педагогический проект " От ступеньки к ступеньки"
проект на тему

Вопросы подготовки воспитанников детского сада к школе приобретают все большее значение. модернизация в системе образования на современном этапе развития общества в свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации", требует создания нового типа дошкольного учреждения, способного организовать единое образовательное пространство: детский сад - школа , провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, и будет восприниматься как значимый, уже ярко проживаемый и осознаваемый ребенком отрезок жизни, а не как 2 этап подготовки к будущей жизни в целом и подготовки к обучению в школе в частности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenihina_l.n._proekt.docx62.2 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «От ступеньки к ступеньке»

по созданию модели единого образовательного пространства

детский сад-семья-школа

Автор: Семенихина Людмила Николаевна

старший воспитатель

МКОУ Светловская ООШ

Краснозерского района

Актуальность темы проекта

          Вопросы подготовки воспитанников детского сада к школе приобретают всё большее значение.  Совсем недавно преемственность между двумя ступенями образования  было принято считать «инструментом» для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процессе передачи «эстафетной палочки». Декларировалось, что, с одной стороны – дошкольная ступень, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны - школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения ребёнка- дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость. На наш взгляд, основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.  

     Модернизация в системе образования на современном этапе развития общества в свете  принятия ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требует создания нового типа дошкольного учреждения, способного организовать единое образовательное пространство: детский сад – школа, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, и будет восприниматься как значимый, уже ярко проживаемый и осознаваемый ребенком отрезок жизни, а не как “этап подготовки к будущей жизни в целом и подготовки к обучению в школе в частности”. Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счёту, чтению, письму. Однако многолетний опыт показывает, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика (умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое). Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальных классах школы.

      Подготовка ребёнка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы 1-го класса школы, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные  знания и умения». Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения.  Гораздо важнее воспитание у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.

 Опираясь на «Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс. Разноподготовленность детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.  

       Современная дошкольная система отражает идеологию педагогического развития в русле модернизации Российского образования. Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов, склонностей и особенностей в аспекте творческой самореализации предполагает формирование новой модели обучения, которая понимается как средство интеграции социально-значимого опыта, индивидуального педагогического подхода и потребностно - мотивационной сферы личности ребенка-дошкольника.

      В нашем  детском саду новая модель обучения отразилась в создании педагогического проекта “ От ступеньки к ступеньке” с приоритетным направлением на построение модели единого образовательного пространства, столь актуального в современном мире, способного решить множество проблем становления и развития личности дошкольника.  Проект определил общую стратегию развития дошкольного учреждения, основные направления деятельности по ее реализации; позволил  привести систему образования в дошкольном учреждении в состояние, адекватное потребностям социума и личности ребенка, обеспечил  целостность и непрерывность системы образования, не нарушая естественный ход развития маленького человека.

       Кроме этого в проекте  раскрыты  особенности работы с родителями и семьями воспитанников ДОУ. Здесь представлены такие формы работы, как круглые столы, родительские собрания, лекции и семинары узких специалистов, совместная досуговая творческая и спортивная деятельность детей и родителей, а также праздники, развлечения и тематические вечера-встречи, способствующие решить  разнообразные вопросы.

Цель и основные задачи проекта

Цель проекта: построение единой содержательной линии в преемственности  между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.

Задачи:  

  • Создание  условий для преемственности и успешной адаптации  воспитанников при переходе  из детского сада в школу, подготовить их к новому типу отношений - учебному сотрудничеству.
  • Дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления педагогики сотрудничества для успешной адаптации ребёнка в школе.
  • Создание благоприятных условий для  укрепления и сохранения здоровья детей, готовящихся к обучению в школе, их  всестороннего и    личностного развития.  

Сроки реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на один год.

Участники проекта: педагоги и специалисты ДОУ, воспитанники  детского сада 5-7 лет, неорганизованные дети 5-7 лет, педагоги школы, родители воспитанников.

Этапы реализации проекта

1 этап – “Подготовительный”

  • Выявление перспективных направлений  преемственности детского сада и школы  в условиях модернизации образования.
  •  Разработка  плана - программы сотрудничества ДОУ и школы.
  • Разработка  плана - программы  педагогического взаимодействия ДОУ с семьей.

