КУКЛОТЕРАПИЯ. РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
консультация по коррекционной педагогике

В последние годы педагогика и психология все активнее применяют игровые методы, осознавая мощное влияние игры на детскую психику. В неформальной обстановке игры дошкольники усваивают знания и умения, в то время как незаметно для себя корректируют свое поведение и преодолевают психологические трудности.
Особое значение в психологическом развитии детей имеют куклы, которые стали символом детства и детской культуры. Куклы способствуют эмоциональному и нравственному развитию детей. Через свои куклы дети переживают события своей и чужой жизни, выражая свои эмоции и моральные установки, и таким образом воспринимая и понимая мир. Кукла или мягкая игрушка становятся заменителем реального друга, который всегда понимает и не хранит зла. Поэтому большинство детей испытывает потребность в такой игрушке, а некоторые сохраняют ее даже в подростковом возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya._razvitie_empatiynyh_perezhivaniy.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

В последние годы педагогика и психология все активнее применяют игровые методы, осознавая мощное влияние игры на детскую психику. В неформальной обстановке игры дошкольники усваивают знания и умения, в то время как незаметно для себя корректируют свое поведение и преодолевают психологические трудности.

Особое значение в психологическом развитии детей имеют куклы, которые стали символом детства и детской культуры. Куклы способствуют эмоциональному и нравственному развитию детей. Через свои куклы дети переживают события своей и чужой жизни, выражая свои эмоции и моральные установки, и таким образом воспринимая и понимая мир. Кукла или мягкая игрушка становятся заменителем реального друга, который всегда понимает и не хранит зла. Поэтому большинство детей испытывает потребность в такой игрушке, а некоторые сохраняют ее даже в подростковом возрасте.

Роль куклы заключается в создании диалога, где заменяется реальный контакт с человеком на опосредованный контакт. Такой подход видит важность эмоциональных контактов для детей и показывает, как велика роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

Существует отдельное направление в арт-терапии, называемое куклотерапией. Этот метод основан на идентификации ребенка с его любимым героем из мультфильмов, сказок или любимой игрушкой и основывается на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Кукла используется в качестве основного инструмента коррекционного воздействия, как промежуточный объект взаимодействия между ребенком и взрослым. В процессе игры ребенок активно проецирует свой опыт и восприятие реального мира в специфическую игровую ситуацию.

Куклотерапия выполняет следующие функции:
- коммуникативная – установление эмоционального контакта и объединение детей в коллектив;
- релаксационная – снятие эмоционального напряжения;
- развивающая – развитие памяти, внимания, восприятия и других психических процессов;
- обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

В куклотерапии используются различные виды кукол, такие как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.

Пальчиковые куклы – это простая версия кукол, которые могут делаться из шариков от пинг-понга, на которых изображены различные выражения лиц. Они также могут изготавливаться из бумажных цилиндров. Создание такой куклы занимает всего несколько минут и может использоваться с целью быстрой диагностики эмоционального состояния и настроения.

Куклы-марионетки являются куклами на ниточках. Голова и суставы куклы крепятся петлями и вешаются на ниточки, которые управляют движениями куклы. Они могут изображать животных или людей разного возраста и пола. Простейшая марионетка может быть изготовлена из платка, который обвязывается шнуром и управляется ребенком.

Перчаточные куклы имеют твердую голову и костюм, приклеенный к ней. Голову управляет указательный палец, а руками двигают большой и средний пальцы. Эти куклы могут проявлять разнообразные движения и жесты, выражать эмоции и взаимодействовать с окружающим миром. Они часто используются в детских кукольных театрах и различных инсценировках.

Плоскостные куклы двигаются в одной плоскости. Они изготавливаются из плотного картона или тонкой фанеры. Руки куклы обычно подвижные и держатся на шарнирах или кнопках. Такие куклы используются для работы с детьми, у которых есть проблемы в общении, поведении и нарушении образа "Я". У таких кукол может быть набор сменных выражений лица, соответствующих различным эмоциональным состояниям.

Веревочные куклы многозначительны и эффективны . Они просты в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Для ребенка дошкольного возраста наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с детьми – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Куклотерапию можно активно использовать не только на занятиях психолога, но и дома.

Особенно эффективно играть с ребенком перчаточными куклами - бибабо. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. С помощью куклы – бибабо можно варьировать требования к речи и поведению детей, например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой – бибабо.

При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление, одевание также можно использовать куклы бибабо и мягкие игрушки (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т. п.). Куклы не только привлекают внимание детей, но и вполне могут помочь в воспитании культуры поведения и формировании гигиенических навыков. Так, например, можно разыграть вечером небольшой спектакль (если ваш ребенок не хочет чистить зубки) : к нам в гости пришел волчонок или лисенок, он никогда не чистил зубки, они могут у него заболеть, давай покажем ему как это делается, и он вместе с тобой почистит зубки. Или он хочет посмотреть, как правильно нужно мыть руки. Покажи лисенку, как ты умеешь правильно мыть руки и вытирать их полотенцем.

  Игрушки-персонажи для детей дошкольного возраста занимают важное место, особенно куклы. Кукла – совсем не обычный предмет. В дошкольном возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для малыша. Для этого разговаривать с детьми нужно от имени куклы, радоваться или плакать кукольным голосом, просить детей о помощи и пр. Так, можно разыграть с ребенком различные жизненные ситуации, напоминающие его собственные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников

Цикл развивающей деятельности психолога с детьми                       «Куклотерапия», к...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ВОСПРИЯТИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ И СОЧИНЕНИЯ СКАЗКИ

Рекомендации по использованию сказки  педагогами дошкольного учреждения....

Методические разработки по внедрению педагогических условий, направленные на развитие у детей 5-7 лет всех групп коммуникативных умений ( вербальные, эмпатийные, организационные) в театрализованной деятельности.

В данном материале приведена последовательность внедрения в практику работы с детьми педагогических условий, направленные на развитие у детей коммуникативных умений  в театрализованной деяте...

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17     Технология куклотерапии. Отчет по использованию  технологии к...

Литературный материал эмпатийного содержания.

Вниманию воспитателей и родителей представлена картотека художественной литературы эмпатийного содержания....

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратит...