ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Раз – ступенька, два - ступенька» Модуль №4
рабочая программа (подготовительная группа)

Лекомцева Елена Юрьевна
  1. Пояснительная записка с обоснованием:

             Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе программы математического развития дошкольников "Школа 2100…", учебно-методического пособия "Раз-ступенька, два - ступенька…" авторов Петерсон Л. Г. и Холиной Н. П., и по программе дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к азбуке» автора Кисловой Т.Р.

Направленность данной программы – социально – педагогическая,  реализуется через игровую деятельность. Игра - это ведущая деятельность в образовательной области, основной источник получения всех необходимых знаний и умений ребенка. Ребенок, вовлеченный в игру, учится, совершенствуется и развивается.

             Уровень программы – стартовый (ознакомительный), который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.

         Новизна программы просматривается в использовании при её реализации игр нового поколения, которые интересны, увлекательны и максимально разнообразны.

Актуальность данной программы в том, что она предлагает  насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка и становится основой для развития любознательности, математических, речевых способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребёнка. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.

Педагогическая целесообразность программы: помогает развивать воображение, фантазию, пространственное восприятие. Способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz-_stupenka_modul_4.docx87.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Российская Федерация

Калининградская область

Управление образования Гурьевского городского округа

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Алёнка»

Определена и принята

на педагогическом совете

МАДОУ «Детский сад №21

«Алёнка»

Протокол № 1

от ___ ____________ 20____г.

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ

«Детский сад №21 «Алёнка»

________________ /А.В. Штока/

Приказ № _______– АД

от ___  _____________ 2018г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

                               ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                            социально-педагогической направленности

«Раз – ступенька, два - ступенька»

                                                     Модуль №4

Возраст детей: 6 - 7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель программы:

Лекомцева Елена Юрьевна, 

воспитатель

г. Гурьевск

2018

                Структурные элементы дополнительной общеразвивающей программы

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы»

  1. Пояснительная записка с обоснованием:
  • направленности и уровня освоения программы,
  • новизны,
  • актуальности,
  • педагогической целесообразности разработки и реализации программы,
  • соответствия действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам,
  • необходимости использования современных идей, технологий,
  • отличительных особенностей программы от существующих,
  • основных идей, на которых базируется программа, её своеобразие,
  • принципы отбора содержания, ключевые понятия и т.д.,
  • возрастно-психологических особенностей воспитанников,
  • принципов формирования учебных групп, количества воспитанников,
  • сроков реализации программы, количества учебных часов, необходимости этапов обучения.

1.2.Цель и задачи программы.

1.3.Содержание программы.

      1.3.1.Учебный план с указанием (описанием):

  • разделов, тем, логики (последовательности) их изучения,
  • общего количества учебных часов по каждому разделу, теме, с разбивкой на теоретическую и практическую работу,
  • форм промежуточного и итогового контроля.

   1.3.2. Содержание учебного плана

(представлено описанием каждой темы учебного плана с указанием содержания теоретического материала и практических заданий).

1.4. Планируемые результаты формулируются с учётом цели и задач программы:

  • знания и умения, которые должен приобрести воспитанник в процессе занятий по программе,
  • компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе.

Блок №2.Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы

2.1. Календарный учебный график.

2.2. Условия реализации программы с указанием:

  • материально-технического обеспечения (характеристика помещения для занятий по программе),
  • перечня оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчёте на количество воспитанников),
  • информационного обеспечения (аудио-, видео-, фото-, интернет источники),
  • методического обеспечения,
  • кадрового обеспечения (педагоги, занятые в реализации программы, необходимые компетенции).

2.3. Формы аттестации (перечисляются согласно учебному плану).

2.4. Оценочные материалы с указанием перечня (пакета) диагностических методик, позволяющих определить достижение воспитанниками планируемых результатов.

2.5. Методические материалы (в табличной или текстовой форме) с указанием:

  • методов обучения,
  • форм организации образовательного процесса,
  • форм учебного занятия,
  • педагогических технологий,
  • дидактических материалов.

2.6. Список литературы.

                                        МОДУЛЬ 4

Дополнительной общеразвивающей программы «Раз – ступенька, два – ступенька»                  

                                    (далее – ДООП)

(старший дошкольный возраст 6-7 лет подготовительная к школе группа)

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы» (далее – программы) «Раз – ступенька, два – ступенька»

  1. Пояснительная записка с обоснованием:

             Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе программы математического развития дошкольников "Школа 2100…", учебно-методического пособия "Раз-ступенька, два - ступенька…" авторов Петерсон Л. Г. и Холиной Н. П., и по программе дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к азбуке» автора Кисловой Т.Р.

Направленность данной программы – социально – педагогическая,  реализуется через игровую деятельность. Игра - это ведущая деятельность в образовательной области, основной источник получения всех необходимых знаний и умений ребенка. Ребенок, вовлеченный в игру, учится, совершенствуется и развивается.

             Уровень программы – стартовый (ознакомительный), который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.

         Новизна программы просматривается в использовании при её реализации игр нового поколения, которые интересны, увлекательны и максимально разнообразны. 

Актуальность данной программы в том, что она предлагает  насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка и становится основой для развития любознательности, математических, речевых способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребёнка. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.

Педагогическая целесообразность программы: помогает развивать воображение, фантазию, пространственное восприятие. Способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала личности.

