"Ступеньки в большой мир"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тодораш Любовь Анатольевна

Воспитание образование и научение, через треннинговую работу позволяет формировать умения мыслить, размышлять, осмыливать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Ступеньки в большой мир"157 КБ

Предварительный просмотр:

"Ступеньки в большой мир"

Примерные  перспективные  планы  работы

 с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их  родителями.

 Конспекты  тренингов.

Тодораш Любовь Анатольевна

 МАДОУ"Детский сад  №250

г. Челябинска"

г. Челябинск

Радикальные преобразования последних лет, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом в  настоящее время выступает личностно- ориентированное взаимодействие педагога с ребенком ОВЗ: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Сегодня обществу требуются творческие личности, способные принимать решения и отвечать за них, планировать и прогнозировать, моделировать и создавать.  

        Перспективные планы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья  "Ступеньки в большой мир"  составлены с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, и в тесной связи  с воспитательной работой детского сада и взаимодействия  с семьей (законными представителями).  

        Цель этой деятельности  в том , чтобы  педагоги формировали  и развивали эмоциональную сферу ребенка с ОВЗ дошкольного возраста, его социальную компетентность, умения изыскивать разнообразные варианты разрешения конфликтов, используя такую форму работы с детьми, как психологический тренинг.  

        В данной работе я  предлагаю  примерные перспективные планы "Ступеньки в большой мир"  реализуемые  за  один  учебный год. Эффективность  моей  работы направлена на развитие  интеллектуальной  активности личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

        Перспективное  планирование   "Ступеньки в большой мир"направлено на становление базовых свойств личности ребенка а именно: самооценки и образа «Я», эмоционально–потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок,  а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми,  что соответствует новым требованиям времени, которые предъявляет  к воспитанию подрастающего поколения современное общество с его демократическими тенденциями развития.

        Перспективное планирование "Ступеньки в большой мир"   включает три основных раздела:        

        - уверенность в себе

        - чувства, желания, взгляды

        - социальные навыки.

        Кроме того, представлен перспективный план по работе с родительской общественностью.

        Эмоциональное благополучие человека - его уверенность в себе, жизненные успехи - во многом зависят от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.

        Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые преобразования, симпатии, антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции, чувства как любовь, ненависть.         Именно поэтому эмоциональное развитие является важнейшей основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается  особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных  чувств. Если эти качества поддерживать, то наши дети вырастут добрыми, правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям.

        Социальная среда является источником развития ребенка, его " социальной ситуацией развития". Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет путь  развития. С, Л, Рубинштеин пишет: "Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь".  

         Содержание перспективного планирования "Ступеньки  в большой мир" органично интегрируется  в канву содержания основной комплексной программы, по которой мы работаем. Такая интеграция целесообразна, прежде всего, с содержанием занятий по изобразительной деятельности, театрализованной, а так же   по ознакомлению с окружающим миром, экологическому и физическому воспитанию, а так же с игровой деятельностью.

        В нашем случае наиболее подходящая модель – включение программы в вариативную часть  общего педагогического процесса. Вместе с тем для большей эффективности  используем разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры и развлечения, тренинги,  отдельные режимные моменты.

        Перспективное планирование "Ступеньки в большой мир" естественно и органично интегрируется  в целостный педагогический процесс.  

        Я  пришла к выводу, что наиболее эффективно воспитательно-образовательное взаимодействие педагога с детьми ОВЗ,  происходит через активный метод обучения - ТРЕНИНГ.

Цель обучения – умение мыслить, размышлять, осмысливать, развивать мыслительную, творческую деятельность.  

- тренинг- это своеобразная  форма работы, когда при помощи позитивного подкрепления формируются нужные паттерны поведения.

          - тренинг- метод создания условий для самораскрытия ребенка и самостоятельного поиска  способов решения своих проблем.

Проспект тренинга.

                - название

                - цель

                - введение  в изучаемую проблему.

                - постановка изучения задач конкретной ситуации.

                - групповая, индивидуальная работа

                - групповая дискуссия

                - обсуждение различных точек зрения.

                 - оценка результатов анализа.

                 - выбор наилучшего решения.

                 - подведение итогов принятия решений

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что  специфика проведения тренинга отличается от проведения занятия. Прежде всего, время  проведения варьируется, это зависит от количества запланированных упражнений. Но время проведения не должно превышать 30 – 35 минут. Значительна роль личности педагога.  Психологические упражнения, используемые им в работе,  являются, не более чем инструментом, результат применения которого зависит не, сколько от качества инструмента, сколько от личности педагога. От  его творчества, знаний детской психологии,  умений зависят процессы самораскрытия и само актуализации детей. Интенсификация обучения достигается приемами, которыми педагог добивается чувственно – познавательной эго – вовлеченности. Такие как:

                        - ролевая игра

                        - психологические этюды

                        - групповая дискуссия

                        - психо – гимнастика

                        - тренировка поведенческих навыков

                        - анализ ситуации

                        - элементы психо – диагностики.

                        - рефлексия

Таким образом: специфическими чертами тренинга являются:

- Объективная оценка чувств и эмоций участников в отношении    себя и друг друга

- Создание атмосферы доверия и творческой свободы

        - Развитие и открытие новых качеств  личности

        -Реализация творческого потенциала и достижения оптимального уровня жизнедеятельности.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Более того, преемственность в воспитании и обучении детей в детском саду и в семье является непременным условием социально – эмоционального развития ребенка ОВЗ. И поэтому  совместное  проведение тренингов  с родителями и детьми несет позитивный заряд в совместной работе.

На мой  взгляд эта форма взаимодействия  приобретает более открытый  и дружеский характер и в результате чего достигается лучшее взаимодействие  педагога, родителей, детей. В связи с возможностью варьировать содержание, формы и методы работы я  включаю   в планирование совместную работу  один раз в месяц.  Время проведения  первая половина дня, продолжительность 40 – 50 минут. Количество семей не превышает 6 – 8.

