семинар - практикум для родителей "Как подготовить ребенка к обучению в школе"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Практический материал, помогающий формированию у родителей представлений  о процессе подготовки ребенка к обучению в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

 для родителей детей группы компенсирующей направленности

 «Как подготовить ребенка к школьному обучению»

Цель: формирование представлений у родителей о процессе подготовки к обучению в школе. 

Задачи: 

  1. Активизировать знания родителей о подготовке к обучению грамоте..
  2. Дать представления о психологической готовности ребенка к школьному обучению.
  3. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком. 

Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен.

Сегодня мы поговорим о том, какими знаниями, умениями и навыками должны владеть вы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.
 

Это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность звуковой стороны речи;
  • сформированность фонематических процессов;
  • готовность к звуковому анализу слов;
  • владение понятиями звук, слог, слово, предложение.

В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
 

1.Игра «Определи первый звук в слове»

На доске карточки с изображениями предметов. Определите, с какого звука начинается слово.  Назовите предметы, название которого начинается с того же звука, что и слово.


2. Игра «Определи последний звук в слове» 

На доске карточки с изображениями предметов. Определите последний звук в слове. Назовите предмет, название которого заканчивается этим же звуком.


 3.Игра «Прятки со звуками» 

Звуки любят играть  в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова. Вам нужно определить позицию звука  Р. (показ картин)
 Физминутка.

Мы трудились очень много, Отдохнем сейчас немного                                         Руки – вверх! Руки – вниз! Влево – вправо повернитесь                                    Дружно сели, Дружно встали И наклоны делать стали,                                       Стали прыгать и  скакать. Будем звуки повторять

{ а } – вытягиваем руки вперед

{ у } –попускаем руки вниз

{ и } – разводим руки в стороны

А теперь опять шагать.

4.  Слоги и слова.

Слоги – это части слова.
Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.

Обозначение – полоска разделенная маленькими черточками на столько частей, сколько слогов в слове.

 Игра «Найди свой вагончик» (деление слов на слоги).

У каждого вагончика свой номер №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите свое слово, разделите его на слоги и найдите свой вагончик. Сколько в слове слогов, такой будет номер вашего вагончика.

Звуковой анализ слов.

Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.

Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный, согласный, твердый, мягкий)

Звуковая схема слова – это последовательность фишек- символов, выложенных в том порядке в том порядке, что и звуки в слове.

Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристика. Например: дом

1)    Произносим слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук.

2)    Выделяем голосом первый звук Д – ом: Д – согл, тв. звук -

3)    Выделяем голосом второй звук д – ОО – м: О – гласн. звук -

4)    Выделяем голосом третий звук до- ММ: М – согл, тв. Звук -

В слове ДОМ 3 звука – 2 согл. и 1 гласн.           

Самостоятельное выполнение звукового анализа слов: лиса, кот, роза, мак.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

- Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова)

- Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения)

- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

Составьте предложение из 2,3,4 слов по теме «Осень»


2 часть семинара. Работа педагога – психолога с родителями.

А. Определение ведущей модальности у будущего первоклассника. С практикой.

Б. «ТЭМП» в помощь детям. С практикой.

В. Развитие ВПФ у детей на современном этапе. С практикой.

Ознакомление детей с буквами русского алфавита лучше всего проводить в игровой форме, используя различные упражнения, пособия, предметы.

1. Раскрашиваем буквы. Ребенку предлагается раскрасить картинки с буквами. Дети с интересом будут заниматься творчеством, ведь они очень любят рисовать, и закреплять знания о новой букве. Чтобы процесс раскрашивания не надоел ребенку, можно использовать разные интересные приемы: раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами; раскрашивать пальцами, ватными палочками, скомканной бумагой.

2. «Укрась букву».

Ребятам предлагаются картинки с буквами. Взрослый просит украсить букву с помощью различных пособий: пластилином, аппликацией, камешками, пуговицами, кабошонами, конфетами, пробками от пластиковых бутылок.

3. «Лепка букв». Очень полезное занятие для ребенка- лепка букв из теста. 4. «Нарисуй букву по образцу». Ребенку предлагают нарисовать букву по образцу на песке, на манной крупе, на гречке, рисе. Обязательно нужен наглядный образ буквы.

5. «Буквоед». У вас дома может появиться веселый Буквоед. Это может быть перчаточная кукла или мягкая игрушка. Он ест буквы. Дай ему покушать букву «А», «О», «И». А теперь он захотел съесть букву «М». Ребенок выбирает нужные буквы и «кормит» гостя. Но если ребенок ошибается, Буквоед не будет есть букву.

6. «Конструктор для букв». Ребенок выкладывает силуэты букв из счетных палочек, фишек, бигуди, бус, карандашей, конфет, лент, шнурков.

7. «Протыкалочка».

Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и дайте ребенку зубочистку. Попросите его украсить букву дырочками. Необходимо проткнуть букву по контуру.

8. «Трафарет букв». Ребенок обводит буквы по контуру, затем пальчиком рисует элементы букв и раскрашивает букву. Таким способом можно даже «писать» слова!

