"Сообщение из опыта работы на тему: «Логоритмика, как метод физического и речевого развития ребенка»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тычкова Елена Александровна

Актуальность:

На сегодняшний день проблема здоровья детей дошкольного возраста становится наиболее актуальной, так как XXI век – век информационных технологий и постиндустриального развития общества. Педагогов и медицинских работников, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей и увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металлозвуковое облучение детей» (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов), а также интенсивность процесса обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п. Пробуждение»

Энгельсского района Саратовской области

Сообщение                                                                                            из опыта работы на тему:

«Логоритмика,                                                                                  как метод физического и речевого развития ребенка»

Подготовили:

инструктор по физвоспитанию Е.А.Тычкова

учитель-логопед Н.Е.Смурыгина

2023 г.

Тема. Роль логоритмических упражнений в физическом и речевом развитии дошкольников.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по использованию логоритмических упражнений в ходе НОД.

Задачи: 

Познакомить педагогов с методами и приёмами, применяемыми на логопедических занятиях с использованием логоритмики.

Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов.

Ход:

Организационный момент.

Приветствие:

Ах, какой цветочный сад,

Видеть Вас всех очень рада!

Я садовница большая,

Как же звать Вас всех не знаю,

Ну-ка гости не зевайте своё имя называйте (назвать цветок на первый звук вашего имени, например, Наталья- незабудка)

Актуальность темы:

На сегодняшний день проблема здоровья детей дошкольного возраста становится наиболее актуальной, так как XXI век – век информационных технологий и постиндустриального развития общества. Педагогов и медицинских работников, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей и увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металлозвуковое облучение детей» (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов), а также интенсивность процесса обучения.

Сравнительный мониторинг состояния физического здоровья и речевого развития детей за последние годы показывает резкое увеличение воспитанников с несоответствием развития. На дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у 70% обследованных детей имеются функциональные нарушения.

По результатам первичного обследования детей старшего дошкольного возраста за прошедший учебный год (66 чел.), было выявлено 9 человек (13.6% от общего числа обследованных воспитанников) с чистой речью, у остальных воспитанников имеются нарушения компонентов языковой системы. Из них 5 воспитанников (7,5% от общего числа обследованных воспитанников) с тяжелым нарушением речи. Параллельно с этим присутствуют нарушения со стороны костно-мышечной системы, причиной которого является слабое развитие мышц (ОДА) опорно-двигательного аппарата. 

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, приоритетной задачей дошкольного учреждения является сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка-дошкольника. Таким образом, на сегодняшний день актуальной проблемой является низкий уровень речевого развития (недостаточный словарный запас, несформированность фонематического слуха, слабость мышц артикуляционного праксиса и мышц опорно-двигательного аппарата).

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Особенно тесно связано со становлением речи, развития тонких движений пальцев рук.

Учителем-логопедом и инструктором по физической культуре был разработан план оздоровительных мероприятий с привлечением педагогов и родителей воспитанников группы №7.

Применяя логоритмические упражнения в течении учебного года, мы достигли следующих результатов:

Сводная таблица физического развития воспитанников

Сентябрь 2020г.

Май 2021г.

Высокий уровень

4

10 ч. (50%)

Выше среднего

6

6 ч. (30%)

Средний уровень

8

4 ч. (20%)

Низкий уровень

2

0%

Сводная таблица речевого развития воспитанников

Сентябрь 2020г.

Май 2021г.

Высокий уровень

4 ч. (20%)

9 ч. (45%)

Выше среднего

8ч. (40%)

6 ч. (30%)

Средний уровень

6ч. (30%)

4 ч. (20%)

Низкий уровень

2ч. (10%)

1ч. (5%)

-Что делаете, вы коллеги для развития речи и общего физического развития? (варианты ответов педагогов).

- каков результат Вашей деятельности?

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярного применения логоритмических упражнений в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной, познавательной и др.

Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.

Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

1. Оздоровительные

В результате решения оздоровительных задач: укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани.

2. Образовательные

Осуществление образовательных задач способствует формированию пространственных представлений и способности свободно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов. Происходит развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.

Развитию ловкости, силы, переключаемости, координации движений. Дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области музыки (понятие темпа, ритма и т.п.).

3. Воспитательные

Решение воспитательных задач способствует развитию способности восприятия музыкальных образов, умению перевоплощаться, развитию выразительности и грации движений. Позволяет воспитывать чувство коллективизма, действовать согласно правилам игр и упражнений.

4. Коррекционные

Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; развитие слухового внимания и фонематического слуха;

развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

«Вышли мышки как-то раз посмотреть который час» (обыгрывание).

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются: упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, выработка продолжительного речевого выдоха,

тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Упражнения на развитие дыхания

Вдох и выдох носом

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох ртом, выдох носом.

Вдох и выдох ртом.

Упражнение «хомячок» пошмыгать носом, рот закрыт.

Упражнение « Собачке жарко».

Упражнение «согреем ручки»

Упражнения: «задуем свечу», «море волнуется»

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

Тишина в лесу стоит дети поднимают руки вверх и произносят «Ш»

Еле слышно лист шуршит ----Ш

Ветер дунет посильней, ----Ш-громко

Листик зашуршит смелей Ш_Ш_Ш

Снова ветер налетит, мягкими точными движениями опускают руки и коротко произносят-п-п-п-п

Потанцует, попоет вращают кистями рук

И на землю упадет. Поднимают и опускают руки вниз, произнося глиссандо «А», от самого верхнего к самому нижнему.

