Главные вкладки

    Методические разработки по внедрению педагогических условий, направленные на развитие у детей 5-7 лет всех групп коммуникативных умений ( вербальные, эмпатийные, организационные) в театрализованной деятельности.
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    В данном материале приведена последовательность внедрения в практику работы с детьми педагогических условий, направленные на развитие у детей коммуникативных умений  в театрализованной деятельности. Приведена подборка игр, и мероприятий направленных на реализацию этой задачи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Методические разработки 80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические разработки по внедрению педагогических условий, направленные на развитие у детей 5-7 лет всех групп коммуникативных умений ( вербальные, эмпатийные, организационные)  в театрализованной деятельности.

    Цель: Разработать и апробировать педагогические условия, направленные на развитие у детей 5-7 лет всех групп коммуникативных умений ( вербальные, эмпатийные, организационные)  в театрализованной деятельности.

    Задачи:

    1.        Воспитать положительное отношение детей к совместной  театрализованной  игре.

    2.        Развить у детей группы  коммуникативные умения вербального, эмпатийного, организационного характера.

    3.         Способствовать освоению разных  позиции (декораторов, актёров, режиссеров, костюмеров) в специально организованной театрализованной деятельности.

    4.        Способствовать сплочению коллектива группы в процессе подготовки, организации и анализа совместной театрализованной деятельности.

    Таблица 4

    Логика этапов

    Подготовительный этап

    Основной этап

    Практический

    Основная идея

    Объединение детей общей целью, формирование желания каждого ребёнка участвовать в театрализованной деятельности, развивать самостоятельность детей в её планировании.

    Обогащение опыта общения детей  за  счёт развития  коммуникативных умений,  оптимизация отношений между детьми, а также развитие умений, необходимых для участия в театрализованной деятельности.  

    Показ спектакля,  закрепление  представлений детей о коллективности театрального искусства.

    Цель: Развитие основных групп коммуникативных умений организационного, вербального и эмпатийного характера.

    Развивать связную монологическую речь; развивать диалогическую речь: учить формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; стимулировать и развивать речевое творчество детей; развивать умение участвовать в коллективных разговорах.

    К ранее названным дополняются навыки:

    Развитие умений учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника; способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

    К ранее названным дополняются навыки:

    Развитие умений пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами; понимать при восприятии художественной литературы и использовать в собственной речи средства языковой выразительности — метафоры, образные сравнения, олицетворения;

    развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

    Задачи:

    1.Воспитать положительное отношение детей к совместной  театрализованной  игре.

    Воспитание положительного отношения за счет знакомства с правилами театрализованной деятельности, за счет планирования и реализации театрализованной деятельности

    Воспитание положительного интереса к взаимодействию в малых группах(2-3 чел)

    В процессе театрализованной деятельности

    2.Углубление театрализованной деятельности, за счет освоения разных видов игры драматизации.

    Игра – имитация,

    игра - импровизация

    Ролевые диалоги, инсценировки

    Игра-драматизация, спектакль

    3. Способствовать освоению разных  позиции (декораторов, актёров, режиссеров, костюмеров) в специально организованной театрализованной деятельности.

    Акцент на выборе позиций: актер, декоратор, режиссер.

    Акцент на становлении позиций: актер, декоратор, режиссер.

    Применение позиций: актер, декоратор, режиссер.

    4.        Способствовать сплочению коллектива группы в процессе подготовки, организации и анализа совместной театрализованной деятельности.

    Совместное проектирование, замысел коллективной деятельности

    Совместное планирование достижение общей цели, совместный поиск оптимальных способов решения общей задачи.

    Реализация задуманного, постановка спектакля

    Ведущие методы

    Беседа, игра – имитация, игра - импровизация  

    Беседа, изготовление декораций, этюды, инсценировки

    Постановка спектакля

    Литературные тексты для игры драматизации

    Небольшие по объему тексты, включающие большое количество диалогов.

    Например:

    русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди»

    В.Сутеев «Кто сказал «мяу»?».

    Более сложные по содержанию и объему тесты.

    Например:

    Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»,

    П. Ершов «Конек-горбунок»,

    А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».

    Авторские произведения, сказки, повести

    Например:

    А.Н.Толстой «Золотой ключик»,

    С. Аксаков «Аленький цветочек»,

    В. Катаева «Цветик Семицветик»,

     А. Волков «Волшебник изумрудного города».

