Семинар-практикум для родителей "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Калиянц Инна Владимировна

Цель: повысить психологическую культуру родителей детей старшего дошкольного возраста по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения родителей с детьми для сохранения их психологического здоровья.

Задачи: дать представление о готовности к школе; познакомить родителей с критериями готовности к школе; дать практические рекомендации по подготовке детей к школе; дать возможность оценить степень готовности своего ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 города Кропоткина

муниципального образования Кавказский район

Семинар-практикум для родителей

«Сотрудничество родителей и педагогов»

по теме:

«Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»

Подготовил:

Педагог-психолог

МБДОУ д/с №1

Калиянц Инна Владимировна

г. Кропоткин, 2023г.

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников

«Психологическая готовность ребенка к школе»

Цель: повысить психологическую культуру родителей детей старшего дошкольного возраста по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения родителей с детьми для сохранения их психологического здоровья.

Задачи: дать представление о готовности к школе; познакомить родителей с критериями готовности к школе; дать практические рекомендации по подготовке детей к школе; дать возможность оценить степень готовности своего ребенка к школе.

Оборудование: клеящиеся стикеры, карандаши, фломастеры, шаблоны цветов, портреты мужчины, бумага, магнитная доска, памятки.

Участники: педагог-психолог, родители будущих первоклассников.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о психологической готовности вас и ваших детей к обучению в школе. Но сначала, перед обсуждением такой серьезной темы, давайте познакомимся и настроимся на дружескую беседу.

Упражнение «Мое детское имя»

Цель: познакомиться, запомнить имена друг друга, создать комфортную обстановку.

Оборудование: клеящиеся стикеры и карандаши для каждого из родителей.

Участники встают в круг. Один из родителей произносит имя, которым его называли в детстве. Следующий участник повторяет имя предыдущего и называет свое. Третий участник повторяет имя двух предыдущих и добавляет свое имя и т.д.

Упражнение «Мой малыш»

Цель: дать возможность родителям похвалить своих детей, создать дружескую атмосферу, положительно настроить их на совместную работу.

Оборудование: карандаши и бумага на каждого из родителей.

Предложить родителям написать имя своего ребенка вертикально: сверху вниз, а напротив каждой буквы записать качество, особую черту ребенка, начинающуюся с этой буквы. После каждого рассказа разместить листок с именем ребенка на магнитной доске под названием «Будущие школьники».

А - активный, артистический ...

Р - умный, подвижный ...

Т - творческий ...

Е - эмоциональный, энергичный ...

М - милый, малыш ...

Что же такое психологическая готовность к обучению в школе? Это комплекс знаний, умений, навыков и моделей поведения, которые позволяют ребенку преуспевать во всех аспектах школьной жизни.

Иногда родители думают, что школьная готовность означает только умение читать, писать и считать, но это не так! В это комплексное понятие входит:

- Социальный навык – умение ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми, владеть нормами поведения в обществе, умение организовывать как самостоятельную, так и групповую, деятельность.

- Эмоциональная зрелость – умение управлять своими эмоциями, концентрироваться на поставленных задачах, следовать указаниям и инструкциями учителя, справляться со стрессовыми ситуациями, понимать правила поведения.

- Коммуникативный навык – умение слушать и слышать окружающих, правильно формулировать и доносить свои мысли и потребности.

- Когнитивная зрелость – гармоничное развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

- Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма, необходимый уровень развития двигательных навыков, мелкой моторики (например, умение держать карандаш и перелистывать страницы книги) и физической координации (например, умение бегать, прыгать, лазать и играть с мячом).

- Независимость – основные навыки управления своим потребностями без помощи взрослого, например, самостоятельный поход в туалет, умение одеваться, самостоятельный прием пищи, умение нести ответственность за свои вещи и так далее.

Известно, каким тяжелым является для многих детей переход к школьному обучению. Поступление в школу - новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Присущая дошкольникам беспечность, погружение в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Как же помочь ребенку успешно встретиться с этими изменениями в жизни? Какова роль семьи в этот период жизни ребенка? Об этом мы сегодня и поговорим.

