Внимание человека, что это?
консультация по коррекционной педагогике

Внимание — это способность сконцентрироваться на одном конкретном объекте для его познания или изучения. Внимание направлено на то, чтобы помочь человеку максимально успешно ориентироваться в окружающем мире.  В данной статье предлагается подборка игр для развития зрительного, слухового и моторно-двигательного внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Внимание человека, что это?

Внимание — это способность сконцентрироваться на одном конкретном объекте для его познания или изучения. Внимание направлено на то, чтобы помочь человеку максимально успешно ориентироваться в окружающем мире.

Виды внимания:

Внимание человека бывает двух видов: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное еще называют пассивным, а произвольное — активным.

Непроизвольное внимание возникает само собой, и не зависит от воли человека. То есть, для того, чтобы оно случилось, никаких усилий человеку прикладывать не нужно.

А вот произвольным видом внимания управляет сам человек — по своей собственной воле и желанию. Он может сконцентрировать внимание, например, на том материале, который ему необходимо освоить для учебы.

Рассеянность

Следует иметь в виду, что ни одно действие не может протекать эффективно, а в некоторых случаях и безопасно, без достаточной доли внимания. Часто так бывает, что вроде бы все слышали и видели, но ничего не усвоили и не запомнили. Также при полной концентрации на чем-то одном — своих мыслях, к примеру, человек может совершенно не замечать того, что делается у него перед носом.

Учеными-психологами давно изучается такое свойство внимания, как рассеянность. При наличии рассеянного внимания человек не может сконцентрироваться на чем-то одном, его постоянно «уносит» мысленно, он отвлекается.

Многие дошкольники и школьники, особенно в младших классах, страдают от своей рассеянности. Большинство детей со временем, натренируют процессы своего внимания и будут способны воспринимать объяснения учителя и выполнять свои задания достаточно эффективно. Но некоторые так и не смогут преодолеть этот барьер рассеянности. Как правило, у детей, чье внимание рассеянно — низкая успеваемость и неважные перспективы, поскольку любая сколько-нибудь ответственная работа требует концентрации. Поэтому начинать тренировать внимание нужно как можно раньше, с дошкольного возраста.

Внимание человека в психологии давно научились тренировать. В дошкольной педагогике для этого рекомендуют использовать игры.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

  1. Лото.
  2. Домино.
  3. Исключение лишнего.

Предлагается карточка с изображением 4 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

  1. Найди два одинаковых предмета.

Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

  1. Найди отличия.

Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.

  1. Выкладывание узора из мозаики или палочек
  2. Нанизывание бусинок с соблюдением заданной последовательности.
  3. Срисовывание картинки по клеточкам.

Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

  1. Лабиринт.

Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.

  1. Назови предмет.

Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

  1. Дорисуй.

Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.

  1. Зачеркни.

Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

  1. Корректор.

Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

  1. Разведчики.

Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

  1. Что звучало?

Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.

  1. Послушай и воспроизведи.

Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

  1. Кто летает?

Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает «летает» и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

  1. Съедобное – несъедобное.

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

  1. Ухо – нос.

Ребенок слушает команду: «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» – дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.

  1. Запрещённое движение.

Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

Источники:

1.

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»

"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...

Семинар-практикум "Внимание! Внимание! Внимание!"

В рамках психолого-педагогического проекта"РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ" на тему "Общение без проблем" мы с коллегой провели семинар для педагогов и родителей " Внимание! Внимание! Внимание!" На этом семинаре пе...

Важность родительского внимания в воспитании ребёнка! Что означает быть внимательным? Очень просто, - это означает уделять внимание. Не правда ли? Но смысл, кроющийся за словами "уделять внимание", на самом деле гораздо глубже, чем вы можете себе это пред

Как важно быть внимательным родителем для своего ребенка? Что означает быть внимательным? Очень просто, - это означает уделять внимание. Не правда ли? Но смысл, кроющийся за словами "уделять вним...

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»....

Конспект открытого познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»

Конспект открытого познавательного занятия в подготовительной группе.«Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»подготовительная к школе групп...