2 этап – “Основной”

  • Создание условий для реализации  вопросов преемственности   детского сада и школы.
  • Выявление психолого – педагогических потребностей родителей.
  • Осуществление диагностической деятельности.
  • Повышение психолого–педагогической культуры у родителей, чьи дети готовятся к поступлению в школу.
  • Реализация программы сотрудничества ДОУ и школы.

3 этап – “Итоговый”

  • Обобщение  и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов.
  • Выявление перспектив дальнейшего сотрудничества ДОУ, школы и семьи.

Направления работы по проекту:

  • работа с педагогическими кадрами ДОУ;
  • взаимодействие с родителями;
  •  сотрудничество со школой;
  • работа с детьми;

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

  • будет обеспечена гуманизация педагогической среды, содержания обучения и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста;
  • появиться возможность  расширить взаимодействие дошкольного учреждения, семьи и школы;
  • педагогический процесс будет целостным, последовательным и будет носить перспективный характер;
  • детский сад и школа будут действовать в тесной взаимосвязи, а не изолированно, что позволит школе опираться на развитие ребёнка в детском саду.

Ресурсы, необходимые  для реализации проекта  и имеющиеся в наличии:

  1. Квалифицированные педагогические кадры ДОУ и школы
  2. Нормативно-правовые документы:
  • ФЗ «Об  образовании в РФ»
  • Конвенция о правах ребёнка и др.

      3.Материально-техническая база:

  • ДОУ: DVD плеер, музыкальный центр с дисками, предметно-развивающая среда группы д/с,  
  • учебные помещения щколы: классы начального звена, компьютерный класс, мультимедийный класс, библиотека, спортивный зал, актовый зал.

Перспективы  и возможности распространения опыта:

  • включение в план «ИМЦ» мероприятий  детского сада по преемственности дошкольного и начального общего образования;
  • использование разработки дошкольными и общеобразовательными учреждениями района.

Механизм оценки результатов

  • Отслеживание динамики развития дошкольников (тестовые методики)
  • Анкетирование

Содержание проекта

       Вся работа с детьми  по мере реализации проекта  исходила  из принципа «не навреди» и была  направлена  на сохранение здоровья, эмоционального благополучия  и развитие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому для решения поставленных  задач нами  была составлена план - программа преемственности детского сада и школы, которая помогла обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования. План – программа строится по трем направлениям: педагог – ребенок – родитель и  включает  следующие разделы:

  •  учебный план;
  •    план  работы ДОУ со школой ;

 Учебный план

Наименование занятий

1

Развитие речи

2

Развитие моторики

3

Урок первоклассника

 Тематическое планирование занятий

Тема

Развитие речи

1

Коррекция произносительной стороны речи

2

Заучивание стихотворений.

3

Представление о словах и предметах.

4

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

5

Гласные и согласные звуки.

6

Пересказ текста

Развитие моторики

1

Подготовительная работа. Выполнение штриховки, полуовалов, овалов, кругов, линий различного вида.

2

Графические диктанты.

3

Гимнастика для пальцев. Пальчиковые игры.

4

Конструирование из мелких деталей

5

Вырезание фигур по трафарету из бумаги, ткани.

Урок первоклассника

1

Классификация предметов

2

Игры на развитие внимания и памяти

3

Ролевые игры

4

Инсценирование сказок

5

Игры и этюды на развитие эмоционально-коммуникативных умений

6

Игры с правилами

Режим занятий: один раз в неделю по два «урока». Продолжительность «урока» — 30 минут, включая две игровые физкультминутки. Между занятиями предусмотрены 10-минутные перемены.

 План  работы ДОУ со школой

 
n/n 

Мероприятия 

Время проведения 

Ответственный 

I. Организационная работа 

1

Экскурсии и целевые прогулки в школу.

Сентябрь
Апрель

Воспитатели  подг. гр.

2

Шефская работа:
- Акция «Начальная школа – детскому саду»

- Проведение в детском саду недели игрушки


Декабрь  

Март


 учителя  нач.кл.

3.

Тематические творческие выставки:

- для воспитанников МДОУ - «Скоро в школу мы пойдем»;

- для учащихся 1-х клас.  - «Вот что я умею!»

- Объединённая выставка рисунков детей подготовительной группы и 1 класса

 В течение года

Воспитатели, учитель 1 кл.

