Сообщение из опыта работы на тему "Мелкая моторика как основополагающий аспект речевого развития воспитанников раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Светлана Владимировна Хиялова

В рамках городского методического объединения воспитателей групп раннего и младшего возраста выступила с сообщением из опыта работы перед педагогами 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hiyalova.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы на тему:

«Мелкая моторика как основополагающий аспект речевого развития воспитанников раннего возраста»

«Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к воспитанникам: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь воспитанникам справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.  Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у воспитанников восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Воспитанники, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна и поэтому очень важно уже с самого раннего возраста её, развивать. Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас малыша. Известно, что в последние годы уровень речевого развития воспитанников  заметно снизился. Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.

Так, на основе обследования воспитанников была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним, из наиболее эффективных средств речевого развития воспитанников служит развитие мелкой моторики.

Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М. И. Кольцовой, которая установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи.

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления детей.

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. А также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальчиковой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием мелкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).

Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных неразрывных процесса.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т. е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.

Развитие речи воспитанника посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной в работе воспитателя, поэтому я подробно занялась ее изучением и внедрила в свою работу воспитанниками раннего возраста.

В группу раннего возраста  приходят “домашние” дети, у многих из них не сформированы навыки самообслуживания. Наблюдая за детьми своей группы, мной было замечено, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, третьи — застегивать-расстегивать застежки-молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках.

Вместе с этим, я могу отметить, что у воспитанников  также довольно часто наблюдается задержка в речевом развитии, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха.

В чем причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, - это степень речевого общения воспитанников с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Анализируя психолого-педагогическую литературу я поддерживаю мнение ученых и опираясь на свои собственные наблюдения, что мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а, следовательно, и развить речь.

В своей работе я определила цель и задачи:

Цель:

- Развитие  речевой деятельности воспитанников раннего возраста посредством развития мелкой моторики.

Задачи для педагога:

1. Определить оптимальное время для регулярной работы по развитию мелкой моторики рук в режиме дня в процессе организации совместной деятельности с воспитнниками.

2. Способствовать появлению и повышению интереса воспитаннков к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

3. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью воспитанников.

4. Организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности воспитанников.

5. Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

Основываясь на основные концепции дошкольного воспитания, в работе по развитию мелкой моторики я придерживаюсь некоторых правил:

• подбираю задания с учетом их постепенно возрастающей сложности;

• учитываю индивидуальные особенности воспитанника, темп его развития, возможности;

• работу провожу регулярно, систематически;

• соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления воспитанника;

• в процессе обучения и развития формирую у воспитанников  положительную мотивацию посредством создания ситуаций успеха;

• работу по развитию тонкой моторики провожу в системе различных видов занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям, а главное - начиная с раннего возраста ребенка: с первых дней посещения детского сада.

Диагностика речевого развития показала, что 60% воспитанников моей группы имеют средний уровень сформированности речи, 40% - низкий. На основе полученных данных была спроектирована работа по развитию речи воспитанников раннего возраста посредством развития мелкой моторики, так как речь ребенка и мелкая моторика тесно взаимосвязаны.

В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у воспитанников:

- Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.

Пальчиковые игры дают возможность развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

- Составление фигур из счетных палочек.

В работе с дошкольниками я использую счетные палочки. Развивают ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помогут воспитанникам овладеть конструктивными навыками. В процессе выполнения задания необходимо объяснять воспитаннику, как называется та или иная фигура, как ее сложить.

- Использование прищепок.

Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у воспитанников. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными.

- Использование сухого бассейна.

Сухой бассейн представляет собой пластиковую коробку, наполненную песком. Разработаны задания, позволяющие развивать мелкую моторику рук в форме игры и попутно развивать речь воспитанников: Можно рисовать на песке прямые или извилистые дорожки. Шагать по ней пальчиками. Найти спрятанную игрушку и на ощупь определить, что это.

- Нанизывание.

Величину нанизываемых предметов нужно варьировать в зависимости от возраста ребёнка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими деталями. Материал для нанизывания используется самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока. Учу воспитанников брать бусины двумя пальцами или щепотью, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины.

- Шнуровка.

Шнуровка – это продергивание шнурка в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов, в которых сделаны отверстия- дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.

- Игра с пазлами.

Пазлы – это картинка, - головоломка, которую надо составить из отдельных кусков. В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук. Пазлы бывают разного размера и выполнены из разного материала.

- Вдавливание деталей в пластилин.

Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для развития силы рук. Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха.

- Сортировка круп.

Воспитанникам предлагаются перемешанные в одной коробке крупы, и малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной штучке, захватывая ее щепотью или двумя пальцами.

- Использование мозаики.

В своей работе использую разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые, напольные. Предлагайте малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет», затем покажите, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений – цветы, травка, солнышко, зверушки и др.

- Функциональные застежки.

Советую начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков, навыки очень полезны для развития навыков самообслуживания. Такую работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат раздеваться и одеваться, так и в игре, используя специальные дидактические игрушки.

- Определи на ощупь.

Воспитанникам предлагается определить на ощупь сколько фасоли в мешочках: много, мало, одна, ни одной. При перебирании пальчиками фасоли, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции и приятные ощущения.

Методы.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

В раннем возрасте, как известно, воспитанники  знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать воспитанников, лучше и быстрее усвоить материал:

Взаимодействие с родителями.

Одно из важнейших направлений в моей работе является взаимодействие с семьями воспитанников по данной проблеме. Основная задача, поставленная мной на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к совместной деятельности с детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Чтобы чётко говорить надо с пальцами дружить», провела мастер-класс «Играем пальчиками - развиваем речь». Были подготовлены консультации.

В ходе проделанной работы по развитию речи посредством развития мелкой моторики дети достигли следующих результатов:

- В процессе самостоятельной деятельности стали чаще употреблять стишки и потешки, заученные во время пальчиковых игр.

- Словарь детей расширился за счет систематических проведений игр в сопровождении стихов и потешек.

- Сформировалось умение называть цвета; употреблять в речи существительные, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголы, обозначающие бытовые, игровые действия, а также действия, противоположные по значению; прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов.

- Сформировалось умение составлять фразы из трех и более слов; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; задавать и отвечать на вопросы.

- Сформировалось умение заменять звукоподражательные слова общеупотребительными.

- В процессе игр на развитие мелкой моторики, воспитанники более эмоционально воспринимают текст стишков и потешек, с радостью играют в данные игры.

- Движения рук и пальцев воспитанников стали более четкими. В процессе игр воспитанники более четко и своевременно сопровождают движения рук с текстом.

Таким образом, создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности воспитанников, получив поддержку и помощь родителей, помогли добиваться поставленной цели.

В результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у воспитанников раннего возраста способствует развитию речи , а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста

В этой статье освещены психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста . Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей....

Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

Сообщение из опыта работы: "Роль детской книги в речевом развитии детей раннего возраста"

Сообщение из опыта работы: "Роль детской книги в речевом развитии детей раннего возраста"...

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста.

Консультация для родителей. Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста....

Методические рекомендации к опыту работы по теме «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Актуальность опыта Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ре...