Таким образом,  пришла  к выводу, что введя в работу  тренинг - методы  мною   достигаются более высокие результаты в работе с детским коллективом, по повышению уровня личной, интеллектуальной, социально- психологической готовности  наших детей  к школьному обучению - многокомпонентному образованию.

Сплав компонентов,   которых способствует возникновению нового отношения детей к себе, к окружающей среде, формированию в  них  начальных умений в области учебной деятельности, формированию таких качеств, благодаря, которым они общаются с другими людьми со взрослыми.  Включаются в воспитательно - образовательный  процесс  дошкольного воспитания и образования в качестве субъекта деятельности.

I Блок: " Воспитание уверенности в себе"

 

Тема

Программное содержание

1

"Познай себя"

Учить детей осознавать себя как индивидуальность- личность. Формировать умения описывать свой внешний вид, к какому полу относится. Подвести к пониманию, что мы все разные, но объединяет нас то, что мы люди.

2

"Мой характер"

Открыть для ребенка, то, что он уникален, имеет свои особенности и характер. Развивать чувство уверенности в свои возможности и способности. Развивать концентрацию внимания на себя, на свои чувства.

3

"Ты сказочный герой"

Учить вживаться в образ любимого сказочного героя, менять внешний вид с помощью мимики, жестов, пантомимы. Развивать наблюдательность, внутреннюю свободу, раскованность. Формировать умения высказываться, отстаивать свое мнение

4

"Посмотри на меня это ты это я"

Продолжать учить детей сравнивать себя с другими детьми (по внешним данным), по характерным особенностям, Формировать чувства эмпатии, и толерантности. Развивать свои способности и таланты, умения быть самим собой

5

Настроение Бабы яги"

Учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей. Упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний. Закрепить умения дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку. Развивать уверенность, высказывая свое мнение или предпочтение. Формировать умения анализировать ответы друзей.

6

"Давайте жить дружно"

Закрепить умения описывать внешний вид  своего друга. Учить понимать предпочтения друга, что он любит, какие у него вкусы. Закрепить умения детей передавать словесное описание характерных особенностей своего товарища. Формировать умения, раскрепощено вести диалог с взрослым, Развивать уверенность в действиях.  

7

"Мой гардероб"

Учить детей аккуратно одеваться, приучать следить за своим внешним видом. Закрепить умения определять свои вкусы и предпочтения по отношению к цвету одежды, фасону. Развивать личную активность каждого ребенка.

8

"Что мне нравится"

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к предметам обстановки быта. Развивать умения раскрепощено говорить о том, что ты любишь, что нравиться. Формировать умения внимательно слушать, давать возможность высказываться.

II Блок:  "Развитие чувств, желаний, взглядов"

Тема

Программное содержание

9

"Наше настроение"

Познакомить детей с понятием « настроение» и его проявлениях по мимике, жестам, позе. Показать как изменчиво наше настроение. Закрепить умения понимать чувства других людей. Познакомить со способами управления и регуляции настроения

10

"Хорошо ли быть злым"

Продолжить знакомство с полярными понятиями « добро» и « зло»; закрепить умения чувствовать эмоциональное состояние близких людей, знакомых; побуждать к оказанию помощи. Учить детей конструктивным способам снятия напряжения связанного с чувством злости.

11

"Послушай о добре"

Обобщать представления детей о доброте и эмоциональных состояний, которые соответствуют этому понятию. Учить передавать эмоциональные чувства с помощью мимики, речи, рисунка. Формировать позитивный образ своего «Я».

12

"Чувства одинокого человека"

Учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания, закрепить понятия, о том, что одинокому человеку необходима помощь, ему необходима рука « дружбы». Формировать внимательное отношение к таким людям, умения сочувствовать.

13

"Что такое боль"

Познакомить детей с понятием « физическая и эмоциональная» боль. Научить различать ощущения, которые люди испытывают во время этой боли. Учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль, Закрепить умения  с пониманием относиться к слабостям других людей

14

"Пойми меня"

Учить детей понимать чувства переживаемые другими людьми. Закрепить умения по внешним признакам определять желания, предпочтения других. Стимулировать желание оказывать друг другу помощь. Развивать чувство доброты, милосердия.

15

"Я люблю животных"

Учить детей проявлять умения говорить о своих желаниях, иметь свое мнение. Развивать чувство доброты, сопереживания, стремления ухаживать и заботиться о четвероногих друзьях.

16

"Битва со змеем Горынычем"

Учить детей избавляться от чувства одиночества и страха. Формировать умения снятия страха  перед агрессией( нападением сказочного существа) Закрепить умение рисовать чувства, которые испытываешь когда тебе страшно и одиноко

III Блок: "Формирование социальных навыков"

Тема

Программное содержание

17

"Учимся анализировать поведение в конфликтных ситуациях"

Учить детей анализировать конфликтные ситуации. Развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии. Формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умения снимать эмоциональное напряжение.

18

"Добрые и злые поступки"

Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях. Знакомить со способами решения конфликта; снятия напряженности. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закрепить навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни

19

"Дружба - неприязнь"

Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни; закрепить умения определять по мимике лица эмоциональное состояние человека. Закрепить знания правил доброжелательного поведения. Развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых читают в книгах.

20

" Поговорим о том как справиться с упрямством"

Учить детей анализировать свое состояние. Познакомить с правилами позитивного поведения. Формировать навыки само регуляции поведения, контроля эмоций. Дать понятия о том, что с упрямыми детьми не хочется заводить дружбы.

21

«"Как реагировать на гнев взрослых"

Познакомить детей со способами конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Развивать эмоциональную произвольность, эмпатию. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ « Я»

22

"Учимся сотрудничать"

Научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, нахождения « стратегии справедливости». Подвести детей к тому, что если ты умеешь уступать другому человеку, договориться с ним, то можно избежать конфликтов

IV Блок: Ребёнок + родители = содружество

Тема

Программное содержание

1

"Путешествие на остров счастья"

Учить детей анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания. Закрепить знания правил доброжелательного поведения.  Формировать внимательное отношение к близким людям. Повышать ответственность родителей за воспитание детей. Помочь родителям научиться понимать душевное, эмоциональное состояние своих детей через мимику, жесты. Формировать в детях уверенность в себе. Закреплять навыки конструктивного поведения в отношениях с родителями. Развивать эмпатию.