9. Подвижная игра «Беги к букве». Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв. Можно использовать буквы, которые печатал или раскрашивал, украшал ребенок. Затем взрослый предлагает ребенку быстро бежать к букве «С», а теперь к букве «А». Данная игра помогает не только запоминать буквы, но также развивает память, мышление.

10. «Найди и обведи». Взрослый предлагает ребенку найти все буквы «М» и обвести их в кружок, либо зачеркнуть.

11. «Половинки». Упражнение поможет закрепить знания ребенка о знакомых буквах.

Вариант 1. Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их напополам, перемешайте. Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.

Вариант 2. Для этой игры понадобится набор карточек, в котором каждая из картинок с буквой в двух экземплярах. Перемешайте карточки и разложите перед ребенком. Ребенок должен найти карточки с одинаковыми буквами.

Как познакомить дошкольника с графическим образом буквы

Формирование навыка чтения – это сложный процесс, овладение которым вызывает трудности как у нормально развивающихся детей, так и у детей с различной патологией (речевой, интеллектуальной и др.). Для ребенка, начинающего читать, буква является сложным графическим объектом, так как она состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.

Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, ребенку необходимо произвести оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. В связи с тем, что отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то при недостаточном развитии у ребенка пространственных представлений, усвоение оптического (графического) образа буквы будет затруднено.

Приступая к знакомству с буквами, необходимо не торопиться форсировать события, пытаясь, как можно раньше и больше изучить букв. Необходимо удостовериться, что образ буквы прочно укрепился в памяти ребенка.

Для этого можно выполнить следующие задания:

1. Рассматриваем букву большого формата, нарисованную на отдельном листе.

2. «Нарисуем букву». Проводим указательным пальцем по линиям, как-бы рисуя букву.

3. «Пройдем по дорожкам» - пройти по линиям дорожкам указательным и средним пальцами ведущей руки.

4. «Волшебники» - карандашом рисуем в воздухе силуэт буквы.

5. Выкладываем букву из карандашей по силуэту (уточняем сколько карандашей, какие цвета взяты для того чтобы сделать букву).

6. Раскрашиваем каждый элемент буквы разным цветом.7. Украшаем разным орнаментом каждый элемент буквы.

8. Штрихуем в разном направлении каждый элемент буквы

9. Предлагаем пофантазировать и увидеть на что похожа буква (А – на горку, домик, стремянку, акулу, циркуль, ракету, скворечник…)

10. Предлагаем дорисовать букву до картинки.

11. Рисуем букву в коробке с песком, с манкой.

12. Рисуем самостоятельно буквы в картине – поле (например в арбузе буквы А – это арбузные семечки, на силуэте дуба – буквы У – это много веточек…).

13. Выкладываем букву по образцу из разного материала.

14. Выкладываем букву самостоятельно из спичек, счетных палочек, пуговиц, гороха, фасоли, мозаики, веточек, шишек, веревочек.

15. Узнаем на ощупь букву.

16. Лепим букву из пластилина, из теста. А У А О И А М А И А М С А А А К А В А П А Ы АК О А Т А Р М А И А Л А Б А К В И О А Ы А.

17. Находим букву (например Б) из ряда других букв и обводим в кружок.

18. Находим букву (например К) и раскрашиваем ее, другие буквы не трогать.

19. Находим все буквы (например Г) выполненные разными шрифтами.

20. А – обвести в кружок, И - зачеркнуть, У– подчеркнуть.

21. Найти и обвести в кружок (например А) в газете, книге, журнале, рекламе.

22. Обвести букву по трафарету, по шаблону.

23. Найти букву (например А) на улице на вывесках, рекламных щитах.

24. Найти букву среди букв повернутых в разных направлениях.

25. Найти букву среди силуэтов наложенных друг на друга.

26. Найти букву на заштрихованной перечеркнутой поверхности (зашумленная буква).

27. Составить разрезную картинку с изображением буквы.

28. Украсить силуэт (тарелки, чашки, шарфа, шапки…) чередующимися буквами разными по цвету, по величине…(ИУИУИУИУ, аАаАаАаАаА).

29. Напечатать на листе в клеточку буквы с интервалом, без интервала.

30. Соединить по точкам рисунок буквы (из девяти клеточек).

31. Дорисовать недостающие элементы у буквы.

32. Изобразить букву пальцами, телом.

33. Вышивать букву.

34. Лепить букву из пластилина, соленого теста.

35. Находить спрятавшуюся букву на картинке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Семинар-практикум для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе?"...

Семинар-практикум по теме: «Здоровый ребенок - счастливый ребенок».

Цель семинара: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.Задачи: дать определение понятию здоровья. Классификация форм воспитате...

Семинар – практикум для педагогов «Особенный ребенок. Ребенок с ОВЗ»

  Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной и...

Семинар - практикум для педагогов "Особый ребенок. Ребенок с ОВЗ".

Обучение педагогов эффективным способам взаимодействия с детьми с ОВЗ, повышение педагогической культуры....

Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе»

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»....

Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для родителей«Готовность ребенка к школе»...

Семинар-практикум по теме: «Здоровый ребенок - счастливый ребенок».

Цель семинара: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.Задачи: дать определение понятию здоровья. Классификация форм восп...