Тайна моего имени
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ооржак Анжелика Эрес-ооловна

Тема «Тайна моего имени»

Цель: формирование положительного отношения к именам, осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности, эмоционального комфорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_tayna_moego_imeni.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №35 города Кызыла Республики Тыва»

Организованная образовательная деятельность

«Тайна моего имени»

Педагог-психолог:

Ооржак А.Э.

Кызыл

Цель: формирование положительного отношения к именам, осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности, эмоционального комфорта

Задачи: 

Образовательные:

  • познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием;
  • способствовать  гармонизации осознания ребенком своего имени;
  • познакомить с историей возникновения имен;
  • пополнить знания детей о народных традиция, праздниках (именинах)

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к своему имени; 
  • развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
  • развивать творческие способности и воображение  в процессе игрового общения

Воспитательные:

  • прививать моральные, эстетические и духовные ценности, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность;
  • прививать любовь к своему имени и к имени окружающих;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Ресурсное обеспечение: мультимедийное оборудование и интерактивные средства; аудиозаписи «Звуки леса» и «Звуки моря»; списки толкований наиболее распространенных имен мальчиков и девочек; мяч; альбомы; цветные карандаши; клубочек; ленты; кукла-перчатка Сократ

Ход организованной образовательной деятельности

“ Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он засушенный цветок”.

В.А.Сухомлинский

Звучит музыка /Дети входят в зал/

  1. Орг. момент  

Педагог-психолог

- «Придумано кем – то
Просто и мудро -
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится 
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!»

Педагог-психолог

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите,  к нам в гости пришел Сократ.

Сократ - это древнегреческое имя, которое означает «сохраняющий власть». Мальчик с серьезным именем Сократ растет забиякой и сорванцом. Но всегда отстаивает справедливость, заступается  за обиженных.

Педагог-психолог

- Ребята, послушайте загадку. Как вы думаете, о чем она?

«…Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет;

Никто ни у кого его не видел,

А у каждого оно есть:          

И у мамы есть, и у папы есть,

И у дочки есть, и у внучки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух сказать…»

 Что это?

(Дети: Имя)

Педагог-психолог

-Как вы думаете, как появились имена?

-Это произошло случайно? (Ответы детей)

-Из книжек мы можем узнать историю возникновения имен, о том, что имена появились не случайно; имя человека возникло очень давно; древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

- Если я спрошу: “Тебе здесь нравится?”, вы поймете к кому я обратилась?

- А если я спрошу: “Настя, тебе здесь нравится?”

- Верно, Настя сразу поймёт, что нам важно именно ее мнение.

- Как вы думаете, как раньше давали имя человеку? (Ответы детей)

Педагог-психолог

-  А теперь садитесь удобнее, я и Сократ расскажем вам интересную историю: В далекие времена люди, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена – клички. «Зоркий глаз», «Храбрец», «Доброе сердце», «Быстроногий олень», «Весельчак», «Следопыт». Как вы думаете, почему они давали такие имена? /ответы детей/

Педагог-психолог

- Правильно, называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен был подтверждать в течение всей жизни. - По мере того как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали короче, так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали задолго до рождения ребенка. И назвать мальчика или девочку могли теперь в честь деда или бабушки.

  1. Основная часть

Игровое задание 1. «Чтение стихотворения»  /Сидя за столами/

Педагог-психолог

- Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки? Конечно же, собственное имя.
- Интересно, что означают ваши имена? Знаете ли вы, когда ваши именины? /Ответы детей/

-  А теперь я предлагаю вам послушать стихотворение об одном имени:

«Дарья»

Девочку назвали Дарья.

  Дедушка просил об этом,

                                              Бабушка того хотела.

                                              Молодая мать сияла:

- Дайте Дашеньку скорее!

Молодой отец сердился,

       Целый день ходил не в духе:

- Дарья! Что это за имя?

Дарья – это дар природы,

                                             Теща зятя устыжала.

   Потихоньку зять сдавался,

     Сам улыбку в фикус прятал,

  Потому что тесть заметил,

Что у Даши нос папаши.

- Но часто родители, выбирая имя, стараются, чтобы оно было красивым и говорило о том, каким они бы хотели бы видеть ребенка, ведь каждое имя и сегодня что-то означает.

Педагог-психолог

«Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна»

Педагог-психолог

- Имена были всегда, смешные и серьезные, жутковатые и такие, произнося которые язык сломать можно. Имена давались, например:

  • По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая) 
  • По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок) 
  • По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой) 
  • По явлениям природы (Метелица, Знойник, Снегурочка)
  • По событиям (Вилена, Электростанция, Гэсса)

- Традиций, связанных с присвоением имени ребенку, столько, сколько народов и времен.