         Нормативной базой для разработки вышеуказанной образовательной деятельности являются следующие нормативные документы:

  •      Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.;
  • Устав МАДОУ;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726 – р) (далее – федеральная Концепция);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (далее – СанПиН);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее – Методические рекомендации).

Отличительная особенность данной программы в том, что она интегрируется со всеми образовательными областями, обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к игре и первичных ценностных ориентаций, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в играх, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей. Программа подготавливает дошкольника к дальнейшему обучению и школе.        

Возрастно-психологические особенности воспитанников 6-7 лет. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет детям решать более сложные задачи с использованием обобщающих наглядных средств (схем, чертежей). Действия наглядно-образного мышления дети этого возраста совершают уже в уме. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации связана с тем, что на седьмом году жизни в процессе мышления всё более активно включается речь.

Основной идеей, на которой базируется программа – это создание условий для развития у детей позитивной социализации, личностного роста, развитие инициативы на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками.

Срок реализации программы.

Данная программа рассчитана на два возрастных периода, каждый возрастной период является отдельным модулем программы: 3 модуль – старший дошкольный возраст, 4 модуль – подготовительный дошкольный возраст, каждый модуль может реализовываться отдельно.

Форма обучения – очная, занятия – подгрупповые.

Объём программы составляет - 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятий в год и включает в себя три образовательных компонента:

  • теоретическая часть;
  • практическая часть;
  • диагностическая часть.

Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений, обследования, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей действительности. При этом используется наглядность и дидактический материал.

Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме математической, познавательно - речевой деятельности, моделирования, игровых действий, двигательных минуток, других совместных дел.

Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определённых тем: выявляет достижения ребёнка или недостаточность освоения  программы.

1.2. Цель освоения программы: формирование и развитие школьно-значимых функций в процессе обучения математике и обучению грамоте.

Задачи воспитания и развития детей подготовительного к школе возраста от 6 лет до 7 лет:

Образовательные:

Учить самостоятельно сравнивать предметы по одному - двум признакам (цвет, форма, величина).

Учить обнаруживать логические связи, считать, решать простые арифметические задачи в пределах 10.

Учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, делить слова на слоги, читать.

Ознакомить с пространственными и временными ориентировками.

Развивающие:

Совершенствовать разные виды речи (монологическую, диалогическую, связную, доказательную), расширять словарный запас, формировать грамматически правильную речь, правильное звукопроизношение.

Развивать мелкую моторику рук, осуществлять подготовку руки ребенка к письму, совершенствовать графические навыки.

Совершенствовать ориентировку на листе бумаги и в пространстве.

Развивать активность, познавательный интерес, самостоятельность, инициативу, интеллектуальную способность детей.

Воспитательные:

Воспитывать чувство самоуважения, самоконтроля, умение выслушивать друг друга.

Воспитывать умение работать попарно, коллективно.

Воспитывать умение создавать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

Развивать детскую самостоятельность, любознательность.

1.3.Содержание программы.

1.3.1. Учебный план с указанием (описанием)

Учебный план к дополнительной программе дополнительного образования детей  «Раз – ступенька, два – ступенька»  муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №21 является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса.   

Название

Вид

Количество

Количество

Количество

подгрупп

Количество

воспитанников

(всего) 

п/п

дополнительных платных

образовательных услуг

занятий

учебных

месяцев

учебных

занятий  

в неделю, продолжительностью.

1

ДОП «Раз – ступенька, два - ступенька»

подгрупповая

Сентябрь 2018 –

Май 2019

2

1 подгруппа

23

Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые  разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

Продолжительность   занятий по дополнительной  программе «Раз – ступенька, два – ступенька» составляет - 30минут.

Наименование и № разделов

Объём (час, мин.)

Всего занятий

теоретические

практические

Раздел 1

Развитие элементарных математических представлений

34

340 мин.

680 мин.

Раздел 2

Обучение грамоте

 34

340 мин.

680 мин.

Раздел 3

Диагностика

            4

30 мин.

90 мин.

Объём программы по темам

№  раздела

№ темы

 Объём программы (час, мин.)

Всего занятий

теоретические

Практические

Раздел 1

Развитие элементарных математических представлений

Тема 1

Свойства предметов

3

20 мин.

70 мин.

Тема 2

Пространственные отношения

3

30 мин.

60 мин.

Тема3

 Сложение и вычитание

14

100 мин.

320 мин.

Тема 4

Линии, углы

4

40 мин.

80 мин.

Тема 5

Временные отношения

4

40 мин.

80 мин.

Тема 6

Сравнение групп предметов

4

30 мин.

90 мин.

Тема 7

Масса, объем, площадь

4

40 мин.

80 мин.

Раздел 2

Обучение грамоте

Тема 8

 Гласные и согласные звуки

10

 50 мин.

250 мин.

Тема 9

Твердые и мягкие согласные

    10

50 мин.

250 мин.

Тема 10

Свистящие, шипящие согласные

     3

 30 мин.

60 мин.

Тема 11

Двойные гласные звуки

     4

40 мин.

80 мин.

Тема 12

Дифференциация звуков

     6

40 мин.

140 мин.

Раздел 3

Диагностика

Тема 13

Диагностика

     3

30 мин.

60 мин.

Итого:

13

72

540 мин.

1620 мин.

