Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с расстройством аутистического спектра пяти лет.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Абашкина Юлия Владимировна

Формирование речевых и коммуникативных навыков у ребенка с РАС пяти лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с расстройством аутистического спектра 5 лет.

Тема: «Домашние животные».

Цель. Формирование речевых и коммуникативных навыков у ребенка с РАС 5 лет.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развивать коммуникативные (вербальные и невербальные) навыки: смотреть в глаза, улыбаться;

- развивать активное социальное взаимодействие с логопедом;

- развивать, понимание обращенной речи к ребенку;

-  развивать зрительное внимание и восприятие;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развитие правильного речевого дыхания;

- уточнение и активизация словаря, формирование речевой и двигательной подражательности;

- развитие (коррекция) артикуляторного праксиса и грамматического строя речи;

- формирование сенсомоторных предпосылок к общению у ребенка с РАС;

- обогащение словарного запаса ребенка с РАС, формирование связной речи.

Оборудование: игрушки, картинки с изображениями домашних животных и их детенышей. Собака – мягкая игрушка; дидактическая игра «Домашние животные»; интерактивный стол: игра «Пазл- «Домашние животные»; детские музыкальные инструменты.

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Методы :

Словесные.

- художественное слово;

- рассказ;

- объяснение.

Наглядные.

- визуальное расписание;

- демонстрационный материал.

Практические, игровые.

-  игра «Пазл-Домашние животные»;

- гимнастика для глаз;

- развитие речевого дыхания;

- пальчиковая гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- физкультминутка.

 Стимулирования.

- сюрпризный момент;

- похвала;

- приободрение;

- поощрение: Музыкальные инструменты.

 Предварительная работа:

- рассмотрение картинок, проведение беседы и дидактических игр на тему «Домашние животные и их детеныши»;

 - разучивание пальчиковой гимнастики «Домашние животные»;

 - разучивание физкультминутки «Собачка»;

 - игры с игрушками домашних животных.

1. Организационный момент.

    Сюрпризный момент: появление щенка «Бима».

 Логопед: «(Имя ребенка), к нам в гости пришел щенок Бим и его друзья - разные животные давай их назовем (лошадь, коза, овца, кошка, свинья, корова и т.д.). Это домашние или дикие животные?»

(Ответ ребёнка)

Логопед: Бим приготовил для тебя интересные игры, но для начала, я напоминаю, что после каждого выполненного задания тебе нужно снять одну карточку. А после занятия, ты получишь любимую игру -«Музыкальные инструменты».

Логопед подводит ребенка к интерактивному столу и предлагается ему собрать картинку с изображением домашних животных.

После выполнения задания, логопед хвалит ребенка, приглашает его за рабочий стол и предлагает ребенку отклеить одну карточку в визуальном расписании.

Гимнастика для глаз.

Логопед: «(Имя ребенка) давай с щенком поиграем в прятки.

Следим глазами за котенком. Вверх, вниз, вправо, влево».

После выполнения задания, ребенок отклеивает вторую карточку с визуального расписания.

Упражнение для развития речевого дыхания.

Логопед: «(Имя ребенка), посмотри, какая пушистая шерстка у щенка. Теперь, вместе с тобой подуем на нее».

Инструкция: Небольшой вдох через нос. Выдох плавный, струя воздуха выходит через рот. Щеки не надувать. Выдох производится до конца.

После выполнения задания, ребенок отклеивает третью карточку с визуального расписания.

Коммуникативная, пальчиковая игра. «Домашние животные»

Логопед: «А теперь, мы с тобой покажем Биму, как умеем играть пальчиками».

(Логопед предлагает ребёнку повторять текст и движения).

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных —

Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их?

Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.

После выполнения задания, логопед хвалит ребенка и предлагает ему отклеить четвертую карточку с визуального расписания.

2. Основная часть

Игра «Песенки животных»

Цель: развитие артикуляционного праксиса.

Логопед: «(Имя ребенка), давай вместе с Бимом споем песенки животных».

(Ребенок вместе с логопедом произносит гласные звуки А, И, О, У с одновременным использованием жестов. Логопед следит за четкой артикуляцией).

А - (кролик кричит) - широко развести руки;

И – (песенка лошадки) – коснуться указательными пальцами уголков рта;

О – (ослик поет) – кисти рук сомкнуть в круг;

У – (собачка воет) – вытянуть руки вперед.