2

"Что делать если мы злимся друг на друга"

Научить взрослых и детей понимать друг друга, в стрессовых ситуациях. Познакомить со способами снятия напряжения. Учить детей различать добрые и злые чувства и поступки. Формировать умения родителей по внешним признакам определять внутреннее состояние своего ребенка.  Развивать  взаимное уважение родителей к детям и наоборот.

4

"Наши мальчики и девочки"

Формировать в родителях понимание, что своим влиянием они формируют характер своего ребенка. Закрепить умения родителей уважать личность ребенка. Учить детей высказываться, делиться своими мыслями. Закрепить умения снимать агрессию, контролировать свое поведение.

5

"Моя семья"

Учить детей дружелюбно относиться к членам своей семьи, к младшим братьям, сестрам. Формировать умения родителей видеть проблемы взаимодействия своих детей дома, в кругу семьи. Научить родителей снятию агрессии детей, во время ссор. Развивать в детях чувство толерантности.

6

"Психологические сказки"

Учить родителей через призму сказки выявлять степень зависимости ребенка от одного из родителей. Понимать, ревнует ли ребенок своих родителей, чувствует ли себя обделенным  из- за любви родителей друг к другу. Формировать в детях чувство толерантности к родителям.

7

"Праздник в дом к нам пришел"

Учить детей быть внимательными по отношению к маме, бабушке, сестренке, друг к другу. Закрепить понятия, что подарки можно дарить просто так, по желанию, а не только на праздник. Формировать понимание родителей, что своим личным примером они воспитывают своих детей. Развивать умения говорить добрые слова, комплементы. Доставить радость совместного общения.

8

"Меры заботы"

Познакомить родителей с тем, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей и чрезмерной опекой. Формировать в детях умения  анализировать свои желания, чувства

ТРЕНИНГ: " Путешествие на остров счастья"

(проводится совместно с  родителями и детьми)

        Программное содержание: Учить детей анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания. Закреплять знания правил доброжелательного поведения. Формировать внимательное отношение к близким людям. Повышать ответственность родителей за воспитание детей. Помочь родителям научиться понимать душевное, эмоциональное состояние своих детей через мимику, жесты. Формировать в детях уверенность в себе. Закреплять навыки конструктивного поведения в отношениях с родителями. Развивать эмпатию.

Атрибуты: магнитофон с набором кассет классической музыки, шаблоны кораблей, наборы цветной бумаги, альбомы, карандаши, краски, кисти, ножницы, клей,  карточки с текстом заданий, эмблемы, шарфы на каждого родителя,  клубки цветных ниток, свеча,  оформление музыкального зала из серии « Африка». Столы, стулья.

Ход: Звучит фонограмма классической музыки. Дети встали в круг прикоснулись ладошками друг к  другу. Медленно под музыку поднимают и опускают круг из ладошек.  Когда руки вверху произносят афермацию: « Мы рождены, для успеха и процветания». Взрослые выстраиваются в линию за кругом детей. Держат друг друга за руки.

        Ведущая: « Если спросите – что в мире чудесней всего?

                        Я отвечу – наши дети.

                        Нет, на свете добрей и прекраснее их

                        Наши дети.

                        И зачем по горам вы к вершине бредете,

                        Что обещано там, если выше вершины любой

                         Наши дети».

        Мальчики и девочки, дорогие родители. Та искорка добра и тепла, которая прошла через ваши сердца, объединила нас всех вместе. И зажгла огонь добра и счастья (ведущая зажигает свечу, держит ее перед собой. На протяжении всего тренинга свеча горит.)  

        « Ребенок не сосуд, который нужно заполнить

        А светильник, который нужно зажечь»

         ( все участники сели на курпеше на пол)

        Дорогие мамы и папы. Общение со своим ребенком – это не только способность вступать с ним в контакт, вести разговор, но и умение внимательно и активно его слушать и понимать. Понимать используемую им мимику и жесты, которые ваш ребенок использует для более эффективного выражения своих мыслей. Сегодня мы совершим путешествие по сложной, но очень интересной стране – «ОБЩЕНИЕ» Путешествие будет не простым, но удивительно увлекательным. Поэтому наберитесь терпения и вперед. Но чтобы в путешествие было легче, я предлагаю вам познакомиться по ближе (все   присутствующие  взрослые и дети  называют свои имена) Путешествовать мы будем на семейных кораблях.  Капитанами кораблей будут ваши дети, а моряками будете вы. Сейчас капитаны подойдут к матросам, и преступят к подготовке своих кораблей к отплытию. Но для начала, необходимо придумать название для своих кораблей, и написать  их на носу вашего корабля. А так же выбрать цвет паруса, под которым вы будете совершать свое путешествие (идет выполнение задания за столами). (Совместная работа родителей и детей.) Парус или раскрашивается или вырезается из цветной бумаги. Желание участников.   Затем все по очереди показывают свой кораблик и объясняют, почему назвали его именно так, и почему выбрали именно такой цвет паруса (корабли участников прикрепляются к столам).

        Мы плывем по морям и океанам. За бортом  плещутся волны, над головой кричат чайки. « Вижу, вижу впереди Земля, давайте к ней пристанем.  Это остров, давайте ему дадим название. Я предлагаю назвать его « ОСТРОВ СЧАСТЬЯ» сойдем на берег, (все садятся в круг,  чередуясь, ребенок, взрослый).

        Упражнение: « Испорченный телефон»

         Цель: Развивать чувство эмпатии друг к другу. Формировать умения родителей понимать мимику  своего ребенка. Закрепить умения действовать по сигналу.

        Ведущая произносит слово, и оно передается по кругу. В конце игры первый и последний участник игры сравнивают, насколько изменился смысл слова (предлагаемое слово - счастье).