                     Содержание разделов программы подготовительной группы

( объём указан в минутах)

Раздел 1

Развитие  элементарных математических представлений

Тема 1(мин.-175: 50 мин. - т., 125 мин. - пр.):

          Свойства предметов

Тема 2 (мин.90: 20 мин. – т., 70 мин. – пр.):

Пространственные отношения

Тема 3 (мин. 90: 30 мин. – т., 60 мин. – пр.):

Сложение и вычитание

Тема 4 (мин. 420: 100 мин. – т., 320 мин. – пр.):

Линии, углы

Тема 5 (мин. 120: 40 мин. – т., 80 мин. – пр.):

Временные отношения

Тема 6 (мин. 90: 30 мин. – т., 90 мин. – пр.):

Сравнение групп предметов

Тема 7 (мин.120: 40 мин. – т., 80 мин. – пр.).

Масса, объем, площадь

Раздел 2

Обучение грамоте

Тема 8 (мин. 300: 50 мин. – т., 250 мин. – пр.):

         Гласные и согласные звуки

Тема 9 (мин. 300: 50 мин. – т., 250 мин. – пр.)

         Твердые и мягкие согласные

Тема 10 (мин. 90: 30 мин. – т., 60 мин. – пр.):

         Свистящие, шипящие согласные

Тема 11 (мин. 120: 40 мин. – т., 80 мин. – пр.)

Двойные гласные звуки

Тема 12 (мин. 180: 40 мин. – т., 140 мин. – пр.)

        Дифференциация звуков

Раздел 3

         Диагностика (мин. 90: 30 мин. – т., 60 мин. – пр.)

Формы промежуточного и итогового контроля

Оценка результативности работы в группе включает педагогический мониторинг  уровня развития детей и овладения ими программным материалом, оценку удовлетворенности родителей работой педагога (анкетирование). Знания, умения и навыки контролируются на текущих занятиях, занятиях-повторениях, занятиях обобщениях. Более полное контролирование знаний детей проводится дважды:

первый раз - в сентябре, когда, чтобы выявить уровень знаний и умений ребенка;

второй раз - в мае, итоговая диагностика знаний и умений ребенка, в результате которой педагог получает представление о знаниях ребенка. Педагог дает конкретные рекомендации родителям на лето.

1.3.2. Содержание учебного плана

Развитие элементарных математических представлений

Тематическое планирование  (математическое и сенсорное развитие)

№ п/п

                   Тема

Количество занятий

Литература

1.

Вводное занятие

(диагностические игры).

2 занятия

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

2.

Числа 1-5. Повторение.

2 занятия

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

3.

Число 6.Цифра 6.

2 занятия

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

4.

Длиннее, короче.

1 занятие

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

5.

Измерение длины.

3 занятия

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

6.

Число 7.Цифра 7.

3 занятия

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

7.

Тяжелее, легче. Сравните по массе.

1 занятие

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

8.

Измерение массы.

2 занятия

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

9.

Число 8.Цифра 8.

3 занятия

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

10.

Объем. Сравнение по объему.

1 занятие

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

11.

Измерение объема.

1 занятие

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

12.

Число 9.Цифра 9

3 занятия

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

13.

Площадь. Измерение площади.

1 занятие

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

14.

Измерение площади.

1 занятие

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

15.

Число 0. Цифра 0.

2 занятия

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

16.

Число 10.

1 занятие

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

17.

Шар. Куб. Параллелепипед.

1 занятие

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

18.

Пирамида. Конус. Цилиндр.

1 занятие

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

19.

Символы.

1 занятие

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

20.

Повторение.

2 занятия

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

21.

Диагностические задания.

2 занятия

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…».

 Общее количество занятий:  в месяц – 4 занятия, в год – 36 занятий.

Тематическое планирование  (подготовка к обучению грамоте)

№ п/п

                   Тема

Количество занятий

Литература

1.

Вводное занятие

(диагностические игры).

2 занятия

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

2.

Повторение.

2 занятия

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

3.

Звук «Л».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

4.

Звук «Лꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

5.

Звуки «Лꞌ»-«Й».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

6.

Звуки «В» и «Вꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

7.

Звуки «В» - «Ф», «Вꞌ» - «Фꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

8.

Звук «Чꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

9.

Звук «Щꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

10.

Звуки «Чꞌ»- «Щꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

11.

Звуки «Б» и «Бꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

12.

Звуки «Б» - «П», «Бꞌ» - «Пꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

13.

Звуки «Д» и «Дꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

14.

Звуки «Д» - «Т», «Дꞌ» - «Тꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

15.

Звук «С».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

16.

Звук  «Сꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

17.

Звук «Ц».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

18.

Звуки «Ц» - «С», «Ц» - «Чꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

19.

Звуки «Г» и «Гꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

20.

Звуки «Г» - «К», «Гꞌ» - «Кꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

21.

Звук «З».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

22.

Звук «Зꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

23.

Звуки «З»- «С» -, «Зꞌ»-«Сꞌ» .

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

24.

Звук «Щ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

25.

Звуки «Ш» - «С», «Ш» - «Щ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

26.

Звук «Ж».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

27.

Звуки «Ж» - «З», «Ж» - «Ш».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

28.

Звук «Р».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

29.

Звук «Рꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

30.

«Р» - «Л», «Рꞌ» - «Лꞌ».

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

31.

Страна Азбука

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

32.

Повторение.

1 занятие

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

33.

Диагностические задания.

2 занятия

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке».

Общее количество занятий: в месяц – 4 занятия, в год – 36 занятий.

