Презентация по Устному народному творчеству в работе с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Спицына Ольга Викторовна

Строя коррекционную работу, перед педагогом встает остро проблема создания специальных условий и развивающей среды для воспитания, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушение связи с миром, контакт со сверстниками и взрослыми ограничен. Необходимо помочь им проявить себя и оказать поддержку, увидеть в ребенке его сильные стороны и всеми силами помочь развить скрытые (иногда необычные) способности. Перед педагогом встает вопрос: как, и с помощью каких методов, средств и приемов помочь детям познать себя, раскрыться и войти во взрослый мир, чтобы самостоятельно и полноценно жить в нем?Хочу рассказать вам об использование в  работе богатейшего материала словесного творчества народа. ЭТО -устное народное творчество.Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью. Сама форма привлекательна: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов. Чтение сказок, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуют всестороннему интеллектуальному и речевому развитию ребенка, эмоциональному раскрепощению, обогащению новыми знаниями и умениями, то есть развитию личности в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ к ПРЕЗЕНТАЦИИ  на ТЕМУ:

«Устное народное творчество в работе c детьми с ОВЗ»

СЛАЙД № 1 НАЗВАНИЕ  «Устное народное творчество в работе педагога»

СЛАЙД № 2

Строя коррекционную работу, перед педагогом встает остро проблема создания специальных условий и развивающей среды для воспитания, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Главная цель и идея — это идея социальной адаптации детей с ОВЗ. Необходимы эффективные подходы к осуществлению образовательной и воспитательной деятельности детей. Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушение связи с миром, контакт со сверстниками и взрослыми ограничен. Необходимо помочь им проявить себя и оказать поддержку, увидеть в ребенке его сильные стороны и всеми силами помочь развить скрытые (иногда необычные) способности. Перед педагогом встает вопрос: как, и с помощью каких методов, средств и приемов помочь детям познать себя, раскрыться и войти во взрослый мир, чтобы самостоятельно и полноценно жить в нем? Хочу рассказать вам об использование в своей работе богатейшего материала словесного творчества народа. ЭТО -устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью. Сама форма привлекательна: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов. Чтение сказок, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуют всестороннему интеллектуальному и речевому развитию ребенка, эмоциональному раскрепощению, обогащению новыми знаниями и умениями, то есть развитию личности в целом.

СЛАЙД № 3

Фольклор – народное творчество, произведения создаваемые народом и бытующие в нём. Он является источником литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека, играет важную роль в обучении и воспитании. Малые формы фольклора – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, кричалки, загадки. Разные жанры помогают всесторонне развивать детей. Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «ладушки» и «сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения ребёнка и взрослого, способ быть ближе. Именно они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества. В результате их использования развивается эмоциональная сфера ребенка. Народные песенки, потешки, пестушки (Пестушка — происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни: 

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей с ОВЗ. Хочу отметить, что фольклорный   материал богат своей ритмичностью и музыкальностью, повторами и аллитерациями. Фольклорный материал хорош для детей тем, что он ярко и эмоционально окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию. Перед педагогом стоит задача — формировать положительное, эмоционально окрашенное отношение к речи взрослого, умения слушать речь и чувствовать интонацию. С их

СЛАЙД № 4

Как одно из условий для полноценного развития  детей предусматривается
создание развивающей предметно-пространственной среды (
РППС) кабинета.

СЛАЙД № 5,6

  Потешка - короткие стишки, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки призваны развивать ребенка. Такой жанр фольклора подаётся в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию.  Для плодотворного общения педагога и ребёнка с  ОВЗ, а так же для благоприятного течения коррекционного воздействия, очень важно установление добрых и доверительных взаимоотношений эмоционального контакта. И поэтому основой всей нашей работы, становится формирование умения общаться с взрослыми и сверстниками. И тут можно отметить ценность фольклора  в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Наблюдение показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других бодрит. Если ребенок плачет его можно отвлечь, успокоить. Показать игрушку белку или сделать пальцами рожки, втянуть ребенка в игру. Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя… Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу.

СЛАЙД № 8

 Заклички- один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются.

СЛАЙД № 9

Считалки- в детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки — это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка — это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм. Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.), т.е. короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений.

СЛАЙД № 10

Роль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт. Загадка – «это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке» В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно. Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях.

СЛАЙД № 11

Пальчиковые игры

C:\Users\Ольга\Desktop\Новая папка\Наши пальчики играют. развитие мелкой мотрики\Изображение 016.jpg

СЛАЙД № 12

Подвижные игры Русские народные игры доставляют детям большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки, и упорства. Они дают детям столько веселья и у каждого ребёнка в душе просыпается его русское начало, сидящее, где то далеко в душе

СЛАЙД № 13

Сказка. Сказка является главным источником, из которого ребенок получает свои первые знания об окружающем мире. Она аккумулирует в себе все фольклорные элементы. Для ребенка сказка проста и понятна, поэтому она способна повести за собой раскрывая удивительный мир вокруг нас. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с самой книгой (потрогать, рассмотреть, подержать), так и с изображениями главных героев (драматизации, обыгрывание на фланелеграфе, в настольном театре, использование театра теней и кукольного театра). Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе.