    Основной текст для реализации А.Н.Толстой «Золотой ключик»

    Методика работы включает III этапа.

    I этап – Подготовительный. Основная идея: объединение детей общей целью, формирование желания каждого ребёнка участвовать в театрализованной деятельности, развивать самостоятельность детей в её планировании.

    II этап – Обучающий. Основная идея: обогащение опыта общения детей  за  счёт развития  коммуникативных умений,  оптимизация отношений между детьми, а также развитие умений, необходимых для участия в театрализованной деятельности.

    III этап – Творческий. Основная идея: показ спектакля,  закрепление  представлений детей о коллективности театрального искусства.

    Раскроем сущность задач и содержание работы по всем четырем этапам.

    Первый этап.

    Цель первого этапа: объединение детей общей целью, формирование желания каждого ребёнка участвовать в театрализованной деятельности, развивать самостоятельность детей в её планировании.

    Задачи первого этапа:

    1. Повышать интерес детей к театрализованной деятельности.

    2. Развивать у детей взаимопонимания и повышения сплочённости группы, активизировать  умения вербального характера.

    3.  Стимулировать детей к проявлению  активности  при  выборе литературного сюжета  будущей постановки. Побуждать детей этой группы к использованию  коммуникативных умений организационного характера во время совместного планирования театрализованной деятельности, обсуждения её содержания.

    4. Стимулировать  малоактивных  и среднеактивных  детей в театрализованной деятельности  (группы, выявленные в ходе констатирующего эксперимента) к проявлению активности и  самостоятельности в выборе эпизодов сказки и их адаптации для постановки.

    Задание №1. Беседа.

    Цель: Развивать у детей взаимопонимания и повышения сплочённости группы, активизировать  умения вербального характера.

    Методика: Беседа состоит из 3 частей.

    1 часть. Совместное проектирование, замысел коллективной деятельности;

    Педагог предлагает детям расположиться на ковре полукругом, проводит беседу о театре,  эмоционально поощряет высказывания детей о  его посещении, привлекает внимание всех детей группы, задавая вопросы об интерьере театров, в которых бывали дети, о содержании спектакля. Также он просит каждого ребёнка высказаться о том, что ему больше всего понравилось в театре, а к чему он остался равнодушен. Затем педагог спрашивает детей, хотели бы они сами организовать в группе свой маленький театр, поставить спектакль по какой-нибудь сказке. При этом важно придать этой идее привлекательность, говоря о том,  что  можно будет пригласить  на спектакль зрителей. Зрителями могут быть дети из других групп, воспитатели, родители (люди, мнением и оценкой которых дети  дорожат). Воспитатель должен обязательно подчеркнуть, что осуществление  постановки спектакля возможно лишь совместными усилиями, тем самым он наводит детей на мысль о том, что разногласия и конфликты сильно помешают исполнению общего замысла.

    Далее воспитатель предлагает детям самим решить, по какой сказке они хотели бы поставить спектакль. Для этого он  распределяет  детей на подгруппы, учитывая при этом предпочтения детей, индивидуальные и поведенческие  особенности каждого ребёнка, развитие их коммуникативных умений, степень проявляемой  активности в самостоятельной театрализованной деятельности. Для более эффективной работы подгруппы  необходимо, чтобы в каждой   из них присутствовали дети с разной степенью активности.  Если между  детьми группы возникают конфликты из-за того, что они не могут договориться в выборе литературного произведения для постановки, воспитатель напоминает детям, что спектакль  может состояться только при условии  их совместных усилий, а для этого между детьми не должны возникать разногласия. Кроме этого, воспитатель может предложить детям различные варианты их решения, например, воспользоваться считалками, или проголосовать. С этой же целью можно предложить детям внутри подгруппы поиграть в следующую игру.   Названия сказок, по которым им хотелось бы поставить спектакль, нужно написать на одинаковых листочках бумаги, свернуть их и положить в какую-либо ёмкость и перемешать. Затем при помощи считалки выбрать ответственное лицо, которое вытянет бумажку с названием сказки и прочитает его вслух при торжественных аплодисментах.

