Дополнительная общеобразовательная программа "Учимся играя"
рабочая программа по коррекционной педагогике
Ведущая идея программы - создание практико-ориентированной образовательной среды, котоая является одним из условий эффективного развития сенсорной культуры ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_uchimsya_igraya_2023_-_kopiya.docx | 79.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №87
Рассмотрена Утверждаю
на педагогическом Заведующий МАДОУ ЦРР д/с №87
совете _________К.Е.Некрасова
Протокол № _____ Приказ №____от _____ 20_ ___г.
от «_____»______202__г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Учимся, играя»
Возраст обучающихся: 5 -7 лет
Срок реализации: 9 месяцев( 1-й год обучения)
Автор программы:
Третьякова Елена Сергеевна,
учитель – дефектолог
г.Калининград
г. Калининград, 2023
1. Пояснительная записка.
Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа Сенсорное воспитание - важнейшее средство полноценного развития ребенка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме , цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. У детей, воспитывающихся в детском саду, уже в раннем возрасте возникает сенсорная депривация, связанная с бедностью представлений об окружающем мире, дефицитом раздражителей органов чувств, недостатком новых впечатлений. Для детей, переживающих сенсорную депривацию, свойственно резкое отставание и замедление всех сторон развития. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, дает возможность ребенку овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, оказывает влияние на развитие высших психических функций у детей. Большинство детей раннего возраста с ОВЗ имеют выраженное отставание в сенсомоторном развитии, не знают основных цветов спектра и их оттенков, названий геометрических фигур, не ориентируются в величинах и свойствах предметов. В результате этого возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Ведущая идея программы – создание современной практико- ориентированной образовательной среды, позволяющей эффективно развивать сенсорную культуру детей.
Идея программы состоит в следующем: совершенствование методики знакомства детей с цветом, формой и величиной предметов через дополнительные средства, способствующие развитию творческого потенциала ребенка, развитию всех видов мыслительной деятельности .
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы
Ключевые понятия:
Форма предмета- взаимное расположение границ и контуров предмета.
Величина предмета- это его характеристика, подчеркивающая размер, объем, протяженность предмета или объекта.
Цвет предмета- качественная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного восприятия.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся играя» имеет социально-гуманитарную направленность.
Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность образовательной программы
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования познавательной деятельности, имеющей первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения детей. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов и .д., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития познавательных способностей.
У ребенка развивается:
• восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;
• познавательная мотивация, произвольная память и внимание;
• “знаковая функция сознания”;
• произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.
Педагогическая целесообразность образовательной программы Система работы рассчитана на игровую деятельность с детьми 5 – 7 лет и представлена следующими разделами:
- ознакомление с цветом предметов;
- ознакомление с формой предмета;
- ознакомление с величиной предмета;
- формирование способности выполнять задание по образцу, на основе слухового восприятия
- наличие представления о взаимном расположении предметов,
При работе с детьми развиваются познавательные процессы, формируются положительные личностные качества; полученные знания дети применяют в практической деятельности.
Практическая значимость образовательной программы
Своевременное сенсорное восприятие на этапе дошкольного возраста — главное условие познавательного развития растущего человека, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира.
Пробелы в сенсорном развитии малыша трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем периоде. В школьном возрасте эти пробелы могут проявиться в виде отставания в развитии, затрудняющего овладение знаниями основ наук, поэтому в течение дошкольного возраста ребёнок должен приобрести представления:
- о цвете (цвета радуги);
- величине (большой, маленький, средний и т. п.);
- форме (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);
- вкусе (сладкий, горький, солёный, кислый);
- запахе;
- массе (тяжёлый, лёгкий);
- положении в пространстве (право, лево, внизу, вверху, близко, далеко и т. п.);
- звучании предметов (громко, тихо, высоко, низко);
- речевом слухе (гласные, согласные, твёрдые, мягкие);
- материале (мягкий, твёрдый, пушистый, гладкий и т. п.).
Принципы отбора содержания образовательной программы.