- Имя. Самое лучшее имя для желанного сына или дочки – оно должно было содержать напутствие к жизненному пути, должно было быть ласкающим или жестким, дарить здоровье и мудрость.

- Вот и ваши имена тоже что-то означают:

Антон (древнеримское имя Антоний), т.е. «вступающий в бой».

Как правило, это очаровательный ребенок. Обаятелен, располагает к себе людей. Характером обычно похож на мать, но крепко держится отца. Очень работоспособен. Трудолюбив.

Даниил (древнееврейское), означает «Божий суд».

Спокойный и улыбчивый ребенок. Даниилы похожи на мать, отзывчивы, добры, но с хитринкой. Любят играть в футбол, увлекаются борьбой.

Евгений (древнегреческое), означает «благородный»

Поражает всех своей смекалкой. Большой фантазер. Трудолюбив, дружит со многими, его уважают за доброту и щедрость.

Анастасия (древнегреческое), означает «воскресение» (возвращенная к жизни).  Девочка с таким именем красивая, умная, нежная. Ее все любят, она никогда не будет ни злобной, ни мстительной. Очень мечтательна, любит детские сказки, у нее хорошо развито воображение.

Дарья (древнеперсидское), означает «сильная, побеждающая».

Смышленая и несколько импульсивная, не любит одиночества, любительница шумных, веселых игр.

Мария (древнееврейское), означает «горькая», «любимая», «упрямая».

Добрая, нежная, спокойная девочка. Ее просто обидеть, тем не менее, в ней достаточно твердости и достоинства, чтобы постоять за себя. Она бывает своенравна, любит делать то, что ей нравится.

Игровое задание 2.  «Игра «Имя растет» /с клубочком/

Педагог-психолог

- Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы малы и имя у вас маленькое (например, Юля, Женя). Это неполное имя. Когда вы подрастете и пойдете в школу, ваше имя тоже подрастет и станет полным (например, Юлия, Евгений).

- Сейчас, передавая друг другу клубочек, вы будете называть свое неполное  имя и полное. /Дети выполняют задание/

- А когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени-отчеству. Вспомните, как зовут ваших пап. У нас, на нашей родине, то есть Отечестве, принято к своему имени добавлять имя папы, отца. Раз отец – значит отчество – отечество. Имя папы дополняется частичкой («-овна»), («-евна»), («-ович»), («-евич»).

- Вот так: если папу зовут Николай, то ребенок получает отчество Николаевна или Николаевич.

- А какое у вас будет полное имя-отчество?

Игровое задание 3. «Игра «Цветок – имя»

Педагог-психолог

- А сейчас мы все вместе отправимся на чудесную полянку. Чтобы лучше представить ее себе, закройте глаза. Почувствуйте запахи летнего дня. А теперь попробуйте представить себе цветок, который вы бы могли назвать своим именем. Какой он? Нарисуйте его. /Дети рисуют сидя за столами/

Игровое задание 4. «Игра «Имя шепчут волны»

Педагог-психолог

- А теперь я хочу вас пригласить на берег моря. Закройте глаза. Представьте, что вы сидите на теплом песке, на который набегают теплые волны. Сделайте глубокий вдох (через нос), затем выдох (через рот). Откройте глаза. Волны хотят заговорить с вами, волны шепчут имя каждого из вас. Попробуйте услышать сначала про себя, как зовут вас волны. Произнесите по очереди это имя вслух.

Игровое задание 5. «Рисунок «Ромашка с именем»

Педагог-психолог

- Вы хорошо потрудились сегодня, узнали много нового о своих именах, все это пригодится вам. А теперь на ромашке с большими лепестками  нарисуйте свои пожелания друг другу и подпишите свое имя.

3. Заключительная часть

- Подведение итогов занятия

- Рефлексия  - Что делали на занятии? Что понравилось на занятии? Что вызвало затруднение? Что интересного для себя узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект с детьми средней группы "Тайна моего имени".

Проект с детьми "Тайна моего имени"....

"Тайна моего имени"

Это занятие способствует гармонизации осознания ребёнком своего имени...

"Тайна моего имени"

Это занятие спсобствует гармонизации осознания ребёнком совего имени...

Проект "Тайна моего имени"

Актуальность: Осознание своей индивидуальности и уникальности у детей начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему имен...

Проект «Тайна моего имени»

«Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Д. Карнеги.Продолжительность проекта: 1 месяц.Тип проекта: социально – исследовательский.Участники: воспитатели,...

Проект "Тайна моего имени"

художественно-творческий проек подготовительная группа...