СЛАЙД № 14

Развивающие игры

СЛАЙД № 15

Развлечения

СЛАЙД № 16

Взаимодействие с семьёй.

СЛАЙД № 17

КОНЕЦКропотливая и целенаправленная коррекционно-педагогическая работа создает основу (это в первую очередь -воспитание у детей эмоционального отношения к речи, умение слушать речь и чувствовать интонацию), через эмоциональное общение возникающие на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку, что способствует развитию у наших детей положительных нравственных качеств, среди которых важнейшими являются взаимопомощь и отзывчивость, доброта и терпение. Дети в процессе воспитания приобретают практический опыт применения этих качеств в повседневной жизни и создаются  условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся его мире.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО в работе педагога». ПОДГОТОВИЛА: учитель-дефектолог СПИЦЫНА О.В. муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 86» ( МКДОУ № 86 )

Слайд 4

Развивающая среда Как одно из условий для полноценного развития детей предусматривается создание развивающей предметно-пространственной среды

Слайд 5

Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка - хороший! Ванечка - пригожий! Познакомьтесь, дети, это — Ваня, ваш новый друг. Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка, Принесет орешки — Для тебя потешки . Не плачь, не плачь, Куплю калач. Не хнычь, не ной, Куплю другой. Слезы утри, Дам тебе три. Потешки Ехали мы, ехали В город за орехами, По кочкам, по кочкам, По маленьким пенёчкам – Да в ямку бух! Раздавили сорок мух!

Слайд 6

Потешки , песенки, пестушки в режимных моментах -Здравствуйте, мои милые! -Здравствуйте, мои хорошие, -Здравствуйте, мои пригожие! -А мальчики у нас как ясные соколы! -А девочки как аленькие цветочки! -Расселись удобно! Вот и хорошо. Выходи, водица! Мы пришли умыться. Чистая водичка умоет Саше личико, Анечке — ладошки, пальчики — Антошке. Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. Зайка начал умываться Видно в гости он собрался Вымыл ротик Вымыл носик Вымыл ухо Вот и сухо Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку , Вкусную, пушистую, мягкую, душистую. Доброе утро, заинька мой. Доброе утро Алешенька дорогой. Я Алешеньку люблю, Ему песенку спою: Кто у нас хороший? Кто унас пригожий? Алешенька хороший, Алешенька пригожий.

Слайд 7

Вот они, сапожки: Этот с левой ножки, Этот с правой ножки. Если дождик подойдет Мы пойдем в сапожках. Наша Таня маленька На ней шуба аленька Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять Уж я косу заплету, Уж я русу заплету, Я плету, плету, плету, Приговариваю: — Ты расти, расти, коса, Всему городу краса! Люли, люли люленьки Прилетели гуленьки, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стали гули ворковать, Стали Дашеньку качать, Стали Дашеньку качать, Стала Даша засыпать. Баю - баюшки - баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок. Он ухватит за бочок И потащит во лесок, Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Нашу Машу не буди.

Слайд 8

Заклички Божья коровка, Черная головка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного, белого, Только не горелого. Ой, ты, радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышка-колоколнышка! Ой, ты, зимушка-зима, Ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьет, Вдоль по улице метет. Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не намочи! Зря в окошко не стучи. Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Весна-красна! Что принесла? Теплое летечко , Грибы в берестечко , Ягоды в лукошко, Открывай окошко!

Слайд 9

Считалки Раз, два, три, Четыре, пять, Будем в прятки Мы играть. Небо, звезды, Луг, цветы – Ты пойди-ка Раз, два, три, четыре. Сосчитаем дыры в сыре. Если в сыре много дыр, Значит, вкусным будет сыр. Если в нем одна дыра, Значит, вкусным был вчера.

Слайд 10

Загадки «Висит груша - нельзя скушать». «Два конца-два кольца, а посередине гвоздик». Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала.

Слайд 11

« Пальчиковые игры» «Ладушки, ладушки…».

Слайд 12

« Подвижные игры» «Карусели» «Хоровод» Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ! До того мы закружились, что на землю повалились. Бух! При произнесении последней фразы выполняют приседания. «У медведя во бору» «Зайка беленький сидит» «Мыши и кот» «По ровненькой дорожке» «Солнышко и дождик» «Гуси» «Каравай»

Слайд 13

«Наши любимые сказки» -Чтение, просмотр сказок - Рассматривание иллюстраций - Беседа по сюжету

Слайд 14

Развивающие игры

Слайд 15

Развлечения «Осинины» «Масленица»

Слайд 16

Взаимодействие с семьёй Буклеты, памятки, анкеты, папки - передвижки Родительские собрания

Слайд 17

Конец – всему делу венец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование устного народного творчества в работе учителя-логопеда по развитию связной речи"

Презентация содержит теоретический материал по работе с загадками: этапность и методика работы; а также наглядный и практический материал  - модели для составления загадок из всем известной метод...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Реферат  "Значение устного народного творчества в работе с детьми". Здесь раскрывается влияние устного народного творчества на развитие личности ребенка....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. А чт...

Использование устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста

Использование устного народного творчества в работе с детьми  дошкольного возраста...

Устное народное творчество в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Устное народное творчество в работе с детьми младшего дошкольного возраста...