Работа с детьми всегда требует от педагога массу усилий, тем более с детьми дошкольного возраста. Исходя из специфики этой возрастной категории, используются следующие принципы обучения при подаче изучаемого материала:
Доступность
- Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.
- Доступность является также одним из основных критериев при отборе компьютерных программ для занятий. Они должны быть легкими в управлении и материал в них должен преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.
Наглядность
Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. Это:
- специальная оснащенность кабинета: яркое оформление кабинета;
- использование музыки на занятиях;
- различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки из бумаги);
-подборка пособий для занятий (с использованием красочных, ярких картинок, анимации, звуковых эффектов).
Индивидуальный подход
- Работа с дошкольниками требует гораздо большего внимания, чем с учащимися, и не только из-за возраста. Малыши еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.
- Индивидуальная работа - это один из самых эффективных способов обучения дошкольников.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы состоит в том, что она решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования. Игры как средство закрепления пройденного материала, закрепление знаний о сенсорных эталонах развивает творческие способности, позволяет повысить грамотность дошкольников, развивает интеллект, способствует общей подготовке к обучению в школе.
Цель образовательной программы - коррекция и максимальное развитие познавательных способностей детей на основе воспитания сенсорной культуры.
Задачи образовательной программы
Образовательные:
- Расширять знания детей об окружающем мире.
- Развивать представлений о цвете предметов .
- Формировать понятия о величине и форме предметов.
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы ( восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение).
- Раскрывать творческие способности детей;
- Расширять словарный запас детей
- Развивать сенсорные возможности ребёнка.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества -самоконтроль, самооценка, инициативность, самостоятельность.
- Воспитывать культуру общения друг с другом
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 5 - 7 лет.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы 4-8 человек.
Формы обучения по образовательной программе
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – до 30 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 1 академический час. Занятия проводятся 2 раз в неделю.
Объем и срок освоения образовательной программы
Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы требуется 72 часа.
Основные методы обучения
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу материала. Благодаря такому подходу у детей вырабатываются такие качества, как решение практических задач, умение ставить цель, планировать достижение этой цели.
Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого ребенка на данное занятие;
2 часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности детей:
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей;
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
наглядный (показ материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.);
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
словесный - рассказ, объяснение, беседа;
стимулирования (соревнования, выставки, игры, поощрения).
Планируемые результаты
Дети будут:
Обучающие - различать и правильно называть цвета: красный, желтый, синий , зеленый, белый, черный, оранжевый, коричневый.
- узнавать и правильно называть геометрические формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки
-указывать размер предметов(большой – маленький, большой – больше – самый большой, маленький – меньше – самый маленький). - сравнивать две группы предметов по цвету, форме, величине на основе практических упражнений
- уметь выполнять задание по образцу с опорой на зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Развивающие
У детей сформируется:
-наглядно-образное, логическое мышление;
- абстрактное мышление;
- словарный запас детей и знания об окружающем мире;
- сенсорные возможности ребёнка.
Воспитательные
Дети научатся проявлять:
-самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость
Будут обладать:
-культурой общения, навыками сотрудничества;
-бережным и аккуратным отношением к пособиям.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Механизм оценивания образовательных результатов.
1. Уровень теоретических знаний.
Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
2. Уровень практических навыков и умений.
Умение открывать программу.
Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением действий.
Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как работать с сенсорными эталонами
Высокий уровень. Четко и безопасно справляется с игровой задачей самостоятельно..
Умение пользоваться инструментами программы.
Низкий уровень. Не может пользоваться игровым материалом без помощи педагога.
Средний уровень. Может пользоваться игровым материалом при подсказке педагога.
Высокий уровень. Способен самостоятельно пользоваться игровым материалом
Умение составлять композицию, орнаменты узоры.
Низкий уровень. Требуется постоянные пояснения педагога при составлении композиции.
Средний уровень. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.
Высокий уровень. Самостоятельно выполняет операции по составлению композиции
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Дети могут участвуют в различных выставках и конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня. По окончании программы дети представляют творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия
Игры и пособия по сенсорному развитию.
Магнитная доска 1 шт.,
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.
Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
Кадровые
Педагог, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика»
Оценочные и методические материалы
Вся оценочная система делится на три уровня сложности:
- Ребенок может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога
- Ребенок отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно объяснить принцип выполнения и особенности любой из предложенных ему игр.
- Ребенок отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Располагает сведениями сверх программы, проявляет интерес к теме. Проявляет инициативу при выполнении конкурсной работы или проекта.
Методическое обеспечение
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
№ п/п | Наименование | Автор, год издания | Количество | Примечания |
1. | Часы «Времена года» | Луч, 2007 | 1 | |
2. | Плакат «Цифры» | Детский мир, 2008 | 1 | |
3. | ||||
4. | Плоскостные геометрические фигуры | Самоизготовление | 1 | |
5. | Геометрические тела | 1 набор | ||
6. | Резиновые игрушки | 7 наборов | деревянные | |
7. | Карандаши цветные | 7 наборов | ||
8. | Карандаши простые | 10 шт. | ||
9. | Линейки | 12 шт. | ||
10. | Подносы для раздаточного материала | 12 шт. | ||
11. | Счётные палочки | 10 шт. | ||
12. | Пеналы «Цифры и знаки» | Самоизготовление | 12 наборов | |
13. | Пеналы «Геометрические фигуры» | Самоизготовление | 12 шт. | |
14. | «Волшебные мешочки» | Самоизготовление | 12 шт. | |
15. | Материал для сравнения по величине ( ленточки, полоски, снежинки, «деревья», пенечки и др). | Самоизготовление | 10 шт. | 1 набор – 5 шт. |
16 | «Палочки Кьюзинера» | Корвет, 2004 | 2 | |
17 | Д/игра «Сложи узор» | Корвет, 2005 | 4 | + альбомы со схемами |
18 | «Танграм» | Самоизготовление | 6 | |
19 | «Завтрак космонавтов» | Самоизготовление | 6 | |
20 | Кубики «Хамелеон» | Корвет, 2003 | 1 | |
21 | Логическая мозаика | Корвет, 2004 | 2 | |
22 | «Распорядок дня» | «Весна-дизайн»,2006 | 1 | |
23 | Лото «Цвет и форма» | Самоизготовление | 1 | |
24 | ||||
25 | «Волшебные фигуры» | Радуга, 2006 | 1 | «4 в 1» |
26 | Геометрический конструктор | Самоизготовление | 1 | |
27 | Геометрические формы | Самоизготовление | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(72 часа, 2 раза в неделю)
Тема 1. Пирамидки
Теория: Закрепление названия основных цветов, уточнение представлений о величине предметов. Развитие зрительного восприятия и внимания.
Практика: дидактическая игра « Собираем пирамидки».
Тема 2. Разноцветные ленточки.
Теория: Учить различать цвета путем сравнения их друг с друг с другом и прикладывания к образцу.
Практика: дидактическая игра «Подбери по цвету»
Тема 3. Цветные автомобили
Теория: Закрепление представлений детей об основных цветах. Продолжать учить ориентироваться по названию цвета с опорой на наглядный материал.
Практика: дидактическая игра «Цветные автомобили»,
Тема 4. Цветовое лото.
Теория: Учить различать и правильно называть основные цвета.
Практика: дидактическая игра « Цветовое лото».
Тема 5,6 Какие бывают фигуры.
Теория: Знакомство с геометрическими фигурами -кругом, квадратом
Практика: дидактические игры « Колобок сел на пенёк», «Выложи гусеницу из кругов».
Тема 7. Раскрась картинку
Теория: Обучение дифференциации основных цветов и знакомство с оттенками, используя знания в продуктивной деятельности.
Практика: Геометрический конструктор «Выложи картинку»
Тема 8. Матрешки большие и маленькие
Теория: Закрепление представлений об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между объемными формами.
Практика: Дидактическая игра «Большие и маленькие» «Три матрешки»
Тема 9. Собираем фрукты
Теория: Закрепление представлений о фруктах. Учить называть форму предметов- круглый , овальный.