Сегодня не менее серьезно нужно говорить не только о готовности ребенка к школе, но и о подготовленности родителей к этому событию в жизни ребенка. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только в одних он длится месяц, у других - три месяца, а у третьих - растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Процесс адаптации отслеживаться психологами и педагогами в школе. Но никто лучше Вас, родителей, не заметит изменения в настроении ребенка. Именно от вас во многом зависит, насколько успешно ребенок адаптируется в первые школьные дни, будет ли школа для него тем местом, где интересно и весело. Это действительно серьезное испытание для родителей - испытание жизненной стойкости, доброты, чуткости.

Далее мы с вами коснемся еще одной важной темы, но сначала давайте проведем эксперимент.

Упражнение «Разные взгляды»

Цель: продемонстрировать влияние различных установок на человека.

Оборудование: два одинаковых портрета мужчины.

2-3 родителям предлагают выйти из кабинета. Дают фотографию человека, предварительно сообщив, что это - фото вора. Предлагают описать этого человека. В это время всей группе участников показывают то же фото, говоря, что это известный детский врач.

Когда через несколько минут все собираются вместе, каждая группа описывает человека с фотографии (характер, поведение, манеру общения), не называя, кто он. Описания будут противоположными.

О чем свидетельствует приведенный эксперимент? Вывод очевиден: на описание людей повлияла установка.

Мы живем в обществе, поэтому так или иначе прислушиваемся к словам других. Установка влияет на наши представления о себе и окружающих, о плохом и хорошем. И вся жизнь человека проходит под влиянием установки. Некоторые установки мы делаем себе сами, другие нам делают родители, учителя, друзья. Установки имеют на нас сильное влияние.

В детстве человек похож на открытую чистую книгу - что в нее запишут, то она и сохранит на своих страницах жизни.

Родительская установка — это сложное взаимодействие советов, рекомендаций, жизненных принципов родителей. То есть все те предупреждения или положительные отзывы, которые мы слышим от взрослых в течение жизни, являются частью нашего жизненного сценария, все эти фразы сделают из нас победителей или неудачников. Победитель - это человек, который может справиться с жизненными неурядицами и выдерживает все, что попадается ему на пути к цели. Неудачника же сломают первые серьезные испытания. Конечно, приятнее быть победителем, чем неудачником. Это зависит от самого ребенка: насколько он уверен в себе, сильная ли у него воля. Но в основе всех его действий будет родительская установка. Следите за своими установками в отношении ребенка, его обучения и возможностей.

Опросник для родителей по готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать, одним словом, "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Результаты

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Упражнение «Цветок»

Цель: наглядно показать родителям, что все дети разные. Завершение семинара.

Оборудование: шаблон цветков (одинаковых по размеру и форме), фломастеры.

Родителям предлагается взять шаблон цветка и раскрасить его на свой вкус. Затем обратить внимание, что все цветы были одинаковыми по форме, цвету и размеру, но после взаимодействия с каждым из родителей все цветы стали разными.

При одинаковых условиях все мы делаем все по-разному. Отсюда правило: никогда не сравнивайте своего ребенка с другими! Нет кого-то лучше или хуже, есть другое, уникальное и непохожее ни на кого!

На этом наша сегодняшняя встреча подходит к концу!

Любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, чувствам и желаниям.

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

В завершении нашей сегодняшней встрече мне бы хотелось раздать вам «Памятки родителям будущего первоклассника» с некоторыми советами, которые могут вам пригодиться.

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

В статье представлен объем работы и рекомендации по речевому развитию дошкольников с нарушением интеллекта, которые помогут в подготовке детей к школьному обучению. Теоретическую основу статьи составл...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семинар практикум для родителей "Волевая готовность детей к обучению в школе"

Данная разработка предназначена для педагогов дошкольных учреждений. Семинар-практикум проводится совместно с детьми. это позволит родителям увидеть уровеннь сформированности у детей произвольность де...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Консультация для родителей «Готовность ребенка к обучению в школе и что должен знать ребенок перед школой»

Консультация для родителей«Готовность ребенка к обучению в школеи что должен знать ребенок перед школой»Воспитатель: Коробченко Г.Г.   Цель: познакомить родителей с основными асп...

семинар - практикум для родителей "Как подготовить ребенка к обучению в школе"

Практический материал, помогающий формированию у родителей представлений  о процессе подготовки ребенка к обучению в школе....