Приложение  

Тематическое   планирование (математическое и сенсорное развитие)

№ п/п

Содержание

                          Задачи

Сроки проведения

1.

Работа с программным материалом  по старшему возрасту.

Выявление  математических представлений детей.

1неделя  сентября

2.

Работа с программным материалом  по старшему возрасту.

Выявление  математических представлений детей.

2неделя   сентября

3.

Повторение чисел 1-5; работа с числовыми домиками. Порядковый и количественный счет.

Повторить числа 1-5; образование, написание, состав. Закрепить навыки количественного и порядкового счета.

 3неделя    сентября

4.

Сравнение групп предметов с помощью пар. Знаки =,>,<. Сложение и вычитание. Целое и часть. Понятия раньше - позже.

Повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки =,>, <. Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения раньше - позже.

4неделя  сентября

5.

Знакомство с числом 6  и цифрой 6.Взаимосвязь между частью и целым.

Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления.

1неделя октября

6.

Знакомство с понятием  «шестиугольник». Счет до 6.Сложение и вычитание чисел 1-6 на числовом отрезке.

Закрепить геометрические представления и познакомить с новым видом многоугольников - шестиугольником. Закрепить счет до 6, представление о составе чисел 2-6,взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке.

2неделя октября

7.

Сравнение по длине. Работа с линейкой - числовым отрезком.

Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова «длиннее», «короче». Закрепить взаимосвязь целого и частей, знание состава чисел 1-6, счетные умения в пределах 6.

3неделя октября

8.

Измерение длины с помощью мерки. Знакомство с единицами длины: шаг, пядь, локоть, сажень. Счет в пределах 6.

Формировать представление об измерении с помощью условной мерки. Познакомить с такими единицами длины, как шаг, пядь, локоть, сажень. Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, тренировать счетные умения в пределах 6.

4неделя октября

9.

Знакомство с метром и сантиметром. Измерение длин отрезков с помощью линейки. Измерение длины с помощью линейки. Сравнение групп предметов  с помощью пар. Сложение  и вычитание. Часть и целое.

Закрепить представления об измерении с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой. Познакомить с сантиметром  и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков. Закрепить представление о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей.

1неделя ноября

10.

Измерение длины с помощью линейки. Деление на части отрезков и групп предметов. Решение задач с помощью отрезка.

Закрепить умение практически измерять длину отрезка с помощью линейки. Раскрыть аналогию между делением на части отрезков и групп предметов, ввести в речевую практику термины «условие» и «вопрос» задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи.

2неделя ноября

11.

Знакомство с числом, цифрой 7. Состав числа 6. Целое и часть. Многоугольник.

Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7.Закрепить представление о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника.

3неделя ноября

12.

Порядковый и количественный счет в пределах 7. Состав числа 7. Сравнение групп предметов с помощью составления пар. Работа с числовым отрезком.

Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7, знание состава числа 7. Повторить сравнение групп предметов с помощью составления  пар, приемы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке.

4неделя ноября

13.

Состав числа 7.Взаимосвязь целое

го  и части с помощью отрезка. Измерение длины отрезков с помощью линейки. Работа с числовым отрезком.

Закрепить представление о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей, умение изображать эти взаимосвязи с помощью отрезка. Закрепить пространственные отношения, умение измерять длину отрезков с помощью линейки, приемы присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.

1неделя декабря

14.

Понятия тяжелее - легче. Сравните  предметов по массе. Взаимосвязь целого и его части. Сложение и вычитание. Состав числа 7.

Формировать представление о понятии тяжелее - легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.

2неделя декабря

15.

Измерение массы с помощью мерки 1 кг. Сложение и вычитание. Взаимосвязь целого и части. Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.

Формировать представление о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.

3неделя декабря

16.

Измерение массы с помощью весов. Взаимосвязь целого и частей. Составление задач с помощью рисунков. Соотношение их со схемами.

Закрепить представления об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов. Закрепить геометрические и пространственные представления, взаимосвязь целого и частей, умение составлять задачи по рисункам и соотносить их со схемами.

4неделя декабря

17.

Знакомство с образованием числа 8,цифрой 8. Состав числа 7, счет в пределах 7.Взаимосвязь целого и частей.

Познакомить с образованием числа 8, цифрой 8. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей.

1неделя января

18.

Счет в пределах 8.Измерение длины и массы предметов. Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.

Формировать счетные умения в пределах 8. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке.

2неделя января

19.

Сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Состав числа 8. Взаимосвязь целого и частей, схематическое изображение их с помощью отрезка.

Повторить прием сравнения групп предметов по количеству  с помощью составления пар. Закрепить представления о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.

3неделя января

20.

Объем. Сравнение сосудов  по объему. Счет в пределах 8. Взаимосвязь целого и частей.

Сформировать представления об объеме (вместимости), сравнении сосудов по объему с помощью переливания. Закрепить счетные умения в пределах 8, взаимосвязь целого и частей.

4неделя января

21.

Измерение объемов с помощью условной мерки. Сложение и вычитание. Взаимосвязь целого и частей. Разностное сравнении чисел на предметной основе. Счет  в пределах 8.

Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки. Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления  о разностном сравнении чисел на предметной основе, счетные умения в пределах 8.

1неделя февраля

22.

Образование и состав числа 9,цифры 9. Нахождение признаков сходства и различия фигур. Взаимосвязь целого и частей. Сложение и вычитание на числовом отрезке.

Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке.

2неделя февраля

23.