Практика: игра «Варим компот» « Мозаика на липучках»
Тема 10. Собираем овощи
Теория: Уточнение представлений об овощах. Называть форму и цвет предметов.
Практика: Игра « Суп из овощей».
Тема 11. Листопад
Теория. обратить внимание на цветовую гамму природных явлений и предметов, обозначать определенным цветом. Обучение использованию цвета в рисунках.
Практика: рисунок « Осень».
Тема 12,13 Найди на ощупь.
Теория: Закрепление знаний детей о форме круг, квадрат, упражнение в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же образцом. Знакомство с формами – треугольник, прямоугольник.
Практика: дидактическая игра « Найди на ощупь ».
Тема 14. Геометрическое лото
Теория: Обучение детей сравниванию формы изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбиранию предмета по геометрическому образцу
Практика: дидактическая игра «Геометрическое лото».
Тема 15. Подбери по цвету
Теория: Находить картинку одинакового цвета, называть его правильно.
Практика: Игра « Собери картинку», «Подбери по цвету ».
Тема 16. Коробочки вкладыши.
Теория: Обучение определению и различению величины объёмных форм
Практика: игра « Подбери по размеру»,
Тема 17. Мозаика.
Теория: Обучение составлению картинки, по зрительным ориентирам, выбирая нужные части из предложенных образцов.
Практика: игра « Составь картинку».
Тема 18. Чья песенка
Теория: Обучение определению на слух источника звука, развивая слуховое восприятие.
Практика: игра « Отгадай, что звучит».
Тема 19. Строители.
Теория: Обучение детей сравниванию и различению предметов по форме. Совершенствование творческого оперирования представлениями – умения составлять предмет из геометрических фигур по замыслу.
Практика: игра «Собери картинку».
Тема 20. Окраска воды
Теория: Формирование у детей представления о разных оттенках цвета .
Словарь: «светлый», «темный»,
«светлее», «темнее», прозрачный
Практика: игра «Волшебная вода».
Тема 21. Лестница с одинаковыми ступеньками.
Теория: Учить располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений.
Практика: игра «Построй лесенку».
Тема 22. Башни разной высоты.
Теория: Формирование представлений о высоте предмета: высокий, пониже, самый низкий.
Практика: конструирование «Башни разной высоты
Тема 23,24 Палочки Кюинезера
Теория: Обучение выкладыванию из палочек квадрата и прямоугольника по образцу . Сравнение квадрата и прямоугольника.
Практика: Игровые упражнения « Собери фигуры».
Тема 25. Помоги украсить коврик
Чей коврик лучше.
Теория: Развитие зрительного восприятия формы плоскостных фигур – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Практика: рисунок « Составь узор».
Тема 26. В какую коробку
Теория: Обучение сравниванию и различению предметов по величине.
Практика: упражнение-игра « Разложи правильно».
Тема 27,28 Бусы на ёлку
Теория: Обучение детей ориентированию в цветовых тонах и геометрических формах, различать их по названию без опоры на наглядный материал.
Практика: аппликация « Укрась елку».
Тема 29. Елки высокие и низкие
Теория: Учить детей сравнивать предметы по высоте . Словарь: высокая, низкая, выше, ниже.
Практика: игры « Найди отличие», « Игрушки под елкой».
Тема 30. Что изменилось (форма)
Теория: Учить самостоятельно определять, что изменилось (форма) выбирать предмет и правильно называть его форму.
Практика: игра « Выбирай и рассказывай», «Что изменилось»
Тема 31. . Что изменилось (цвет)
Теория: Учить самостоятельно определять, что изменилось (цвет) выбирать предмет и правильно называть его цвет.
Практика: игра « Выбирай и рассказывай», «Что изменилось»
Тема 32. Что изменилось (величина)
Теория: Учить самостоятельно определять, что изменилось (величина) выбирать предмет и правильно называть его величину-большой, маленький.
Практика: игра «Выбирай и рассказывай», «Что изменилось»
Тема 33. Нарисуй картинку
Теория: Обучение детей умению передавать цветом свое эмоциональное состояние в рисунках .
Практика: Рисование на тему «Зима».