Упражнения на развитие голоса:

БУБЕНЧИКИ

Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким, высоким голоском. "Динь-динь!" - звенела его песенка. Средний бубенчик Дан пел свою песенку "Дан-дан" средним голоском. А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка "Дон-дон" звучала по-другому.

Посмотрите на эти три линеечки.

На каждой из них нарисован бубенчик. Бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звенит выше всех. А какой ниже всех? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображенные на разных линейках.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. (упражнение «Кукушка» - к нам кукушка в огород прилетела и поет…)

Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши

Ше-ше-ше- это утка в камыше

Ша-ша-ша- выходи из камыша

Ше-ше-ше- нет уж утки в камыше

Ши-ши-ши- что-же шепчут камыши

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Ритмические упражнения (Логоритмические игры с палочками)

И. Галянт «Ножки»

Ножки, ножки, вы шагали? Шагают палочками по столу или полу

Мы шагали, мы шагали.

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали.

Ножки, ножки, вы скакали?

Мы скакали, мы скакали. Поднимают обе палочки вверх, потом опускают

Ножки, ножки, танцевали?

Танцевали, танцевали стучат палочками

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали. Положить палочки

Ножки,ножки. Отдыхали?

Отдыхали, отдыхали. Катают палочки по столу, полу, прижимая ладонью.

«Рак»

Про меня говорят, палочки шагают по столу вперед

Будто пячусь я назад. Возвращаются назад

Не назад, а вперед, -/-/ вперед

Только задом наперед -/-/ назад.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

Су-Ждок терапия.

- Братец, принеси дрова!

-заболела голова!

-Средний, ны наколешь дров?

-Я сегодня не здоров!

-ну, а ты натопишь печку?

-Ох, болит моё сердечко!

-Ты, меньшой, свари обед!

-У меня силёнок нет!

-Что же сделаю всё сам,

Но обеда вам не дам!

Голодать готовы?

-Мы уже здоровы!

1-2-3-4-5

Вышли пальцы погулять

Этот пальчик самый сильный

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит по середине

Этот пальчик безымянный

Избалованный он самый

А мизинчик хоть и мал,

Очень ловок и удал

Массаж подушек пальцев:

Для правой руки:

Это- пальчик наш большой,

Он с широкою душой.

Это- указательный,

Умный и внимательный.

Это- пальчик средний,

Вовсе не последний.

Это –безымянный,

Он немножко странный.

И мизинчик маленький,

Смелый и удаленький.

Для левой руки:

Этот пальчик первый,

Он на ручке левой.

Этот пальчик наш второй-

Он вторым вступает в строй,

Он у нас красавец.

А за ним четвертый-

Он калачик тёртый,

Пятый пальчик меньше всех

И его обидеть грех!

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Задание на развития психических процессов:

Гимнастика для глаз:

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть, не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растёт крапива.

Слева- свёкла, справа- брюква,

Слева- тыква, справа- клюква,

Снизу- свежая трава,

Сверху сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю лёг.

В этом учебном году мы продолжаем применять логоритмические упражнения с участием музыкального руководителя. Что позволяет развивать музыкальный, звуковой, тембровой, динамический слух, чувство ритма, увеличивать певческий диапазон голоса.

А также включаем предметы, а именно фитболы, которые помогают развивать ловкость, силу, переключаемость, координацию движений.

Хотим представить вашему вниманию как пример два видеоролика логоритмического упражнения «Листики осенние».

1 ролик – соединение текста, движения и музыкального сопровождения.

2 ролик - усложнен включением предмета (фитбола).

Непосредственно к этому упражнению инструктором по физической культуре был разработан комплекс упражнений.

Музыкальным руководителем была написана мелодия.

Видео 1

Видео 2.

Инструктор по физвоспитанию с педагогами проводит логоритмическое упражнение «Листики осенние» на фитболах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Логоритмика как метод психомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста»

Насоящий проект напоавлен на психомоторное  и речевое развитие детей методами логоритмики...

Сообщение из опыта работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» с презентацией

Сообщение из опыта работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» с презентацией...

Сообщение из опыта работы на тему "Мелкая моторика как основополагающий аспект речевого развития воспитанников раннего возраста"

В рамках городского методического объединения воспитателей групп раннего и младшего возраста выступила с сообщением из опыта работы перед педагогами...

Сообщение из опыта работы на тему: «Формы и методы работы по развитию элементарных математических представлений»

«Формы и методы работы по развитию элементарных математических представлений» 1 Слайд. Здравствуйте уважаемые коллеги, я хочу познакомить вас со своим сообщение из опыта работы темой которой является...

Обобщение опыта работы по теме "«Круги Луллия как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников»

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент и...

Презентация опыта работы по теме «Моделирование - эффективный метод для развития речевого творчества дошкольников» на городском практическом онлайн – семинаре в рамках сетевого взаимодействия для молодых воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Презентация опыта работы по теме «Моделирование - эффективный метод для развития речевого творчества дошкольников» на городском практическом онлайн – семинаре в рамках сетевого взаим...