        Ведущая: Остров очень интересен, мы совершим по нему небольшую экскурсию. Матросы идут отдыхать под пальмы. (родители присаживаются за столы).  Капитаны наши расшалились. Покажите мне веселых обезьянок, которые здесь живут

                                                        - слонов

                                                        - тигров

                                                        - траву

                                                        - солнце

        Солнышко сильно припекает, давайте спрячемся под пальмы. (дети присаживаются за столы). Пришла пора,  испытаний   наших матросов.

        Упражнение: « Ролевая гимнастика».

        Цель: Учить родителей преодолевать смущение, вживаться в роль, произносить слова, текст, согласно заданию. Формировать умения использовать упражнение  для развития речи  детей в домашних досугах. Развивать мимику лица.

        Задание будет таким: прочтите стихотворение « Наша Таня громко плачет»

                - шепотом

                - с пулеметной  скоростью

                - как робот

                - как иностранец

                - как солдат

                - как старый человек

                - как маленький ребенок

                - как человек, у которого болит зуб            

(все родители по очереди выполняют задание, и проходят за столы к капитанам.)  

Капитаны посмотрите, солнышко высоко и от нас падает тень. Вот с тенью я и предлагаю вам поиграть. Но не для того, чтобы научиться, с ней дружить, а для того, что бы быть внимательным к близким людям.

                Упражнение: « Игра с тенью».

        Цель: Снять напряжение детей, эмоционально оживить. Формировать чувство единения детей друг с другом. Развивать дружеские чувства.

Дети разбиваются на пары; один ребенок играет роль человека, другой - роль его тени. Ребенок « человек» делает любые движения. Тень повторяет их, действуя в том же ритме, что и человек.

         Ведущая: - « Пока мы играли, случайно в стеклянный замок, попали».

        Упражнение: « Через стекло»

Цель: Формировать умения родителей понимать внутренний мир ребенка. Формировать чувство уверенности в детях. Развивать умения пользоваться мимикой, жестами, пантомимой.

Родитель смотрит через стекло (работа на воображение, необходимо представить « стеклянный замок»)  на своего ребенка, и они пытаются объясняться мимикой. На карточках  у родителей задание. Затем каждый ребенок рассказывает, что он понял из того, что показал ему родитель. (работа ведется по очереди, для того, чтобы проанализировать действия участников. После выполнения задания участники присаживаются, на курпеше. Все, чередуясь, родитель и ребенок  садятся в круг). Ведущая: - «  Мы немного отдохнем и путешествие продолжим».

Упражнение: « Закончи предложение».

        Цель: Формировать умения в детях, говорить прямо, без стеснения. Развивать умения думать о себе, о своих предпочтениях, чувствах, и проговаривать их, в кругу присутствующих. Развивать умения родителей терпимо относиться к предпочтениям своих детей.

(ребенок, родитель по очереди заканчивают предложение)

        Ведущая говорит:

-Мне одиноко, когда……..

-Я сержусь, когда…..

-Я радуюсь, когда………..

-Я боюсь, когда…………….

-Мне страшно, когда………..

-Я грущу, когда…………

        -Я люблю, когда…………

        Входит персонаж из мультфильма: « Летучий корабль» (Водяной,  звучит фонограмма песенки « А мне летать охота» Дунаевского)

          Ведущая: Водяному очень одиноко жить на этом острове. Я предлагаю вам нарисовать волшебных друзей для водяного, и подарить ему на память о нашей встрече на этом острове « СЧАСТЬЯ». (Капитаны и матросы выполняют задание). Затем каждый капитан объясняет, почему нарисовал именно этого персонажа. И почему ему захотелось его подарить « Водяному».

Ведущая: – «Давайте для нашего друга Водяного  устроим праздник, потанцуем вместе с ним».

Упражнение: « Танцуем вместе».

Цель: Развивать умения родителей и детей чувствовать друг друга. Помочь детям осознать значимость своей личности. Формировать чувство уверенности в себе. Развивать ответственность за свои поступки, решения, действия.

Родитель берет своего ребенка за руки, взрослому завязывают глаза. Ребенок начинает совершать танцевальные движения и увлекает в танец взрослого. (звучит медленная музыка, затем постепенно темп наращивается. Необходимо следить, чтобы никто не травмировался).

        Ведущая: Дорогие капитаны, а теперь научим наших матросов пальчиковой гимнастике. Так как в путешествии все может произойти.  Вдруг будет такая ситуация, когда мы не сможем говорить. И тогда нам помогут жесты. (Родители повторяют за детьми. Комплекс состоит  из 5- 8 упражнений).

А теперь уважаемые капитаны и моряки  покажите какое у вас настроение, используя для этого только пальцы рук. (рука сжимается в кулак и выводится большой палец, поднимается вверх  все говорят» Во».)  

        Ведущая опутывает капитанов цветными нитками.  Родители сидят за столами. Звучит классическая спокойная музыка.

Дорогие матросы наших капитанов опутали «страхи». Это и страх одиночества, и страх темноты, и страх перед наказанием. Эти страхи  мешают жить нашим капитанам. Необходимо  помочь им убрать их.

        Упражнение: «Убери страхи»

Цель: Учить родителей преодолевать устойчивые детские страхи. Закрепить возможные варианты поведенческих реакций на их проявления. Формировать в детях устойчивость, чувство уверенности. Формировать в родителях понимание, что детям необходима поддержка. Родитель распутывает своего ребенка, при этом  использует ласкательные слова. Объясняет, что не нужно  бояться, формируют понятия, что нужно делиться с родителями.

        Ведущая:         « Я слышала: как ни хлопочет мать,

                          И сколько не сумеет дочки дать,

                        Хорошего – ее достойный трон,

                        Воздвигнет лишь отец, один лишь он!

                        Я слышала: для счастья до конца

                        Джигит быть должен в мать, а дочь в отца».

           Капитаны и матросы давайте нарисуем того человека,  которого, к сожалению, нет на нашем острове, но вы о нем помните и скучаете.  (Совместная работа родителей и детей. Рисуют членов семьи. Затем по очереди показывают портреты  и рассказывают о них).

