Роль развития эмоций в процессе коррекционно - развивающей работы у детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях
статья по коррекционной педагогике

Пустохина Екатерина Федоровна

Роль развития эмоций в процессе коррекционно - развивающей работы у детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_emotsiy_v_korrektsionnoy_rabote.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Роль развития эмоций в процессе коррекционно - развивающей работы у детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях

С каждым днем увеличивается количество детей с ОВЗ отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, враждебность, агрессивностью, тревожностью, неуверенностью в себе. В дальнейшем это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими и самим собой.

Дети с различными нарушениями речи, испытывают затруднения в речевом обозначении эмоциональной сферы, так как эмоции у таких воспитанников мало дифференцированы.

Необходимость проведения специальной работы с детьми дошкольного возраста с проблемами в речи, с целью развития у них осознания собственных эмоциональных состояний, умения дифференцировать эмоции окружающих, переводить эмоции в словесный план, обусловлена рядом причин.

Во-первых, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием эмоциональной сферы ребёнка.

Во-вторых, запоминание различного по содержанию материала также, во многом зависит от его эмоциональной насыщенности.

В-третьих, ребёнок в силу своего возраста не способен делать то, что не вызывает у него интереса и эмоционального всплеска.

 Эмоции показывают наше отношение к событиям, словам и обстоятельствам. Если ребенок не понимает, что говорят эмоции и не умеет выражать свои состояния и чувства происходит искажение восприятия и сложность понимания и взаимодействия.

Эмоции играют важную роль в жизни детей,  помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.  Малыши часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, сложностям в общении со сверстниками и взрослыми [1].

Дети эгоцентричны, поэтому так важно научить  ребенка  смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение [3].

 Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста с ОВЗ характеризуется незрелостью, поэтому в различных ситуация у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги. Хотя чувства гнева и раздражения являются нормальными человеческими реакциями, детям трудно научиться выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Находясь, долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. 

В ходе изучения различных эмоций, дети учатся управлять ими, преодолевают барьеры в общении, начинают лучше понимать других и себя, освобождаются от психоэмоционального напряжения. А в процессе социализации ребенок учится выражать негативные эмоции социально одобряемыми способами. Это могут быть занятие спортом, активные игры, продуктивные виды деятельности.

Сейчас много говорят о развитии эмоциональности и формировании эмоционального интеллекта. Основной  элемент эмоционального интеллекта – эмоциональное самосознание, умение понимать себя. Человек с высоким уровнем самосознания сможет определить свои чувства и причину их появления. А это помогает понять то, как  эмоции влияют на окружающих и на  психологическое состояние самого человека. Самосознание дает возможность контролировать проявление чувств и сдерживать разрушающие эмоции, а их выражение допускать в разрешенных формах, не нанося вреда окружающим.

Важными компонентами успешного взаимодействия является сопереживание, навык понимания чувств и потребностей окружающих, умение поставить себя на место другого человека. Именно сопереживание, умение понять другого, услышать помогает эффективно строить взаимоотношения и быть успешным и принятым окружающими.

Для этого необходимо умение говорить, спрашивать, выражать интерес к собеседнику, видеть что-то общее и учиться тому хорошему, что есть в окружающих и является желательными качествами у каждого. Это дает возможность создавать ситуации, при которых каждый чувствуют себя  ценными и важными друг для друга.

 Человек, которому свойственна социальная чуткость, способен создавать  необходимую  атмосферу для общения и взаимодействия. Что помогает разрешать конфликты конструктивными методами, не оказывая влияния с позиции силы или агрессии. 

Успешность ребенка с ОВЗ зависит от уровня эмоционального интеллекта. Дэниэл Гоулман говорит о том, что способность контролировать эмоции и распознавать чувства других характеризует интеллект точнее, чем способность логически мыслить. Он веско доказывал, что наиболее успешные те люди, которые сочетают разум и чувства.

Следовательно, эмоциональный интеллект это фундамент для ключевых компетенций, которые необходимы для успеха. Умение  управлять своими эмоциями повышает осознанность, инициативность, решительность, гибкость и уверенность в себе. Помогает  действовать в сложных ситуациях, преодолевать стресс и оставаться собранным, сосредоточенным. Высокий  уровень эмоционального интеллекта помогает противостоять неблагоприятным событиям.

Эмоциональный  интеллект можно представить в четырех категорий. 

Первый — умение ясно и внятно общаться с другими, объяснить ожидания, активно слушать, влиять и вдохновлять, работать в команде или возглавлять ее и улаживать конфликты. 

Второй — общая эмпатия и комфортное самоощущение в большой группе людей: независимо от того, экстраверт вы или интроверт, вы чувствуете эмоциональные сигналы других и редко сталкиваетесь с недопониманием. 

Третий признак — знание своих слабых и сильных сторон и спокойное сосуществование с ними, а также хорошее знание личных эмоций и их влияния на вашу жизнь.

Четвертый — умение управлять эмоциями, ограничивать их разрушительное влияние на себя, способность выполнять взятые на себя обязательства, поддерживать долгосрочные отношения и меняться в соответствии со средой.

Важно то, что эмоциональный интеллект необходимо развивать. А для  этого нужно сосредоточиться на четырех составляющих: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
          Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения.

           Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность.

Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации.

Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.

Эмоциональный интеллект — это «фундамент» личности. Чем больше площадь этого «фундамента», тем больше возможностей предоставляется ребенку с ОВЗ в процессе общения и взаимодействия.

Список литературы:

  1. Пазухина И. А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.
  2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. – М., 2004.
  3. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.– М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи....

"Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими дисфункции речевого развития"

В век современных технологий взрослые уделяют мало внимания своим детям в плане общения. Тем  самым снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи. Угроза  языковой катастрофы...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

В консультации представлена модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей работы при формировании позитивной социализации детей с ограниченными возможностями з...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОЛЕНЯТА»

Программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дельфин» города Муравле...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Программа коррекционно-развивающей работы для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по развитию коммуникативных навыков....

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В настоящее время в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) «создан ряд теоретических положений о способах исправления нарушенных психомоторных функций, ...

«РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ»

Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме, которая связана с организацией коррекционно-образовательного процесса в ДОУ с часто болеющими детьми, с детьми, которые не посещают детский са...