Тема 34 Узнай по описанию
Теория: Формировать тактильное восприятие. Обследовать предмет с помощью осязания , давать словесное описание обследованного предмета.
Практика: рисунок « Найди такую же».
Тема 35,36. Радуга
Теория: Учить сопоставлять результаты зрительного обследования. Учить детей передавать в лепке и рисунке цвет предметов после зрительно-тактильного обследования Учить детей дифференцировать предметы по цвету.
Практика: лепка , рисование « Радуга».
Тема 37. Парные картинки ( Мемори)
Теория: Учить находить картинки парные по цвету, форме, величине.
Практика: игра « Найди пару».
Тема 38. Подбери заплатку
Теория: Обучение детей умению подбирать нужную форму путем зрительного соотнесения.
Практика: Игра « Подбери заплатку».
Тема 39 Живое домино
Теория: Закрепление знаний детей о форме, цвете предметов; упражнение в правильном соотнесении образцом.
Практика: игра « Подбери по форме». «Подбери по форме»
Тема 40. Три круга
Теория: Обучение детей умению соотносить по величине три предмета и обозначать их отношение словами большой, маленький, средний, больше, меньше, самый большой, самый маленький
Практика: игра « Разложи правильно».
Тема 41. Составь такой же узор.
Теория: Учить последовательно обследовать фигуры в орнаменте, запоминать местоположение, правильно называть
Практика: «Составь такой же узор»
Тема42 Найди по описанию.
Теория Учить самостоятельно определять расположение фигур на листе , выкладывать орнамент по словесной инструкции.
Практика: « Нади такой же».
Тема 43. Игрушки в волшебном ящике
Теория: Обучение последовательному обследованию предмета, выделяя и словесно обозначая формы предмета и пространственное расположение его частей ; узнавать предмет на ощупь и по словесному описанию.
Практика: игра « Найди на ощупь».
Тема 44. Лото «Какой на вкус».
Теория: Называть вкус продукта, опираясь на имеющиеся представления , пояснения и образец педагога.
Практика: игра «Кислый, сладкий, соленый».
Тема 45.Украсим платье для куклы
Теория: Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову
Практика: выкладывание узора « Украсим платье».
Тема 46. Кто позвал
Теория: Развивать слуховое восприятие.
Учить определять на слух источник звука.
Практика: игры « Кто позвал», «Тихо-громко», « Что звучит»
Тема 47, 48 У бабушки в деревне
Теория: Закрепить понятие «Фрукты» «Овощи», учить рассказывать о фруктах по образцу и по плану.( цвет, форма, вкус, …)
Практика: игра « В огороде».
Тема 49. Бусы для кукол.
Теория: Упражнять детей в чередовании цвета по образцу и по словесной инструкции
Практика: игра «Собери бусы».
Тема 50. Игры с кубиками Никитина.
Теория: Учить складывать узор из кубиков по образцу. Обозначать словами цвет и форму (квадрат, треугольник) Продолжать учить детей устанавливать соотношение по величине.
Практика: рисунок « Выложи узор»
Тема 51. Собери картинку из частей.
Теория: Учить составлять картинку из 2-4 частей по образцу и самостоятельно.
Практика: игры « Составь картинку».
Тема 52 Игры с блоками Дьенеша.
Теория: Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах, развивать геометрическое воображение, пространственное представление, учить подбирать фигуры по предложенний схеме, затем самостоятельно по воображению..
Практика: конструирование по образцу и воображению
Тема 53. Логический куб
Теория: Учить различать и узнавать цвет, форму и величину предмета
Практика: игра « Каждой фигуре свое место»
Тема 54. Кто позвал
Теория: Обучение различению голосов , развитие слухового восприятия.
Практика: Игра «Кто позвал», « Чей голос»
Тема 55. Три квадрата.
Теория: Обучение детей соотношению по величине трёх предметов и обозначению словами большой, маленький, средний, больше, меньше, самый большой, самый маленький.
Практика: игра « Квадраты большие и маленькие».
