Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе»
консультация (подготовительная группа)

Семинар-практикум для родителей«Готовность ребенка к школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Работу выполнила

Воспитатель подготовительной группы «Ромашка»

Раннева Лариса Германовна

Семинар-практикум для родителей

«Готовность ребенка к школе»


Цель: формирование родительской компетентности в области психолого-педагогической готовности детей к школе

Ход семинара:

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о готовности ребёнка к школе. Мы познакомим вас с психологическими особенностями будущего ребёнка – первоклассника. Надеемся, что наша встреча будет интересна и познавательна для вас.

Нашу встречу хотелось бы начать с игры-ассоциации «Школа». Все мы с вами были школьниками, и у каждого из нас школа ассоциируется с разными эмоциями, событиями, предметами. Вам нужно, с каким словом у них ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу.)

Сегодня, наверняка, многих из вас волнуют вопросы: «А готов ли мой ребенок к школе?»«Как будет учиться?». Психологи считают, что самым важным в успешности обучения «первоклашки» является психологический настрой родителей. И для этого я вам предлагаю упражнение: «Знаем ли мы своих детей?». Родителям предлагаются фигурки человечков и карандаши для записи.Дается инструкция: Подумайте и напишите на передней стороне человечка те черты вашего ребенка, которые, по вашему мнению, помогут ему в школе. А на задней стороне части те черты, которые, по вашему мнению, затруднят предстоящую учебу в школе. После выполнения упражнения,  родители должны поставить фигурку на одну из трех полосок-дорожек, которые ведут в школу (На мольберте прикреплены 3 дорожки разного цвета: красная, желтая, зеленая): красная полоска означает ваше сильное беспокойство, желтая – умеренное, а зеленая полоска- нет особого беспокойства. (Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)

       Уважаемые родители, вы только что попытались сформулировать главные качества, которые помогли бы вашим детям успешно подготовиться к поступлению в школу и безболезненно адаптироваться к новым условиям обучения. Мнения разделились. Для того, чтобы внести ясность и разобраться в этом вопросе, давайте подробно рассмотрим понятие готовности к школе.

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребёнка к школьной жизни?»

Такой критерий есть, он получил название психологическая готовность ребёнка к школе.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Однако, готовность к школе не сводится лишь к психологической готовности. Давайте рассмотрим следующий компонент, обозначенный в схеме.

Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок, т. е. то, чему он научился в детском саду. Порядковый и количественный счёт, знание геометрических фигур, словарный запас, умение дифференцировать звуки, сведения об окружающем, знание букв и прочее. От того, с какими знаниями, умениями и навыками пришёл малыш в школу очень многое зависит. Поэтому, в оставшееся до школы время, уделите этому вопросу внимание, уточните, знает ли он времена года, дни недели, названия зверей и птиц; умеет ли связно рассказать о каких-либо событиях. Это поможет вашему малышу закрепить полученные знания и умения, обрести уверенность в себе.

Коммуникативная готовность включает в себя умение ребёнка общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Это тоже, весьма важное умение! Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь – зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей и воспитателей – научить ребёнка простым правилам общения.

    Важным компонентом школьной готовности считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности. К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение: к школе; учителю; к учебной деятельности; к самому себе.

Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит “хочу” Но это “хочу” будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, “хочу портфель как у брата” или “хочу красивый пенал”. Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.

Эмоционально-волевая готовность – важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между “хочу” и “надо” у старшего дошкольника должно преобладать “надо”. От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность. Всем нам известна истина: “Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия”.

Мы рассмотрели все компоненты школьной готовности. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы.

Упражнение «Снежинка»

Перед вами лежит салфетка, у каждого она одинаковой формы,размера, цвета и качества. Слушайте внимательно и выполняйте инструкцию,не смотря на соседа:

Сложите салфетку пополам,

Отрежьте правый верхний уголок,

Опять сложите пополам,

Снова Отрежьте правый верхний уголок

Сложите еще пополам,

Отрежьте правый верхний уголок.

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Нашли? Как вы думаете, почему?

Вывод: Несмотря на то, что инструкция для всех была одинаковая, снежинки получились разные, так как одинаковых людей не бывает. Каждый из вас индивидуален,так же и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый из них уникален по- своему. Любите своих детей и тогда все у них обязательно получится и в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

В статье представлен объем работы и рекомендации по речевому развитию дошкольников с нарушением интеллекта, которые помогут в подготовке детей к школьному обучению. Теоретическую основу статьи составл...

Семинар практикум для родителей :"Что такое готовность к школе?"

Актуальность выбранной темы: Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном д...

Семинар- практикум для родителей подготовительной группы "Готовимся к школе -играя"

Семинар-практикум рекомендован педагогам подготовительных групп .В ходе семинара-практикума родители знакомятся с простыми , интересными и познавательными играми , которые необходимы при подготовке...

Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»

Описаны:- приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;- правила организации родительского собрания;- игры и упражнения для проведения родительского собрания....

Консультация для родителей "Готовность Вашего ребенка к школе".

В данной консультации даны критерии знаний и умений для детей шести-семи лет, т.е. будущих первоклассников. Автор статьи рассказывает о физиологических, психологических и познавательных составляющих г...

Семинар-практикум для родителей "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"

Цель: повысить психологическую культуру родителей детей старшего дошкольного возраста по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения родителей с детьми для ...