Коррекция эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Орлова Марина Вячеславовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_korrektsiya_emotsionalnyh_kompleksov.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

М. В. Орлова 

Коррекция эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Исследования, посвященные изучению эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, занимают значительное место в отечественной и зарубежной психологии.

Г.М. Бреслав [1] выделяет следующие основные показатели нормального хода эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте: освоение ребёнком социальных форм выражения чувств; формирование высших чувств; появление эмоциональной децентрации (идентификации с другими при отчетливо выраженном сопереживании); наличие выраженного эмоционального смещения не менее суток, то есть возможность эмоционального выделение будущего (эмоциональное предвосхищение) и прошлого; радость от положительной оценки взрослыми воспроизведения социального эталона поведения; положительная окраска участия ребёнка в ролевых играх; формирование осознанности, произвольности, внеситуативности чувств.

В современном обществе проблема эмоционального дискомфорта у детей приобретает все большую значимость в связи с социальной нестабильностью, напряженным ритмом жизни, эмоциональными перегрузками людей. Ребенок в этих условиях является наиболее беззащитным и уязвимым. Дети не всегда могут преодолеть кризисные, стрессовые ситуации, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями.

Как известно, старшие дошкольники уже в состоянии распознавать своё внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить своё отношение к ним. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании их социальных взаимодействий и привязанностей. Детям старшего дошкольного возраста свойственна исключительная «эмоциональная заражаемость», они особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими. Их легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у них радость, удовольствие.  Те или иные отклонения в эмоциональном развитии наблюдаются у большинства детей в этом возрасте.

 Теоретический анализ литературы показал, что в силу активного эмоционального развития дошкольное детство считается периодом повышенного риска возникновения у детей эмоциональных комплексов как проявлений эмоционального неблагополучия.

Под «комплексом» понимается понятие, обозначающее формирующуюся в бессознательном эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека. К. Юнг утверждал, что комплекс - это группировка психических элементов вокруг эмоционально окрашенных содержаний [2]. Эмоциональные комплексы характеризуется совокупностью определённых проявлений и в конечном итоге поведением ребёнка, которое принимает ярко выраженный, отличный от поведения других детей, характер.

К основным эмоциональным комплексам детей старшего дошкольного возраста можно отнести враждебность, тревожность и комплекс неполноценности (низкую самооценку).

Мы пришли к выводу, что одним из эффективных методов коррекции эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность, поскольку она способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни ребенка, позволяет ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром.

Изобразительная деятельность вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть безынициативность и развить желание взаимодействовать с окружающими людьми. Одна из главных функций изобразительной деятельности - создание защищенной, эмоционально благополучной, доверительной, комфортной обстановки.  Дети не задумываются о конечном результате, они получают удовольствие от самого процесса, поэтому он для них так терапевтичен.

Дети с эмоциональными комплексами нуждаются в специально организованной психолого-педагогической помощи, обеспечивающей учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Необходим правильно организованный подход к ним, создающий условия для полноценного психического развития, а также высокий уровень профессиональной компетентности психологов и педагогов.

Занятия должны носить коррекционно-развивающий характер, то есть должны быть направлены не только на коррекцию уже имеющихся проблем в эмоциональной сфере, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Реализация специальной коррекционно-развивающей программы, объединение усилий всех специалистов ДОУ позволят решить проблему эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста.

        Примечания

  1. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст]: учебное пособие / Г.М. Бреслав. - М.: Academia, 2007.  544 с.
  2. Юнг, К.Г. Конфликты детской души [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: Просвещение, 1997. 138 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.

Данная презентация была подготовлена для Второго форума практикующих психологов Магаданской области  и являлась частью проводимого мною мастер-класса на данном мероприятии, проходившем с 28 по 29...

Семинар "Арт-терапевтические техники в коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста"

Арт  терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества....

"Изотерапия как средство психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"

В данной разработке  раскрывается понятие «изотерапия» - как терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия является универсальной технологией, её...

Игровые занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми...

Проект "Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии"

Проект по сказкотерапии у детей  старшего  дошкольного возрастаВид проекта: Игровой, ролево-игровой проектПо количеству участников: фронтальныйПо продолжительности: долгосрочныйЦель проекта:...