Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Цель: формирование эмоционально-волевой сферы, развитие социально-коммуникативного общения, тактильно-двигательного, зрительного и слухового восприятия обучающихся старшего дошкольного возраста посредством использования элементов песочной терапии, цветотерапии, музыкотерапии в коммуникативной, игровой, изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_tsvetoterapiya.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Тема: «В гостях у Песочной Феи»

Педагог-психолог: Щербинина Е.А., МБДОУ «Детский сад № 7» г. Усолье-Сибирское

Дата проведения: 12.04.2023

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.

Культурная практика (вид деятельности): коммуникативная, игровая, изобразительная

Формы образовательной деятельности: организованная образовательная деятельность

Цель: формирование эмоционально-волевой сферы, развитие социально-коммуникативного общения, тактильно-двигательного, зрительного и слухового восприятия обучающихся старшего дошкольного возраста посредством использования элементов песочной терапии, цветотерапии, музыкотерапии в коммуникативной, игровой, изобразительной деятельности.

Задачи: 

- формирование коммуникативных навыков;

- способствовать снижению физического и психоэмоционального напряжения;

- развивать творческое воображение,

- развивать мелкую моторику рук, зрительное, слуховое,  тактильно-двигательное восприятие;

- актуализация эмоций, умения получать удовольствие от процесса и результатов своей деятельности;

- создать условия для реализации познавательной и социальной активности детей;

- закрепить правила обращения с песком.  

- использование расслабляющих упражнений с использованием цветотерапии, песочной терапии, музыкотерапии, ароматерапии.      

Оборудование: Песочница; подушки по количеству детей; ширма-замок; кукла – Песочная фея; аромалампа; кисточки, пульверизаторы; шапочки – цветы; «волшебный» фотоаппарат; картон, клей; цветной песок; музыкальная колонка.

Набор игрового материала:

  • коробочки с бросовым материалом: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, бусины и др;
  • различные здания, постройки;
  • мелкие игрушки – сказочные герои;
  • животные (дикие, морские, домашние).

Содержание:

Этап

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Предполагаемые результаты

Мотивационный

Звучит спокойная, тихая музыка.

Психолог здоровается с детьми, спрашивает: «Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться.

  Психолог предлагает попасть в сказку и познакомиться с Песочной феей.

Дети заинтересованы, вступают в беседу с педагогом

Привлечение внимания детей, мотивация, интерес к совместной деятельности.

Проблемно-ориентированный

Психолог говорит, чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Спрашивает: «Может быть, кто-то из вас знает волшебные слова из сказок? Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:

«Песочная фея нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

Сердце свое для добра распахни!»

Музыкальное сопровождение: Чайковский П.И. Балет «Щелкунчик» «Танец феи Драже».

(Использование метода музыкотерапии для снятия физического и эмоционального напряжения, формирование устойчивого бодрого настроения и здорового эмоционального возбуждения).

 - Давайте еще раз дружно повторим эти волшебные слова…

Дети предлагают варианты ответов

Настрой на позитивный лад.

Снятие психоэмоционального напряжения

Информационный

- Вот мы и очутились в сказочной стране. (Психолог показывает на ширму - замок рукой). Посмотрите, какой прекрасный замок у Песочной феи. Психолог с детьми подходит к ширме. 

 Психолог:  «Ребята,  помогите мне открыть двери.

Дверца в замок отворись!

Фея счастья появись!»

Психолог: Давайте я спрошу у феи, почему она такая грустная?

Педагог делает вид, будто фея говорит ему что-то  на ухо, при этом меняет свое выражение лица: удивленное, озадаченное…

  Фея рассказала мне, что во Вселенной была песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами.

  Жители этой страны были очень счастливы, потому-то им никто ничего не запрещал. Они могли, есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать.

  Но однажды злой волшебник уничтожил все в песочной стране. И стала песочная страна темной и безжизненной.

Психолог: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь фее вернуть красоту в ее страну?... Спасибо, что  вы согласились помочь фее. Нам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба.

Песочная фея подарила лампу, которая озарит нам дорогу в песочную страну. Педагог включает аромолампу с запахом зеленого яблока, включает фонограмму со спокойной музыкой. (Использование метода ароматерапии: аромалампа с запахом зеленого яблока – тонизирование и освежение организма, восстановление сил и поднятие настроения, благотворное влияние на эмоциональное состояние человека). 

  Давайте крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова: «Лампа ты, гори-гори, путь дорогу укажи!»

  Психолог с лампой вместе с детьми подходит к коробке с песком.

А вот и песочная страна, где живут друзья Песочной феи. Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить.

Дети рассаживаются на стульчики.

Дети открывают ширму, психолог берет куклу - Песочную фею

Внимательно слушают

Слушают музыку

Произносят слова

формирование коммуникативных навыков

Практический

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?.. (сухой, шершавый, мягкий).

Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!». Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?.. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.

А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

Вы слышите, как он смеется?...

Давайте его погладим между ладонями. Возьмите за руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Психолог: Злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Мы как маленькие должны помочь выйти им оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами отвернемся, возьмем друг друга за руки, крепко закроем глаза и произнесем заклинание. Когда дети отворачиваются, педагог прячет в песке мелкие игрушки.

Психолог предлагает детям взять кисточки. Я вам предлагаю аккуратно кисточкой раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны и вызволить наших друзей из темницы.

Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ.