 Ведущая: - « Мы загостились на чудо – острове. Нам пора возвращаться домой.  Ваши папы, мамы, бабушки и дедушки тоже скучают по вас. Предлагаю отправиться в путь. Займите  ваши места на кораблях, капитаны к штурвалу. « До свидания, остров « СЧАСТЬЯ».

        Дети встали в круг, родители за ними в линию.

        Ведущая: Огонь тепла и дружбы продолжает гореть, он как маяк  светит  и озаряет все вокруг. И всем кому плохо, трудно, страшно и одиноко могут на него прейти. Мы окажем помощь и протянем руку дружбы.   А сейчас возьмем теплоту из  нашего доброго сердца и передадим людям всей земли (звучит фонограмма классической музыки, все участники мимикой,  пантомимой показывают, как они делают это).

Тренинг: « Учимся справляться с гневом».

Цель: Продолжать знакомить детей с умением различать мимические изменения лица (радость, раздражение, злость, гнев)

Развивать воображение, умения описывать свои внутренние ощущения. Закрепить умения вживаться в роль, при обыгрывании этюдов. Упражнять в регуляции своего эмоционального состояния. Познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управлять ими. Формировать уверенность в себе.  Развивать чувство толерантности.

Атрибуты: Магнитофон  с фонограммами классической музыки, клубок ярких ниток, цветная лента, ванночки с водой  (на каждого ребенка), костюмы для персонажей, реквизит к этюду, воздушные шары, оформление музыкального зала, краски, кисти, подушки.         

        Ход: (звучит классическая музыка) Дети заходят в музыкальный зал друг за другом. Держат в руке длинную яркую ленту. Войдя в зал, встают в круг, поднимают руки с лентой вверх. Образуют цветной круг и говорят позитивную афермацию: - Ленточка волшебная

                                        Связала вместе нас

                                        Теперь мы одно целое

                                        И нам хорошо сейчас.

        Упражнение» Зернышки»

        Цель: Развивать умения детей вживаться в образ. Закрепить умения пользоваться мимикой, жестами, пантомимой. Добиваться выразительности в движениях. Развивать чувство удовольствия, радости. Способствовать спонтанному  их проявлению.

Мальчики и девочки вы зернышки, которые находятся в земле (дети сидят на корточках, руки и голова опушены) Из семечка проклевывается росток и вырастает побег (дети поднимают голову, корпус постепенно выпрямляется). Росток рад каждому лучику солнца. Он тянется все выше, выше (дети поднимают голову вверх, и руки, глаза постепенно открываются, улыбка становится шире)

                                Дождик песенку поет

                                Кап, кап,

                                Только кто ее поймет,

                                Кап, кап

                                Не поймем ни я, не ты,

                                Но зато поймут цветы,

                                И весенняя трава

                                Лучше всех поймет зерно,

                                Прорастать начнет оно.

        Упражнение: « Спокойная вода».

        Цель: Учить детей  приемам расслабления,  снимать  мышечное напряжение. Развивать сферу общения детей.            

        Дождик песенку пропел, и посмотрите, наши ванночки  наполнились  дождевой водой. Подойдите к столам. (Звучит спокойная музыка)

        Ведущая: прикоснитесь кончиками пальцев до поверхности воды. Почувствуйте ее. Опустите пальчики глубже, еще глубже. И вот вы погрузили свои ладони. Почувствуйте воду, она теплая, прозрачная. Поиграйте с водой. Загребайте ее и пропускайте между опущенных пальцев. Спокойно глядя на струящуюся воду.

                                -Дождик падает с небес

                                 Дождик умывает всех

                                 Все сияет чистотой

                                 После дождика весной.

        Упражнение: « Мимическая гимнастика»

Цель: Развивать  умения адекватно проявлять различные эмоции. Способствовать осознанию способов их проявления. Развивать мимику лица.         

Мальчики и девочки.

Улыбнитесь как:

                                -солнышко

                                -весенняя радуга

                                - ручеек.

Позлитесь как:

                                - ежик

                                - Бармалей

                                - бурый медведь.

        Молодцы, а теперь улыбнитесь друг другу.

Звучит фонограмма « шум моря». Дети сидят на курпеше.

Упражнение: « Сердитая старуха»

Цель:  Дети изображают мимику и движения старика и старухи. Разыгрывание этого упражнения позволяет почувствовать ощущение гнева, а также побыть на месте того, на кого этот гнев направлен.

Развивать умения контролировать свои гневные проявления. Понимать душевную боль окружающих.

(Дети, артисты переодеты. Они изображают мимикой и пантомимой движения старика и старухи.)

Ведущая:         - Вот неделя, другая проходит

                         Еще пуще старуха вздурилась

                        Опять к рыбке старика посылает

                        « Воротись, поклонись рыбке

                        Не хочу быть столбовою дворянкой

                        А хочу быть вольною царицей.

                        Испугался старик, взмолился.

                        Что ты, баба, белены объелась?

                        Ни ступить, ни молвить не умеешь

                        Насмешишь ты целое царство»

                        Осердилась пуще старуха

                        По щеке ударила мужа.

                        « Как ты смеешь, мужик;

                        Спорить со мною,

                        Со мною, дворянкой столбовою?

                        Ступай к морю, говорят тебе честью.

                        Не пойдешь, поведут поневоле.

Ведущая:

        (Диагностика агрессивности)  

        - Как вы думаете, что чувствовал старик?

        - Приятно ли вам смотреть на старуху в гневе?

        - Почему?

        - Что чувствуете вы, когда гневный человек общается с вами?  

        - Что вам хочется в этом случае сделать?

        

Упражнение:  « Драчуны»

Цель: Сдерживать стремление детей провоцировать ссоры. Развивать умения детей общаться без конфликтов. Расширять понятия о разных стилях поведения.

        Дети разбиваются на пары. Они играют роль гневных, рассерженных, драчливых ребят. Имитируют движения драки, мимикой изображая свои эмоции.

Упражнение: « Снимаем злость»

Цель: Учить способам снятия агрессии. Коррекция негативных поведенческих реакций. Формирование нового опыта взаимоотношений.