Знакомство с циферблатом часов. Определение времени по часам. Счет в пределах  9.Состав числа  9. Взаимосвязь целого и частей.

Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам. Закрепить счет в пределах 9, представления о цифре 9 и составе числа 9, взаимосвязи целого и частей.

3неделя февраля

24.

Состав числа 9. Взаимосвязь целого и частей. Сравнение чисел на предметной основе. Сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка. Повторить прием сравнения чисел на предметной основе (составление пар), сложение и вычитание на числовом отрезке.

4неделя февраля

25.

Площадь фигур. Сравнение фигур по площади с помощью условной мерки. Порядковый и количественный счет в пределах 9. Состав числа 8 и 9. Решение задач на основе взаимосвязи целого и частей.

Сформировать представления о площади фигур, сравнение фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки. Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, состав чисел 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей.

1неделя марта

26.

Сравнение фигур по  площади с помощью мерки. Знакомство с квадратным сантиметром. Порядковый и количественный счет в пределах 9. Сложение и вычитание. Действия с предметами и числами.

Закрепить приемы сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой единицей измерения площади -квадратным сантиметром. Закрепить порядковый и количественный счет  в пределах 9, смысл сложения и вычитания, умение переходить от действий с предметами к действиям с числами.

2 неделя марта

27.

Число 0 и его свойства. Счет в пределах 9. Числовой отрезок. Взаимосвязь целого и частей.

Сформировать представления о числе 0 и его свойствах. Закрепить счетные умения в пределах 9, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

3неделя марта

28.

Число 0, цифра 0. Состав чисел 8 и 9. Составление числовых равенств по рисункам. Переход от рисунков к числовым отрезкам.

Закрепить представления о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9. Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам и, наоборот, переходить от рисунков  к числовым равенствам.

4неделя марта

29.

Образование, состав, запись  числа 10. Взаимосвязь целого и частей. Распознавание треугольников и четырехугольников.

Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.

1неделя апреля

30.

Нахождение предметов формы шара, куба, параллелепипеда. Состав числа 10. Взаимосвязь целого и частей. Сложение и вычитание на числовом отрезке.

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда (коробки, кирпичика). Закрепить представление о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

2неделя апреля

31.

Нахождение  предметов формы пирамиды, конуса, цилиндра. Состав числа 10. Взаимосвязь целого и частей. Сложение и вычитание  чисел на числовом отрезке.

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи  целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

3неделя апреля

32.

Использование символов для обозначения свойств предметов. Закрепление состава чисел 8, 9, 10. Ориентировка на плане.

Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). Закрепить представление о составе чисел 8, 9, 10, умение ориентироваться по плану.

4неделя апреля

33.

Свойства предметов. Сложение и вычитание групп предметов. Взаимосвязь целого и частей. Количественный и порядковый счет. Цифры 0-10. Состав чисел в пределах 10.

Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления. Повторить количественный и порядковый счет, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10.

1неделя мая

34.

Сравнение чисел на наглядной основе. Взаимосвязь целого и частей. Состав чисел в пределах 10. Символы. Сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

2 неделя мая

35.

Диагностические задания.

Повторение изученного материала.

3 неделя мая

36.

Диагностические задания.

Повторение изученного материала.

4 неделя мая

Тематическое   планирование (подготовка к обучению грамоте)

№ п/п

Содержание

                          Задачи

Сроки проведения

1, 2

Работа с программным материалом  по старшему возраст.

Повторение пройденного материала через диагностические игры.

1-2 неделя сентября

3, 4

Работа с программным материалом  по старшему возрасту.

Повторение пройденного материала через дидактические игры.

3-4неделя   сентября

Расширение представления о звуке «Л».

Расширение активного  словаря, развитие связной речи, активизация интереса к открытию новых знаний.

1неделя

октября

Закрепление представлений о букве «Л», и звуках «Л»- «Лꞌ».

Совершенствование опыта чтения слогов, закрепить у детей умения выявлять звук «Л» - «Лꞌ» в разных частях слова.

 2неделя  

октября

Расширение навыка различения звуков «Лꞌ»

и «Й»

Развивать умения выделять нужные звуки в речевом потоке на звуковом, слоговом, и словесном уровне.

 3неделя октября

Закрепление представления о букве «В» и звуках «В» и «Вꞌ».

Закрепить умения различать звуки и буквы, согласные звуки по твёрдости-мягкости.

4неделя октября

Звуки «В» - «Ф», «Вꞌ» - «Фꞌ».

Совершенствование способности производить сложный звуковой и слоговой анализ  слов, умение выстраивать предложения по опорным словам.

1неделя ноября

Звук «Чꞌ».

Закрепление представления о звуке «Чꞌ» и букве «Ч», совершенствование произносительных навыков.

2неделя ноября

Звук «Щꞌ».

Закрепить представления о звуке «Щꞌ» и букве «Щ», расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков.

3неделя ноября

Звуки «Чꞌ»- «Щꞌ».

Развитие умения систематизировать слова по звуковому признаку, развитие грамматического строя речи.

4неделя ноября

Звуки «Б» и «Бꞌ».

Закрепление о букве «Б» и звуках «Б» - «Бꞌ», обогащения опыта чтения, развитие памяти, мышления, воображения. тонкой моторики.

1неделя декабря

Звуки «Б» - «П», «Бꞌ» - «Пꞌ».

Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости- мягкости, звонкости – глухости, различать их на слоговом и словесном уровне.