    После того, когда дети каждой подгруппы выберут сказку, педагог предлагает детям  представить её так, чтобы  заинтересовать остальных детей в её постановке. Дети рассказывают, почему ими выбрана именно эта сказка, вместе с воспитателем  предполагают, что будет легко сделать, в чём могут возникнуть затруднения при её постановке.  Воспитатель проводит игры - имитации и игры – импровизации, дети пытаются в них изобразить героев будущего спектакля. Затем общим голосованием выбирается сказка, по которой будет поставлен спектакль.

    2 часть. Совместное планирование достижения общей цели;

    Педагог предлагает детям обсудить содержание предстоящей театрализованной деятельности. При этом он  следит, чтобы в обсуждении принимали участие все дети группы,  стимулирует активность в высказываниях, отмечает положительной оценкой, если эти дети при возникновении разногласий решают проблему путём договорённости. Также он постоянно напоминает, что только при положительных взаимоотношениях друг с другом можно организовать постановку спектакля. Далее педагог  подводит детей к планированию дел: что необходимо сделать сначала, а что потом, как это надо сделать, сколько времени потратить на каждый этап осуществления задуманного, как  будет осуществляться  контроль за тем, чтобы всё шло по намеченному плану.

    Дети могут предложить, например, два раза в неделю собираться на ковре, показывать уже отрепетированные сценки из спектакля, демонстрировать созданные декорации, костюмы. Далее будет следовать  совместное обсуждение деятельности каждого ребёнка, где по кругу каждый высказывает своё мнение о проделанной работе,  Здесь же возможна и совместная постановка новых задач. Что касается воспитателя, ему необходимо предложить детям  ввести «правило вежливости»  на таких собраниях.  Оно будет заключаться в следующем. Слушатели должны уважительно относиться к тем детям, которые выступают перед ними, не перебивать их  во время выступления. А выступающие должны   спокойно  воспринимать не только похвалу, но и  советы, критику в свой адрес, благодарить каждого высказавшегося.  На каждом собрании воспитатель будет назначать  нового  ведущего, который станет следить за правильной организацией собрания. За несоблюдение «правила вежливости» ведущий вправе предъявить нарушителю штрафной жетон.  Всех детей заранее предупреждают, что на последнем собрании будет подводиться итог, и дети, набравшие меньше всех жетонов, будут награждены медалями за вежливость. Если по итогам будут выявлены дети, у которых не окажется не одного жетона, им будет вручена грамота с  присвоением почётного звания  «Мастер вежливости нашей группы».

    3 часть. Совместный поиск оптимальных  способов решения общей задачи.

    1. На первой встрече воспитатель читает детям сказку, предлагает выделить характерные особенности её главных  персонажей, отношение к ним других героев сказки, поведение их в определённых ситуациях. Педагог следит, чтобы сюжет сказки был понятен каждому ребёнку. Для этого сказка делится на эпизоды по её главам,  к которым дети сами придумывают название  в зависимости от их содержания. Например, сказку А. Н. Толстого «Золотой ключик» можно разделить на такие главы: «Говорящее полено», «Встреча с говорящим сверчком», «Встреча Буратино с друзьями в кукольном театре» и т. д. Дети по очереди пересказывают эпизоды, дополняя друг друга, а также совещаются, какие эпизоды можно убрать при постановке сказки. Педагогу необходимо следить, чтобы в обсуждении активно участвовали дети, которые по результатам констатирующего эксперимента вошли в группы «средней и малой  степени проявления активности  в самостоятельной театрализованной деятельности», поэтому с вопросами он обращается в основном к ним. Дети, проявившие высокую активность в самостоятельной театрализованной деятельности,  призываются  дополнять их ответы. Для развития воображения детей, умения фантазировать можно предложить детям сочинить жизнь героев до  начала сказки.

    2. Отдельно по каждому эпизоду совместно продумывается декорация сцены, необходимые атрибуты, особенности внешности и костюмы героев. Например, как будет выглядеть каморка папы Карло, он сам. Для более точного представления  детьми героев сказки, можно показывать и обсуждать иллюстрации к ней. Просмотр фильма по этой сказке  поможет детям почувствовать атмосферу сказочных событий.

    Задание №2. Игра «Угадай кто это?»

    Цель: развитие умения перерабатывать полученную информацию. Развивать наблюдательность к окружающим людям.

    Ход игры:

    Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий - «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого – либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь.

    Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника, и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую остальными детьми:

    Встаньте, дети,

    Встаньте в круг,

    Встаньте в круг,

    Встаньте в круг.

