного образования в детском саду....

Организация инклюзивного образования в детской деятельности и культурных практиках

В статье говорится о необходимости внедрения инклюзивного обучения в общую систему образования, о целях и задачах инклюзивного образования, а также возможных сложностях при внедрении....

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...