2неделя декабря

Звуки «Д» и «Дꞌ».

Закрепление о букве «Д» и звуках «Д» - «Дꞌ», умение различать звуки и буквы, применять мыслительные операции к словесному материалу.

3неделя декабря

Звуки «Д» - «Т»,

«Дꞌ» - «Тꞌ».

Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости- мягкости, звонкости – глухости, различать их на слоговом и словесном уровне.

4неделя

декабря

Звук «С».

Расширение представления о звуке «С», об участии органов артикуляции в его произнесении, активизация внимания к звуковому, и слоговому составу.

1 неделя января

Звук  «Сꞌ».

Закрепление о букве «С» и звуках «С» - «Сꞌ», умение различать их по твердости-мягкости, способу произнесения.

2 неделя

января

Звук «Ц».

Закрепление о букве «Ц» и звуке «Ц», умение выделять его в потоке речи и отличать от графемы, развивать связную речь.

3 неделя

января

Звуки «Ц» - «С», «Ц» - «Чꞌ».

Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по акустическим и артикуляторным признакам, развитие фонематического восприятия.

4неделя

января

Звуки «Г» и «Гꞌ».

Закрепление о букве «Г» и звуках «Г» - «Гꞌ», умение различать их по твердости-мягкости, способу произнесения.

1неделя

февраля

Звуки «Г» - «К», «Гꞌ» - «Кꞌ».

Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости- мягкости, звонкости –глухости, различать их на слоговом и словесном уровне.

2неделя февраля

Звук «З».

Расширение представления о звуке «З», об участии органов артикуляции в его произнесении, активизация внимания к звуковому, и слоговому составу.

3неделя

февраля

Звук «Зꞌ».

Закрепление о букве «З» и звуках «З» - «Зꞌ», умение различать их по твердости-мягкости, способу произнесения.

4неделя

февраля

Звуки «З»- «С» -, «Зꞌ» - «Сꞌ» .

Свистящие согласные звуки.

Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по акустическим и артикуляторным признакам, развитие фонематического восприятия.

1 неделя

марта

Звук «Ш»

Закрепление о букве «Ш» и звуке «Ш», умение выделять его в потоке речи и отличать от графемы, развивать связную речь.

2 неделя

марта

Звуки «Ш»- «С» -, «Ш» -«Щꞌ» .

Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по акустическим и артикуляторным признакам, развитие фонематического восприятия.

3 неделя

марта

Звук «Ж»

Закрепление о букве «Ж» и звуке «Ж», умение выделять его в потоке речи и отличать от графемы, развивать связную речь.

4 неделя

марта

Звуки «Ж»- «З» -, «Ж» -«Ш».

Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по акустическим и артикуляторным признакам, развитие фонематического восприятия.

1 неделя

апреля

Звук «Р»

Расширения представления о звуке «Р», развитие умения выделять его в речевом потоке, совершенствование в связной речи,

Умение производить сложные виды звукового и слогового анализа.

2 неделя

апреля

Звук «Рꞌ».

Закрепление о букве «Р» и звуках «Р» - «Рꞌ», умение различать их по твердости-мягкости, способу произнесения. Активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов.

3 неделя

апреля

Звуки «Р»- «Л» -, «Рꞌ» - «Лꞌ» .

Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по акустическим и артикуляторным признакам, развитие фонематического восприятия, умения подбирать слова к готовым схемам.

4 неделя

апреля

Страна Азбука

Повторение изученных букв, совершенствование  умения узнавать букву по описанию и по определенным элементам, находить буквы в составе сюжетной картины, различать картины между собой.

1 неделя

мая

34.

Диагностические задания

Повторения пройденного материала.

2 неделя мая

35.

Диагностические задания

Повторения пройденного материала.

3 неделя мая

36.

Диагностические задания

Повторения пройденного материала.

4 неделя мая

1.4. Планируемые результаты формируются с учётом цели и задач программы:

Показатели результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы

Показатель

Способы проверки усвоения содержания

Уровень культуры воспитанников

Беседа, наблюдение

Уровень развития творческого мышления

Конкурсы, оценка уровня выполнения творческих заданий

Уровень развития познавательной активности

Наблюдение, беседа, игра - импровизация

Уровень развития мышления

Диагностические задания, беседа.

Уровень развития коммуникативных способностей

Игра - беседа, наблюдение

Уровень развития символических способностей (воображения и игры)

Наблюдение, беседа

В результате освоения программы,  достижения  ребенка дошкольного возраста выражаются в следующем:

  • ребенок заинтересован совместной деятельностью, эмоциональный фон общения — положительный; согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру;
  • решает интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждает, выдвигает проблемы и высказывает свое мнение по поводу их решения;
  • слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности;
  • овладел основными способами познания: сравнением, упорядочиванием и группировкой предметов по разным признакам, счетом, измерением;
  • проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность;
  • проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей, замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их;
  • имеет богатый словарный запас; безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями; речь чистая, грамматически правильная, выразительная;
  • ребенок в совершенстве владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в слове, делит слова на слоги.

          Результатом обучения дошкольников по Программе является развитие у них логического мышления и творческих способностей, формирование познавательных интересов, коммуникативных умений и качеств личности, обеспечивающих успешное обучение в школе. А также формирование определенного запаса знаний, умений и навыков, который в дальнейшем поможет детям легче адаптироваться в школьной среде и будет способствовать успешному обучению.