    Я твой друг и ты мой друг,

    Добрый, добрый друг!

    Затем угадавший становится «рассказчиком», игра возобновляется

    Вывод по 1 этапу (предполагаемые  результаты)

    1.Заинтересованность детей театрализованной деятельностью.

    2. Развитие  коммуникативных умений организационного характера у  детей.

    3.Развитие стремления к активности и самостоятельности в театрализованной деятельности у детей групп средней и малой активности (по данным констатирующего эксперимента).

    Второй этап.

    Цель: обогащение опыта общения детей  за  счёт развития  коммуникативных умений,  оптимизация отношений между детьми, а также развитие умений, необходимых для участия в театрализованной деятельности.

    Задачи второго этапа:

    1.  Распределить детей по группам в соответствии с их личными интересами.

    2. Развить у детей группы коммуникативные  умения  эмпатийного характера.

    3. Развить у детей, выбравших позицию актёра,  умения использовать адекватные средства выразительности для передачи смысла образа персонажей сказки.

    4.  Развить у детей, выбравших позицию «Декоратора» умений организовать пространство игры-драматизации, создавать костюмы для персонажей. Привлекать детей к режиссёрской работе, стимулировать развитие у них сочинительства.

    5. Активизировать умения детей взаимодействовать в процессе театрализованной деятельности

    Педагог предлагает детям  самим распределиться  на группы с учётом  умений и интересов   детей к определённым позициям в театрализованной деятельности: «актёры» и «декораторы».

    Задание №1. Коммуникативная игра «Интервью».

    Цель: развитие умения принимать на себя роль, выполнять её в соответствии с характеристикой героя.

    Оснащение: микрофоны (по количеству пар участников)

    Содержание:

    Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты», другая – «журналисты».

    Педагог говорит:

    - Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например: «Город, в котором я живу».

    Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?

    Педагог выступает в роли наблюдателя.

    Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли.

    Оценивается степень внимания  к партнеру, культура общения, артистизм.

    Задание№2. Этюды

    Цель: Развитие коммуникативных умений эмпатийного характера.

    Ход этюдов:

    Сначала участниками этюдов становятся самые активные  дети, но постепенно педагог вовлекает всех детей подгруппы. При этом педагог должен акцентировать внимание детей на том, что без взаимопомощи и поддержки друг друга этюды получаются не очень яркими и интересными. Также воспитатель создаёт ситуации, в которых он провоцирует детей группы оказывать помощь другим участникам этюдов. Например, помочь придумать текст, подобрать интонации, позы,  характерные для него. При этом, если ребенок оказывает другому помощь, педагог и дети эмоционально поощряют его. Педагог  должен следить, чтобы помощь такими детьми оказывалась не только ради похвалы, а  из-за желания помочь другим и улучшить результат общего дела. Для импровизации поступков и диалогов героев можно использовать кукол.

    Затем между детьми самостоятельно  распределяются роли, педагог, учитывая речевые, пластические и актёрские возможности детей может посоветовать, подсказать  детям, у кого какую роль лучше получиться сыграть.

    Задание№3. Изготовление декорации

    Цель:  развивать умения организовать пространство игры-драматизации, создавать костюмы для персонажей.

    Ход:

    Педагог проводит беседу с детьми, по ходу которой  спрашивает  их,  каким образом  они хотели бы  оформить сцену,  какие атрибуты необходимы для каждого эпизода,  как будут выглядеть костюмы героев, из какого материала  следует изготовить их детали. Если дети затрудняются, воспитатель в сжатой форме высказывает свои идеи, побуждая детей развить их  в процессе  совместного обсуждения.  Затем педагог помогает детям распределить обязанности между собой, напоминая им, что при изготовлении атрибутов для спектакля необходимо оказывать взаимную помощь,  потому что только   совместными усилиями они смогут добиться положительного результата при оформлении спектакля.

    Задание№4 .игра «Как ты себя чувствуешь?»

    Цель: развить умения чувствовать настроение другого.

    Ход игры:

    Игра проводится по кругу. Каждый ребёнок внимательно смотрит на соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребёнок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается.

    Задание№5 . игра «Моё настроение»

    Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.

    Ход игры:

    Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

    Задание№6 . игра «Подарок на всех»

    Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор,   сотрудничать  со сверстниками, чувства коллектива.