После выполнения задания, логопед хвалит ребенка.

Дидактическая игра "Что сначала? Что потом?". Составление рассказа «Бим», по опорным картинкам.

Цель: обогащение словарного запаса, учить составлять рассказ – описание, по опорным картинкам; развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Формировать умение строить предложения при помощи слов «Сначала, потом, в конце».

Логопед: «(Имя ребенка), разложи картинки что было сначала, а что потом».

(При необходимости, логопед оказывает помощь).

Далее, логопед предлагает ребенку составить рассказ по картинкам.

Бим.

Даня и Бим гуляли. Бим понюхал цветок. Пчела укусила Бима за нос. У Бима распух нос, из глаз потекли слезы. Даня вылечил Бима. Бим лизнул Даню в щёку.

Вопросы:

  1. Кто это?
  2. Что делали Даня и Бим?
  3. Что сделал Бим?
  4. Что сделала пчела?
  5. Что случилось с Бимом после укуса пчелы?
  6. Что сделал Даня (Как Даня помог Биму)?
  7. Как Бим отблагодарил Даню?

После выполнения задания, логопед хвалит ребенка и предлагает ему отклеить пятую карточку с визуального расписания.

Физминутка «Собачка» (Речедвигательное упражнение) 

Цель: формирование способности к подражанию, накоплению словаря; формирование чувства ритма; активизация речевой деятельности. Импровизация движений. Ребенок с логопедом выполняет упражнение:

Логопед: «(Имя ребенка), давай вместе с Бимом сделаем зарядку.

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
(прыжки на месте)
«Раз – прыжок и три кивка, (движения по тексту)
Два – направо голова, (движения по тексту)
Три – налево поворот» – (движения по тексту)
И помчался до ворот, (бег на месте)
А потом вздохнул и сел: (движения по тексту)
Он устал и присмирел.

После выполнения задания, логопед хвалит ребенка и предлагает ему отклеить шестую карточку с визуального расписания.

Упражнение «Помоги найти маму»

Цель: Расширять представления о домашних животных и их детенышей. Усвоение названий детенышей животных; подготовка руки к письму.

Логопед: «(Имя ребенка), детёныши потерялись, давай поможем им найти своих мам?» (ответ ребенка) 

Ребенку предлагается соединить линиями мам и детей домашних животных. После выполнения задания, ребенку предлагается назвать мам и их детенышей.

Рефлексия:

Логопед: «(Имя ребенка), кто сегодня приходил в гости вместе с Бимом? (ответ ребенка). Это дикие или домашние животные? (ответ ребенка).  

После выполнения задания, логопед хвалит ребенка и предлагает ему отклеить седьмую карточку с визуального расписания.

3. Заключительная часть.

Логопед: «Молодец! Хлопаем в ладоши!».

Логопед: «(Имя ребенка), пора прощаться с Бимом, ему очень понравилось с нами играть. Логопед, побуждает ребенка помахать рукой).

Логопед: (Имя ребенка), мы с тобой выполнили все задания, осталась последняя карточка». (с изображением музыкальных инструментов).

Логопед предлагает ребенку отклеить последнюю карточку и взять музыкальные инструменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста

Представляю индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста по теме: Автоматизация звука РЬ...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ на тему: Проведение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. ( 4 этап) ( дислалия )

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, со временем снижают интерес детей . Поднять и поддерживать эмоциональный настрой ребенка и логопеда помогут занятия с использованием биоэне...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: -         автоматизация звука [л] в слогах и словах-...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР 2 уровня "Путешествие на ферму".

Занятие разработано для ребенка с общим недоразвитием речи 2 уровня по лексической теме "Домашние живтоные"....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с моторной алалией. Возраст: 5 лет.

План - конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с заключением моторная алалия. Тема занятия: мебель, этап автоматизации звука С, закрепление категориального понятия мебель....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии

Конспект индивидуального логопедического  занятия  с  ребенком  среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР  III уровня, стертая форма дизартрии...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшей группы с логопедическим заключением ОНР, 3 уровень речевого развития (10 минут)

Конспект логопедического занятия, которое проводилось в старшей группе детей с ЗПР коррекционного детского сада....