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной  общеразвивающей программы»

2.1.Календарный учебный график.

 УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ

«Детский сад №21 «Алёнка»

________________ /А.В. Штока/

Приказ № _____-АД от  03.09.2018г.

Содержание

Один год обучения

Количество групп

2 подгруппы детей (в подгруппе до 10 детей)

Начало учебного года

1 сентября

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года

Всего недель учебных

36 недель

Каникулы

1,2 неделя января

1,2 неделя мая

Продолжительность рабочей недели

5 дней

ОД

подгрупповая

Время ОД

в соответствии с распорядком дня для каждой возрастной группы

Недельная образовательная нагрузка, ОД

2

Объем надельной образовательной нагрузки, минуты

60 мин.

Сроки проведения праздничных и традиционных мероприятий

01 сентября – День Знаний

27 сентября – День дошкольного работника

Октябрь месяц – Праздники осени «Осенины», Осенняя выставка поделок декоративно-прикладного творчества

Последняя неделя ноября – День матери

3, 4 неделя декабря – Праздник «Новый год», Новогодняя выставка поделок декоративно-прикладного творчества, Фестиваль творчества «Весёлая семейка»

Февраль/март - Масленица

3, 4 неделя февраля – Праздник «День защитника Отечества»

1,2 неделя марта – Праздник «8 марта – Международный женский день»

7 апреля – День здоровья, День открытых дверей

1, 2 неделя мая – Праздник «День Победы», Конкурс чтецов «Этот День Победы»

3,4 неделя мая – Выпускные вечера

1 июня – День защиты детей

12 июня – День России

2.2. Условия реализации программы с указанием:

Для успешной реализации программы необходимо наличие соответствующей материально-технической базы должного уровня. Занятия проходят в отдельном кабинете с хорошим освещением. В распоряжении педагога имеется  доска. В систему средств обучения наряду с методическими и наглядными учебными пособиями входит и различный раздаточный дидактический материал (предметные карточки,  слоговые таблицы, тематические карточки, шаблоны, линейки и т.д.), который позволяет достигать поставленных целей обучения.

Материально-технические условия:

  • кабинет для занятий
  • раздаточный материал по темам
  • демонстрационный материал к изучаемым темам
  • карточки с изображением цифр, букв
  • магнитные цифры и знаки
  • счётные палочки
  • «волшебный мешочек»
  • простые и цветные карандаши

                                      Информационно – методические условия:

      Настоящая  программа рассчитана на детей от 6 до 7 лет, реализуется в виде занятий по дополнительной общеразвивающей  программе «Раз-ступенька, два - ступенька». Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия составляет - 30 минут. Дети принимаются на основании заявления и  подписания договора с родителями.

                                         Используемые рабочие  тетради

Наименование пособия

Рабочая тетрадь «По дороге к азбуке»,

Рабочая тетрадь «Раз-ступенька, два - ступенька».

Структура рабочих тетрадей

           На занятиях используются в качестве пособия красочные тетради на печатной основе. Здесь можно рисовать, раскрашивать, писать. Такая форма помогает организации активной деятельности малыша. Тетради используются в основном для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка.

Структура рабочих тетрадей для занятий такова, что педагог в зависимости от конкретной ситуации (уровня подготовки детей, их количества, возможностей использования демонстрационного и раздаточного материалов и т.д.) может отобрать наиболее подходящие для его детей задания, сохраняя общую методику, общий подход и обеспечивая реализацию поставленных целей адекватными средствами. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Наглядный материал

Картины, картинки,

силуэтные фигурки, муляжи

Модели, сигнальные карточки

Литература

для детей

1.Набор картинок:

«Дикие животные», «Домашние животные», «Животные и их детёныши», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Головные уборы», «Обувь», «Игрушки», «Части тела», «Виды транспорта», «Сказочные герои», «Объемные геометрические тела и формы», «Сезонная одежда» и др.

2.Тематические фотоальбомы: «Семья», «Вот как мы живем», «Техника».

3.Силуэтные фигурки: «Животные домашние и дикие».

4.Муляжи овощей, фруктов.

5.Набор предметных картинок, набор картинок «Действия детей», «Времена года».

6.Подбор математических заданий на соотношение числа и количества, пространственные отношения.

1. Модели:

«Времена года»,

«Признаки животных», «Эмоции людей».

2. Алгоритм для составления описательного рассказа.

1. Энциклопедии.

2.Детская художественная литература о природе, животных, труде людей, окружающей действительности, сборник сказок, пословиц  и др.

3.Картотеки: физкультминуток,

пальчиковых гимнастик,

гимнастики для глаз,

дыхательных гимнастик, артикуляционных гимнастик.

2.3. Формы аттестации

Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  •  ведение журнала посещений,
  • отзывы родителей,
  • аналитическая справка,
  • написание статей на сайт детского сада.

Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • показ открытых занятий для родителей,
  • проведение викторин,
  • мастер – классы.

2.4. Оценочные материалы с указанием:

Результаты (диагностика) освоения содержания программы

Предметом диагностики у детей подготовительной к школе группы являются:

  • интерес ребёнка к занятиям математикой и обучению грамоте;
  • умения детей  использовать полученные знания в самостоятельной деятельности;
  • умение использовать  разные виды речи, правильное звукопроизношение;
  • умение творчески подходить к решению поставленных задач;
  • считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
  • определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
  • отличать задачу от текста;
  • умение ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;
  • умение делить слова на слоги, производить звуковой  анализ слов, читать;
  • умение замечать и исправлять свои ошибки, и ошибки своих товарищей.