        Давайте возьмем наши подушки- выбивалки, и побьем их. (Обратить внимание на то, чтобы  дети не травмировались) Отслеживать агрессивных детей.

Дети присядьте на курпеше.

- Было ли вам обидно, больно, что ваш партнер гневно на вас смотрел.

И стал драться?

- Какая это боль?

- Как можно избавиться от злости, не причинив боли, вреда окружающим людям? Не знаете, я вас научу.

Упражнение:  « Злой дракон улетает».

Цель: Учить детей управлять своими эмоциями. Знакомить со способами снятия напряжения. Закрепить навыки доброжелательного поведения.         

Для того чтобы выпустить из себя злого дракона, необходимо делать физические упражнения. Так как они дают выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватывают нас. Давайте потопаем ногами, похлопаем в ладоши.

Мы ребята озорные

                Любим в классики играть

                                И в скакалку поскакать

                                Ножками потопать

                                Ручками похлопать

Ну, как легче? Злой дракон улетел? Нет? Тогда давайте всю обиду, гнев, плохие мысли поместим в воздушный шарик. Начинаем  надувать шарик. У каждого свой размер шарика. Если у вас скопилось много плохой энергии, обиды, гнева, злости, то и шар у вас будет большой, а если нет, то шарик будет не большой. Завяжите  свой шарик, и подбросьте его вверх, пусть он летит высоко, высоко. Чем выше будет подниматься шарик, наполненный злостью, к солнцу, тем быстрее солнце своими лучами растворит ваши печали, злости. Как солнце весной убирает старый, грязный снег и дает возможность, расти молодой, зеленой травке,  так и в вас рождаются радостные эмоции. Шарик улетел. Вам легко? Злой дракон улетел.

Упражнение: « Рисуем настроение».

Цель: Учить прорисовывать свои чувства, эмоции, настроение. Закрепить умения осознавать широкий спектр различных эмоций. Развивать понимание передачи эмоционального состояния своего  внутреннего мира.

Ведущая:                                                                 

- Какое у вас сейчас настроение?

- Нарисуйте его.  ( Анализ деятельности по тесту Люшера)

(дети выполняют задание, делают анализ,  почему взяли именно эти цвета, для рисования своего настроения. Описывают его).  

Дети встают в круг берутся за руки.

        Ведущая: Возьмемся за руки друзья! В душе радостно и светло. И так хочется поделиться этой радостью с тем, кто стоит рядом. Улыбнитесь друг  другу. Пусть добро на веке, побеждает зло. Будьте добрыми друг к другу, и ко всем людям. Почувствуйте, как по ладошкам протекает добро. Оно теплое, и в сердце становится тепло и хорошо. Хорошо быть добрыми. Радуйтесь людям, синему небу, светлому воздуху, теплому солнцу (звучит фонограмма классической музыки).

ТРЕНИНГ: " Учимся анализировать поведение в конфликтных ситуациях"

        Цель: Развивать умения анализировать конфликтные ситуации. Снимать эмоциональное напряжение, решать конфликты путем переговоров и сотрудничества. Развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии. Формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки. Формировать чувства эмпатии, толерантности.

        Атрибуты: Магнитофон, записи классической музыки, коробка печенья, салфетки, большие плоские круги (красный, желтый, синий, зеленый, коричневый.), кубы, стулья, столы, оформление зала, мелкие игрушки (пупсы, машинки), набор картинок, шарфы.

Ход: (звучит веселая музыка)

         Упражнение № 1 « Толерантность»

Цель: Формировать чувство терпимости друг к другу. Закрепить умения организовывать совместные действия, осваивать невербальные способы общения. Способствовать развитию доверия друг к другу.

        Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образам двигаются по музыкальному залу. Преодолевают препятствия (обходят кубы, стулья, столы). При завершении движения приседают на корточки (звучит спокойная мелодия).

        Реснички опускаются

        Глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем

        Сном волшебным засыпаем

        Дышится легко, ровно, глубоко

        Хорошо нам отдыхать

        Но пора уже вставать

        Потянулись, улыбнулись

        Все  открыть глаза, вставайте, и друг другу улыбайтесь.

        Упражнение: № 2 « Слепой и поводырь»

         Цель: Способствовать развитию доверия друг к другу, развивать чувство безопасности  по отношению к другим людям. Формировать дружеские чувства, умения чувствовать и понимать другого человека.        

Дети выберите себе пару. Один из вас «слепой» (ребенок с завязанными глазами), другой - его «поводырь». Который должен провести «слепого» через различные препятствия. Помните - « поводырь» должен провести «слепого» так, чтобы он не упал, не ушибся. (Затем дети меняются)  Участники садятся на курпеше в круг.

Ведущая:

- Что ты чувствовал, когда играл  роль « слепого», « поводыря»?

- Тебе было уютно в этих ролях?

- Что хотелось сделать во время игры, как  изменить ситуацию?

( дети по очереди делятся своими чувствами).

 

                Упражнение: № 3 «Сладкая проблема» (для развития сотрудничества)        

        Цель: В этой игре дети могут научиться решать небольшие проблемы путем переговоров. Самое важное в ней то, что дети могут в спокойной обстановке концентрироваться на принятии решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Инструкция: Я принесла вам печенье. Но чтобы это печенье было ваше, вам нужно с начало выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг перед другом, и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я положу салфетку и печенье. Пожалуйста, пока не трогайте. Перейдем к нашей проблеме. Вы можете взять это печенье только в случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Это правило. Сейчас вы можете начать говорить ( после выполнения задания по выработке» стратегии справедливости» , партнеры меняются ролями)  - Расскажите, что вы делали с первым печеньем со вторым?

         - Отдал ли ты печенье своему партнеру?

          - Как ты себя при этом чувствовал?

         - Хотел ли ты, чтобы  печенье осталось у тебя?

          - Что ты делал  для этого?

          - Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься  к кому -  либо?

 - В этой игре с тобой справедливо обошлись?