Упражнение «Песочный дождик»

Психолог: Ребята, нам нужно оживить песок. А что нужно всему живому (растениям, птицам, животным, людям) для жизни? Конечно, вода. Нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовем дождик, который поможет нам все оживить, ведь у дождика все капли – волшебные.

Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Берите их и начинайте поливать песок:

«Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей. Для лесов, для полей

И для маленьких детей.

И для мам, и для пап. Кап – кап! Кап – кап!»

Психолог: Вы чудо помощники! Песок вам очень благодарен. Но ведь злого волшебника, который заколдовал песочную страну мы так и не прогнали и не победили!

Упражнение «Победитель злости»

Музыкальное сопровождение:  Э.Григ «В пещере горного короля». (Метод игротерапии: снятие негативных эмоций и физической агрессии)

Психолог: Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник? (злой, не хороший).

Это «шар-злюка». Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого волшебника, не забывая про волшебные слова:  «Прогоняем злость, приглашаем радость».

Теперь медленно выровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника?

  Я вас поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость!

Упражнение «Узоры на песке»

Психолог: посмотрите, в нашей Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо вернуть красоту этому маленькому миру.

Вы любите рисовать? Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами, руками. Давайте нарисуем красивые узоры на песке, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотрите, какие узоры на песке можно нарисовать. Педагог рисует простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки) Придумайте свой узор, рисунок.

  Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?

Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н.Королевой «Маленькая страна»).

Посмотрите, что мы с вами расколдовали еще. Педагог из-за ширмы выносит коробочки с растениями (деревьями, цветами); различными зданиями, постройками; животными.

  Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники!

Психолог: У Песочной феи есть друг: Фотик. Педагог выносит из- за ширмы-замка фотоаппарат. Это фотоаппарат, но он не простой, волшебный. Давайте пойдем и посмотрим, что для нас приготовила Песочная фея. Педагог достает из фотоаппарата цветной картон, цветной песок. Что это такое? Картинки цветные. Выберете, какая вам больше нравится. А здесь еще что- то есть… Да это цветной песок!

         Давайте по контуру обведем клеем рисунок, чтобы у вас получилась белая дорожка. Внимательно ведем клеем только по нарисованным линиям. Теперь откроем коробочку, достанем цветной песок и засыплем им весь лист. Давайте скажем: «Крибле – крабле – бумс!». Ссыпайте песок с картинки и посмотрите что у вас получилось! Да, это веселые жители песочной страны. Посмотрите как они вам улыбаются.

Жители песочной страны очень хотят с вами подружиться, они любят вас и цветы и приглашают вас поиграть на сказочную поляну. Педагог предлагает детям выйти на ковер. Посмотрите, какие красивые цветочные шапочки. Давайте наденем эти шапочки и превратимся  в красивые цветы. Я вас приглашаю поиграть с солнечным зайчиком.

Дети различными способами дотрагиваются до песка.

Выполняют действия согласно инструкции педагога

Выполняют действия согласно инструкции педагога 

Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.

Каждому ребенку выдается пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок.

Дети по примеру взрослого делают из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот)

Дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар.

Рисуют узоры на песке и украшают бусинами

Дети расставляют предметы на песке.

Дети подходят к столам 

Дети рассаживаются за столы. 

Дети одевают шапочки в виде цветов. 

Развитие мелкой моторики рук.

Снятие психоэмоционального напряжения

Развитие воображения, тактильного и кинетического восприятия

снятие негативных эмоций и физической агрессии

Развитие творческого воображения

Рефлексивный

Игра – релаксация «Солнечный зайчик»

Звучит спокойная музыка.

(Метод психогимнастики: расслабление мышц лица, рук и ног, физическое и эмоционально расслабление и успокоение).

 Психолог: Сядьте удобно, повернитесь друг к другу лицом.

  На сказочной лужайке в солнечный день, где распустилось  много цветов…. Солнышко согревало головки цветочков, грели листочки в его лучах. Дети вытягивают ладони. Педагог их поглаживает. Вдруг на полянке появился солнечный зайчик. Он очень любит играть с цветами.

Психолог: Теперь мои цветочки, представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу,  на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Вот он прыгнул вам на голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

А теперь соедините ладошки, вы чувствуйте, как от него согреваются ваши пальчики?.. Посмотрите. Он сидит на плече у ......(имя ребенка) ! Погладьте его и там.

Цветочки потянулись к солнышку, улыбнулись и встали.

Песочная фея и ее друзья благодарят вас за то, что вы помогли спасти страну от злого волшебника. Мы возьмем с вами фотографии жителей с собой, чтобы мы вспоминали о нашем сказочном путешествии.

Ну, а нам пришла пора прощаться с нашими чудесными песочными друзьями и возвращаться обратно в группу. С каким настроением вы пойдете? Я думаю, что мы с вами обязательно встретимся, так как сказок на свете много разных.

  До свидания!

Звучит музыка Ш. Каллош «В каждом маленьком ребенке» из м/ф «Обезьянки, вперед!»

Дети выходят на ковер, располагаются на подушках.

Дети выполняют действия согласно инструкции

Формирование навыков элементарной релаксации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста: "Пустыня и её обитатели"

Данная технологическая карта может быть использована для проведения игрового занятия познавательного цикла с детьми старшего возраста (5-6 лет), в ходе которого ребята побывают на виртуальной экскурси...

Конспект (Технологическая карта) по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста

В данном ООД дети знакомятся с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная), тканью в процессе выполнения с ними различных действий (сминание, разрывание, скручивание). А также знако...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...