Диагностика осуществляется начальная и итоговая.

Методы диагностических исследований:

- индивидуальные беседы по вопросам, иллюстрациям, моделям;

- наблюдения за речью ребёнка во время  общения со сверстниками, взрослыми;

- дидактические игры.

Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий уровни освоения программы.

Результаты формирования  уровней  развития детей  (начало года).

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

1

2

3

4

5

6

    7  

8

 Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Результаты формирования уровней  развития детей  (конец года).

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

1

2

3

4

5

6

    7  

8

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Критерии:

1 – развитие словарного запаса, использование  всех видов речи;

2 – развитие произвольного внимания, логического мышления, творчества;

3 – осуществление классификации, обнаружение логической связи, счет, решение простых задач;

4 – развитие графических навыков, ориентировки на листе бумаги, в пространстве;

5 – развитие инициативы детей, их умение находить конструктивные решения;

6 – развитие способности к самоконтролю, умение регулировать свое поведение;

7 – умение детей различать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги,  читать;

8 - развитие детской самостоятельности, любознательности, инициативы.

Параметры диагностики

Низкий уровень: Речевая активность ребенка не достаточно высокая. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровые взаимодействия с общим игровым замыслом. Ребенок быстро теряет интерес к познавательной деятельности.  В играх с готовыми содержанием упускает правила, затрудняется в выполнении игровых действий. В общей игре вступает в конфликты, не пытается вникнуть в общий замысел. Нуждается в постоянной помощи воспитателя в решении задач игры. Словарный запас скудный. Затрудняется назвать любимые и понравившиеся игры.

Средний уровень: Ребенок хорошо знает правила многих игр, охотно участвует в них, накапливая игровой опыт. Пытается справедливо разрешать споры, сохраняя доброжелательное отношение к партнёрам по игре. В случае нарушения правил прислушивается к оценке играющих или воспитателя и становится более внимательным. Проявляет настойчивость в достижении результата. Речевая активность высокая. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, но иногда нарушает правила из – за слабого самоконтроля.

Высокий уровень: У ребенка разнообразные игровые интересы. В играх он проявляет инициативу. Активен в речевом диалоге, придумывает новые варианты игр. Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. В играх с готовым содержанием следуют правилам, контролируют действия других играющих. Придумывает новые варианты игр, действует по аналогии известных ему игр. Ребенок самостоятельно может начать игру, охотно отвечает на вопросы, может рассказать о ее правилах. Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, выступает инициатором новых идей. Проявляет творчество в решении простейших задач. Внимателен к выполнению правил другими  играющими, отстаивает выполнение правил.

Планируемые результаты  освоения содержания программы

В результате освоения программы,  достижения  ребенка дошкольного возраста выражаются в следующем:

  • ребенок заинтересован совместной деятельностью, эмоциональный фон общения — положительный; согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру;
  • решает интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждает, выдвигает проблемы и высказывает свое мнение по поводу их решения;
  • слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности;
  • овладел основными способами познания: сравнением, упорядочиванием и группировкой предметов по разным признакам, счетом, измерением;
  • проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность;
  • проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей, замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их;
  • имеет богатый словарный запас; безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями; речь чистая, грамматически правильная, выразительная;
  • ребенок в совершенстве владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в слове, делит слова на слоги.

Результатом обучения дошкольников по Программе является развитие у них логического мышления и творческих способностей, формирование познавательных интересов, коммуникативных умений и качеств личности, обеспечивающих успешное обучение в школе.

2.5. Методические материалы с указанием.

Основные методы обучения:

  • игровой,
  • метод преднамеренных ошибок,
  • метод игрового проблемного обучения (ТРИЗ).

Дополнительные методы:

  • наглядные (наблюдения, использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических пособий);
  • словесные (беседы, рассказ, объяснение, чтение художественной литературы);
  • практические (рассматривание, упражнение, исследования, эксперименты).

Формы организации образовательного процесса: 

индивидуальная, подгрупповая, парная.

Формы организации учебного занятия:

беседа, игра, наблюдение, мастер-класс, соревнование, развлечение, практические занятия.

Педагогические технологии:

Индивидуализация обучения, подгрупповое обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, игровая деятельность.

Дидактический материал:

наборы карточек, цифр, букв, модели, схемы, счётный материал, таблицы, развивающие игры.        2.6. Список литературы

п/п

Автор (ы)

Заглавие

Город, издательство, год издания, кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина.

 «Раз – ступенька, два – ступенька…».

Издательство «Ювента», Москва,

2011 год, 254 стр.

Программа

1

2.

Т.Р. Кислова.

 «По дороге к азбуке».

Москва «Баласс», 1999 год, 124 стр.

Программа

1

3.

Е.И.Удальцова

«Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».

“Просвещение”, Москва, 2003 год

методическое пособие

1

4.

З.А.Михайлова

«Игровые занимательные задачи».

«Акцидент», Санкт - Петербург, 2003 год  

методическое пособие

1

5.

Г. Бондаренко

«Развивающие игры в ДОУ».

Москва, «Просвещение», 2010 год

методическое пособие

1

6.

М.С. Заикин

«250 развивающих упражнений для подготовки к школе».

Москва, «Просвещение», 2006 год

методическое пособие

1