         - Сколько времени понадобилось тебе и твоему партнеру, чтобы прийти к совместному решению?

- Как ты себя при этом чувствовал?

-Какие доводы ты приводил, чтобы партнер отдал тебе печенье?

Упражнение: № 4 « Цветные круги» (диагностика настроения)

        Цель: Формировать умения детей понимать свои внутренние ощущения. Осознавать эмоциональные проявления.                                 

Дети, перед вами лежат цветные круги. Встаньте в тот круг, который соответствует вашему настроению. (на спец - карточке педагог делает пометки, для обработки данных) Дети делают анализ своим действиям, почему встал именно в этот круг.

        Ведущая: «Я заметила, что у многих детей не очень хорошее настроение. Но я знаю, как беде помочь. Из подушек башню мы построим, штурмовать ее начнем. Каждого громкими выкриками будем поддерживать.  

Упражнение: № 5 « Падающая башня»

Цель: Учить детей избавляться от злости, обиды. Закрепить умения освобождаться от внутренней агрессии. Дать возможность детям повеселиться. Формировать навыки само регуляции (обращать внимание на детей вставших в коричневый круг).

Задача каждого участника – штурмуя башню, запрыгнуть на нее, издавая победные крики типа: « А - а – а!», « Ура» и т.д. После каждого штурма « болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: « Молодец»! « Здорово»!        

Упражнение: № 6 « Спина к спине»

        Цель: Развивать умения детей договариваться друг с другом, понимая как важно видеть при этом лицо собеседника. Формировать познания детей о неверных средствах общения.                         

( дети разбиваются на пары, и садятся спиной друг к другу.)

Ведущая:

Дети, ваша задача – договорится о чем -  либо или рассказать что-  либо  друг  другу (идет выполнение задания).

- Мальчики и девочки было ли вам удобно?

- Почему?

- Не хотелось ли что -  либо  изменить?

- Что именно? Как?

Упражнение: № 7 « Комплементы»

Цель: Формировать умения  детей говорить приятные слова друг другу. Развивать уверенность в себе, преодолевать смущение. Дифференцировать ощущения дружбы.          

Дети, у вас у каждого на столе лежат маленькие предметы пупсы, машинки. Подарите, друг другу подарок и обязательно скажите своему другу комплемент (дети по очереди выполняют задание).

        Мальчики и девочки послушайте поучительную историю. Оставил Куаныш свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит, на его самокате Рустам катается. Рассердился Куаныш и во двор побежал. « Сейчас думает  отлуплю Рустама, чтобы чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему, сердитый даже кулаки сжал. А Рустам увидел его и сказал – «Знакомься Коля это мой самый лучший друг Куаныш» Смутился  Куаныш, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал - « Что же вы на самокате не катаетесь?

        Ведущая:

        - Можно ли назвать мальчиков друзьями? Почему?

        - Из-за чего рассердился Куаныш?

        - У вас были случаи, похожие на тот, что описан  в рассказе?

        - Что вы чувствовали в этой ситуации?

        - Что вам хотелось сделать?

        - Как вы считаете, стоит ли драться, ссориться из-за того, что кто -  то взял без разрешения вашу вещь?

        - Какие советы дали бы вы друзьям в подобном случае? (дети делятся своими рассуждениями).

Упражнение: « Заколдованные картинки»

Цель: Учить детей анализировать конфликтные ситуации. Формировать адекватные формы поведения. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.                

        Ведущая: Мальчики и девочки ваша задача проста. Вам надо расколдовать картинки, сделать это просто. Злой колдун Лимп заколдовал их, но вы будете картинки  с неправильным  поведением закрывать картинками  с правильным     поведением  (дети выполняют упражнение по очереди, каждый с новым набором картинок). Если допущена ошибка дети вместе исправляют, если ребенок затрудняется. Делают анализ, почему положили именно эту картинку.  Молодцы, вы теперь знаете, что любое негативное поведение можно изменить. Только необходимо постараться. Звучит спокойная музыка. Дети встали в круг.

        Ведущая:  Пусть дети друг другу

                         Дарят лишь тепло

                         Пусть на веке побеждает  добро.

В конце занятия  дети поют песню:

                        Если дождик идет – не значит,

                        Будто туча от горя плачет.

                        Просто хочется доброй туче,

                        Чтобы росли мы быстрей и лучше.

                        Пусть падают капли,

                        А мы не боимся!

                        Ни капли, ни капли

                        Дождя не боимся!

                        Как услышим раскаты грома,

                        Так вприпрыжку бегом из дома!

                        Мы с дождем, как и с солнцем, дружим.

                        Ну – ка, все босиком по лужам!

                        От последней упавшей капли.

                        Вспыхнет радуга пусть внезапно!

                        На умытой дождем планете

                        Пусть от радости пляшут дети.

Тренинг: "Мы играем"

Цель: Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние. Формировать навыки само регуляции поведения, контроль эмоций. Развивать коммуникативные  навыки, уверенность в себе. Формировать умение работать с воображением. Развивать речь, мышление, умение анализировать. Развивать художественные способности.

Атрибуты: Магнитофон, фонограммы, кубы,  картинки с изображением лиц людей, животных, мультяшек. Листы бумаги, карандаши, краски, иллюстрации  города Темиртау, цветные фишки, мешочки с травой, картины  из серии «Природа родного края». Оформление музыкального зала.

Ход тренинга:

Дети заходят в музыкальный зал. Звучит спокойная музыка. Дети присели.

Упражнение №1 «Превращение».

Цель: Развивать воображение, умения высказываться,  используя речевые формы общения. Формировать уверенность в себе , преодолевая смущение.  

Ведущая:

Мальчики и девочки Я вам предлагаю завершить предложение и показать ответ пантомимой.

- если бы я был книгой, то я был бы …….

- если бы я был едой, то я был бы ………..

- если я был бы одеждой, то я был бы …...

(дети выполняют задание по очереди, если ответ не ясен, идет дополнительный показ).

Ведущая:

Знает всюду детвора

В детстве главное – игра

Но играем мы всегда

Лишь в профессии труда

Каждый мастер и хлопочет

Что-то строить и создать

Но никто из нас не хочет

Зря в бездельников играть.