    Ход игры:

    Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

    Лети, лети лепесток, через запад на восток,

    Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

    Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

    Вели, чтобы...

    В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

    Предполагаемые результаты:

    1. Развитие у детей группы  умений понимать эмоциональное состояние другого, сочувствовать, приходить на помощь.

    2.  Развитие у детей, выбравших позицию актёра  умения интонационно и выразительно передавать характер персонажей сказки.

    3. Развитие у детей, выбравших позицию «Декоратора», умений согласовывать свои действия при организации  пространства игры – драматизации, создавать костюмы для персонажей.

    Третий этап.

    Цель: показ спектакля,  закрепление  представлений детей о коллективности театрального искусства.

    Задачи третьего этапа:

    1. Развить у детей понимание того, что от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

    2. Закрепить представления о том, что без понимания, поддержки и помощи друг другу невозможно достижение положительного результата.

    Задание №1 Беседа

    Цель: Закрепление  представлений о том, что без понимания, поддержки и помощи друг другу невозможно достижение положительного результата.

    В конце премьеры спектакля педагог представляет зрителям актёров и   декораторов. При этом он подчёркивает, что только благодаря такой сплочённости группы они смогли поставить этот  интересный спектакль.

    На следующий день педагог проводит с детьми обсуждение спектакля, ещё раз отмечая плюсы коллективной работы, спрашивает у  всех детей, что бы они не смогли выполнить, если бы им не оказали помощь. Совместно разбирается каждый эпизод спектакля. В конце обсуждения дети по очереди благодарят тех, с кем работали во время театрализованной деятельности. Воспитатель отмечает, что уважение друг к другу,  вежливое общение, оказание взаимопомощи, всегда способствует достижению хорошего результата в любом совместном деле.  Подводя итоги, он предлагает детям показать спектакль для всех групп детского сада.

    Задание №2  Игра «Вежливые слова»

    Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

    Содержание:

    Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

    Задание №3  Игра «Объясни Незнайке!»

    Цель: развитие умения выслушивать мнение своих товарищей, соблюдать очередность, не бояться высказываться. Развитие мыслительных процессов, логического мышления.

    Оснащение: кукла Незнайка, фишки.

    Содержание.

    Играющие садятся на пол или на стульчики образуя круг. Педагог спрашивает, детей, какие пословицы они знают. Затем говорит:

    - Незнайка не понимает того, о чем говориться в пословицах. Давайте ему поможем.

    Педагог называет пословицы, а дети стараются их объяснить, привести подходящие примеры. Ребенок, который дал верный ответ получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.

    Предполагаемые результаты:

    1.        Создание благоприятных условий позволит в дальнейшем развивать коммуникативные умения дошкольников в театрализованной деятельности.

    2.        Возможно, у некоторых  детей появится желание участвовать в театрализованной деятельности в позициях режиссёра или сочинителя, а также поменять позицию актёра на позицию декоратора или наоборот.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие у детей 5-7 лет нравственно-эмоциональных качеств через художественную литературу.

    Игровые приемы направленные на понимание, что чувствует ребенок , на что направлены его переживания после прочтения какого либо произведения; помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства....

    Методическая разработка по теме"Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры у детей с ОНР"

    В данном материале раскрывается актуальность данного вида работы с детьми, имеющими диагноз ОНР.  Приведены основные направления и этапы работы над звуко-слоговой структурой, практический материа...

    Методические рекомендации по оптимизации процесса формирования морфологической стороны речи у детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития.

    Говоря о занятиях по обучению родному языку как части единого целого воспитательно-образовательного процесса, надо подчеркнуть, что на них основной деятельностью должна быть речевая. Речевая деятельно...

    Методическая разработка по правилам дорожного движения "Машины на улице" для детей 4-5 лет

    Методическая разработка по правилам дорожного движения "Машины на улице" для детей 4-5 лет...

    Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей 3-4 лет

    Дошкольный возраст — особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период малыш получает необходимую ему информацию в основной деятельности — в игре...

    Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»

    Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»...

    Методическая разработка «Картотека интерактивных дидактических игр, направленных на развитие грамматического строя речи детей 5-7 лет с ОНР».

    Данные игры и упражнения предназначены для учителей логопедов, дефектологов, которые могут использовать в своей работе с детьми по коррекции грамматических категорий. Подборка игр и упражнений разраба...