II. Методическая работа   

1

 Проведение  предшкольных занятий и развивающих уроков для будущих первоклассников

Развитие речи

сентябрь
- май

Воспитатель, учитель 1кл.

Развитие моторики

Урок первоклассника

2

 Взаимопосещение воспитателями детских садов уроков в 1-м классе на-чальной школы и учителей выпускных 4-х классов занятий в детском саду. 

В течение года

Воспитатель, учитель 4кл

3

 Педсовет «Об эффективности совмест-ной работы учителей и воспитателей по подготовке детей к школе» 

январь

4

 Контрольные срезы по усвоению программы воспитанников МДОУ;

Педконсилиум  «Особенности готовности детей к школе -  личностная, волевая, интеллектуальная» 

апрель

май

 Педагоги и специалисты ДОУ и школы

III. Работа с родителями. 

1

Оформление уголка для родителей

август

воспитатель

учитель

2

Родительские собрания  для родителей, будущих первоклассников

октябрь
декабрь

 воспитатель

учитель

3

Изучение семейных условий

В течение года

 воспитатель

учитель

4

Собеседование учителей и специалистов  ДОУ и  с родителями.

апрель

 воспитатель учитель

5.

Консультации для родителей будущих первоклассников

воспитатель

учитель

5

Праздник «Прощание с детским садом».

май

воспитатель

6.

День открытых дверей для родителей

март

воспитатель

 учитель

Планирование мероприятий

Мероприятия с детьми 

Совместные мероприятия воспитателя ДОУ и учителя школы

Мероприятия   с родителями 

Август 

 Праздник  «1 сентября – День Знаний»

- Торжественная линейка

- Мероприятие в библиотеке с участием первоклассников

Цель:

1. Создать для будущего выпускника детского сада условия возникновения желания учиться в школе.

2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником

 

1.Уточнение списков детей, которые будут первоклассниками.

2.Предварительный сбор «Знакомство»

Оформление уголка (для родителей).

- рекомендации родителям будущих первоклассников

«Поступление в школу – важное событие в жизни детей»

«Памятка первоклассника» (наставления родителям). 

Сентябрь

 

Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников

 Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад.

Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников с сентября по май

Взаимопосещение занятий в детском саду учителем и первой недели уроков в 1-х классах школы воспитателем.

Цель:

1. Познакомить воспитателей детских садов с методами и приемами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.

2. Познакомить учителей с методами и приемами, применяемыми на занятиях в детских садах.

3. Определить возможное адаптированное применение «школьных» методов и приемов на занятиях в детском саду.

4. Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании вновь прибывших первоклассников.

Изучение семейных условий детей.

Октябрь 

 Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников

 Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад.

Экскурсия детей в школу:

  • знакомство со школой

 

 Проведение совместного родительского собрания «Подготовка к школе в системе «детский сад – семья – школа»

1.Привлечь родителей к обучению детей в школе .

2. Сформулировать задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

3. Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников ДОУ к обучению в школе   

Ноябрь 

Тематическая выставка для воспитанников МДОУ - «Скоро в школу мы пойдем»

Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников

 Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад.

Изучение семейных условий детей, которые не посещают детский сад.

Декабрь 

Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников

 Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад.

Акция «Начальная школа – детскому саду»

 Консультации для родителей будущих перво-классников

 «Как правильно организовать внеучебное время ребенка»

Цель:

помощь родителям в решении педагогических проблем

Январь 

Объединённая выставка рисунков детей подготовительной группы и 1 класса

Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников

 Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад.

Педагогический совет «Об эффективности совместной работы учителей и воспитателей по подготовке детей к школе».

Анкетирование родителей будущих первоклассников (выявление ожиданий семьи от школы)

Февраль 

 Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников

 Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад.

Взаимопосещение занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей школы и воспитателей» ДОУ.

День открытых дверей для родителей будущих первокласников

Март 

Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников

 Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад.

Совместное с первоклассниками развлечение «Мой друг Светофорик»

Цель: закрепление правил дорожного движения, основ безопасного поведения на улице

 

Предварительное комплектование первых классов.

Проведение в детском саду недели игрушки

Консультации для родителей будущих перво-классников

 «Итоги усвоения программы детьми»

Апрель 

Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников

 Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад.