А играть мы сегодня будем в путешественников. Необходимо приготовиться к путешествию (с помощью пантомимы). Берём в дорогу рюкзаки, складываем необходимые вещи. Отправимся мы с вами путешествовать по нашему городу металлургов Темиртау. Обратите внимание, как строится Темиртау, сколько у нас в городе парков и скверов. Мы гуляем, как интересно вокруг. Чувствуете прохладу, она идёт с нашего озера. А здесь бьют фонтаны. Обратите своё внимание, какое красивое здание. Здесь и вывеска весит, интересно, что на ней написано: «Выставка – хорошее настроение». Давайте пройдем туда (во время «  путешествия по городу», ведущая ходит по музыкальному залу совместно с детьми, и рассматривают репродукции города). Вот мы с вами в первом зале, здесь собраны картины с изображением людей, мультяшек, животных. Давайте с вами внимательно всмотримся в эти картины и определим, какое настроение навеет вам та или иная картина (дети описывают картину, которая понравилась). Объясняют почему? Ведущая: - « Закройте глаза, подумайте и покажите фишкой какое у вас настроение».

Упражнение №2 «Пойми меня».

Цель: Формировать чувство близости друг с другом. Способствовать принятию детьми друг друга, формировать чувства ценности других и самости.

Ведущая: Дети,  хорошо вы рассказали о своем настроении. А теперь  встаньте в пары,  покажите  и объясните символами (мимикой, жестами, пантомимой) своё настроение друг другу (идет поочередный показ).

Ведущая: Мальчики и девочки давайте перейдем с вами в следующий зал. В этом зале собраны картины с изображением природы нашего края. Давайте присядем, этот зал необыкновенный. Он музыкальный. Мы с вами будем смотреть  на картины, и слушать музыку (подготовка к медитации, дети сели удобно, спины прямые, глаза закрыты).

Упражнение №3 «Медитация»

Цель: Развивать воображение, умения медитировать. Поддерживать в детях удивление жизнью.

Ведущая: Мы с вами в городском парке, где растет много цветов, кустарников и деревьев. Приподними зеленую ветку, и ты увидишь,  ромашку, астру, пахучий ландыш. Цветы большие и маленькие. Посмотри, какой то цветок оказался очень близко от твоего лица. Вот он качнулся навстречу к тебе и открылся. И тебе захотелось улыбнуться ему, ты не захочешь срывать его, вы просто встретились с ним, он почувствовал тебя, и передал тебе свою нежность и красоту. Вдохни аромат этого цветка, дыши глубже. Вам легко и хорошо.

Ароматерапия (использование мешочков с травой если нет алергетиков).

Упражнение №4 «Рисуем музыку».

Цель: Формировать умения выражать свои чувства, впечатления через цвет, который соответствует настроению при прослушивании  классической музыки.

Ведущая:

Интересно, в следующем зале стоят столы, лежат кисти, карандаши. Для чего?

Мы в художников играем

Кисти, краски подбираем

Все теперь рисуй, пиши

Что угодно для души.

(Слушанье классической музыки. Звучит несколько вариантов.) Ведущая:

-Какие чувства, вам навевает музыка?

-Нарисуйте эти чувства.

(Дети выполняют задание. После завершения идет анализ работ).

Ведущая: Дети выставка закрывается.

Вот и закончилась наша игра

В садик пора возвращаться друзья.

Упражнение: № 5 « Ниточка- иголочка».

Цель: Способствовать групповому сотрудничеству. Формировать чувство терпимости друг к другу.

Дети идут друг за другом, проговаривают слова:- « Мы дети смелые и уверенные в себе. Мы всё сможем и ничего не боимся».

Останавливаются и делают танцевальные движения под  музыку и песню В. Шаинского « В мире сказок»:

                В мире много сказок,

                Грустных и смешных.

                И прожить на свете

                Нам нельзя без них.

                Лампа Аладдина,

                В сказку нас веди.

                Башмачок хрустальный, Помоги в пути!

                Мальчик Чиполлино,

                Мишка Вини – Пух….

                Каждый нам в дороге –

                Настоящий друг.

                Пусть герои сказок

                Дарят нам тепло,

                      Жить на белом свете хорошо.

Список литературы:

1. К. Бютнер Жить с агрессивными людьми М.,1991.

2. И. Вачков основы технологии группового тренинга. Ось,1989.  

3. В.И. Гарбунов Практическая психотерапия. СПб ., 1994.

4. Ю.В. Гиппейрейтер Общаться с ребёнком. Как? М.,1998.

5. В. Леви Нестандартный ребёнок. М., УПП 1992.

6. В. Оклендер Окна в мир ребёнка. М.,Класс1997.

7. Н.Пелешкиан Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. М., Смысл 1993.

8.Н.В. Клюева Ю.В. Филиппова Общение дети 5-7 лет. Ярославль 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по программе "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г.Петерсона, Н.П.Холиной переложенное для использования интерактивной доски.

Знакомство с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепление знания цифр 1 - 4, понятия многоугольника, числового отрезка....

Занятие №24 по программе "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г.Петерсона, Н.П.Холиной переложенное для использования интерактивной доски.

Знакомство с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4. Формирование умения соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками. Закрепление умения разбивать группу ...

Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)

Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....

развлечение для детей средней группы "За ступенькою ступенька"

Развлечение для детей среднего возраста ДОУ по русской народной сказке "Теремок" с использованием игры, стихов, песенок, танца....

Технологическая карта НОД "Раз ступенька,два ступенька" Математический КВН (итоговое занятие)

Закрепление навыков прямого и обратного счета.Закрепление знаний о последовательности дней недели, месяцев года.Закрепление умения решать арифмитические примеры и записывать их решение, формировать зн...

педагогический проект " От ступеньки к ступеньки"

Вопросы подготовки воспитанников детского сада к школе приобретают все большее значение. модернизация в системе образования на современном этапе развития общества в свете принятия ФЗ " Об образовании ...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...