 

 Контрольные срезы по усвоению программы воспитанников  ДОУ

Цель:

1.Выявить уровень ключевых компетенций, творческих способностей воспитанников ДОУ.

2. Наметить пути преодоления выявленного низкого уровня ключевых компетенций для отдельных воспитанников МДОУ в условиях сокращенных сроков

Собеседование учителей и специалистов ДОУ и школы   с родителями.
Тема: Обучение жизненно важным навыкам (общение).

Цель: Изучить общение с разных точек зрения, учить точной правильной речи, общению со взрослыми и сверстниками.

Май

3 занятия.

  1. Собеседование с будущими первоклассниками (анкетирование)
  2. Пробный урок «Мой первый учитель»
  3. Практическое занятие - игра «Школа»

Изучение психолого-педагогической готовности будущих первоклассников в школе.
Педконсилиум  «Особенности готовности детей к школе -  личностная, волевая, интеллектуальная»

Цель:

1. Обозначить проблемы контрольного среза по усвоению программы воспитанниками ДОУ.

2. Подвести итоги совместной работы начальной школы и ДОУ по решению проблемы преемственности.

3. Составить примерный план совместной работы начальной школы и ДОУ   на  новый учебный год.

 Праздник «Прощание с детским садом».

        В процессе  реализации проекта  воспитатели выявляли готовность детей к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка.  Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателей и учителя дала возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Разный стиль отношений воспитателя к детям по-разному сказывается на их привыкании к школе, на поведение, его отношение к делу, к учителю. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием, радостью. Реализация данного проекта коллективу ДОУ и школы в решении этой проблемы.

      В ходе реализации проекта использовались различные формы и методы обучения и воспитания. Например, организация игры "в школу" после посещения детьми школьного класса, когда один ребёнок исполняет роль учителя, а остальные дети – учеников, сидящих за партами, учит детей сидеть и внимательно слушать, поднимать руку, работать в тетрадях и на доске.
В уголке литературы дети изготовили азбуку, дневник будущего первоклассника, расписание дошкольника, составили кроссворд о школе, сочинили статью на тему "Что я узнал о школе".

В уголке  науки закрепили знания о времени, частях суток, часах, познакомились со школьными учебниками, провели опыты с водой.

Широко использовались занятия в уголке  искусства: азбуку, которую составили сами, оформили иллюстрациями; изготовили из пластилина и других материалов модель школьного класса; из бросового материала сконструировали модель часов; нарисовали школьные предметы; пофантазировали на тему  «Какая она – школа будущего?».

В уголке  математики была изготовлена настольная игра "Я иду в школу", а в центре строительства построили школу для кукол, используя различный строительный материал.

Кроме этого   проводилась работа по ознакомлению детей с новыми словами, чтение художественной литературы о школе, использовались дидактические игры ("Назови  школьные принадлежности", "Придумай предложение", "Подбери синонимы", Звук потерялся", "В портфеле лежат...", "Что изменилось?", "Скажи, какие это часы", "Назови страны мира").

Итогом проекта стала коллективная работа – стенгазета о школе, в которой дети выразили свои впечатления и представления о школе, а так же поделились новыми знаниями.

По окончании реализации проекта  дети умели:

  • соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию как позицию ученика;
  • слушать и выполнять инструкцию;
  • проявлять волевые усилия для достижения учебной цели;
  • применять простейшие приемы запоминания;
  • делать простые обобщения, распознавать различия;
  • на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твердый -мягкий, звонкий -глухой);
  • составлять рассказ по картинке из 4-5 предложений;
  • пересказывать небольшие тексты;
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Книга - к мудрости ступенька».

Цель проекта - воспитание любви к книге....

Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...

Педагогический проект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Театральные ступеньки»

Почему театрализованная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей? Потому, что театрализованная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артику...

Педагогический проект работы с молодыми педагогами «По ступенькам педагогического мастерства»

Педагогический проект работы с молодыми педагогами«По ступенькам педагогического мастерства»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Раз – ступенька, два - ступенька» Модуль №4

Пояснительная записка с обоснованием:             Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе програм...

Педагогический проект «Волшебные ступеньки мнемотехники»

Посредством использования элементов мнемотехники в логопедической практике повысить эффективность коррекционного процесса при преодолении общего недоразвития речи у детей 5-7 летнего возраста, т. е. н...