Тема 56. Угадай, чего не стало
Теория: Закреплять у детей умение находить предмет заданной величины и использовать его в игровых действиях.( по образцу и по словесной инструкции)
Практика: игра « Найди такую же», « Раз, два, три - ищи»
Тема 57, 58 Зоопарк . Ферма
Теория Закреплять представление об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.
Практика: конструирование « Зоопарк», «Ферма»
Тема 59. Подбери по форме
Теория: Обучение выбору по образцу предметов определенной величины, развивая глазомер.
Практика: работа с героями.
Тема 60. Что выбрал Петрушка?
Теория: Закрепить представление детей о спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый ,черный, коричневый). Закреплять представление о геометрических фигурах, их свойствах,Закрепить умение ориентироваться на листе по образцу.
Практика: Игра « Волшебный ящик»
Тема 61..Умные мишки
Теория: обучение детей соотнесению предметов по цвету( красный, синий, зеленый, желтый), используя специальный пластмассовый пинцет.
Практика: игра «Умные мишки».
Тема 62. Геометрическое лото.
Теория: Обобщение и закрепление представлений детей о геометрических формах (круг, квадрат, треугольник)
Практика: игра «Лото»
Тема 63. Сортер « Хвостики замочки»
Теория:Обучение детей соединению фигур заданной формы.
Практика: игра « Собери фигуру»
Тема 64. Танграмм.
Теория: организация практической работы над созданием картинки по образцу.
Практика: Игра « Выложи картинку».
Тема 65. Помоги Лунтику собрать фигуру из частей
Теория: Обучение детей составлению целой геометрической фигуры из частей.
Практика: игра « Собери фигуру»
Тема 66. Дружим с блоками Дьенеша.
Теория: организация практической работы по определению величины и цвета геометрической фигуры.
Практика: игра « Удивляйка-1».
Тема 67. На что похоже.
Теория: организация практической работы по определению формы предмета.
Практика: игра «Формы»
Тема 68,69 Кубики Хамелион.
Теория: организация практической работы над созданием картинки по образцу и по замыслу, анализ работ.
Практика: игра «Выложи картинку».
Тема 70. Магнитная мозаика
Теория: организация практической работы над созданием картинки, анализ работ.
Практика: работа над созданием своих картинок.
Тема 71. Что продается в магазине.
Теория: Учить описывать игрушку по образцу, выделяя цвет, форму и величину предмета
Практика: игра «Магазин игрушек»
Тема 72. «Путешественники».
Теория: Закрепление знаний о цвете, форме и величине предметов.
Практика: Игры « Волшебная корзина», «Собери цветок» Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | Самостоятельная подготовка* | |||
1. | Пирамидки | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
2 | Разноцветные ленточки | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
3 | Цветные автомобили | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
4 | Цветовое лото | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
5 | Какие бывают фигуры | 2 | 0,5 | 1,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
6 | Раскрась картинку | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
7 | Матрешки большие и маленькие | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
8 | Собираем фрукты | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
9 | Собираем овощи | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
10 | Листопад | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
11 | Найди на ощупь | 2 | 0,5 | 1,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
12 | Геометрическое лото | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
14 | Подбери по цвету. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
15 | Коробочки и вкладыши. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
16 | Мозаика. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
17 | Чья песенка | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
18 | Строители | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
19 | Окраска воды | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
20 | Лесенка. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
21 | Башни разной высоты | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
22 | Палочки Кюизенера | 2 | 0,5 | 1,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
23 | Помоги украсить коврик. Чей коврик лучше. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
24 | В какую коробку | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
25 | Бусы на ёлку | 2 | 0,5 | 1,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
26 | Елки высокие и низкие | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
27 | Что изменилось (форма) | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
28 | Что изменилось (цвет) | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
29 | Что изменилось (величина) | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
30 | . Нарисуй картинку | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
31 | Узнай по описанию | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
32 | Радуга | 2 | 0,5 | 1,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
33 | Парные картинки (мемори) | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
34 | Подбери заплатку | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
35 | Живое домино | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
36 | Три круга | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
37 | Составь такой же узор. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
38 | Найди по описанию. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
39 | Игрушки в волшебном ящике | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
40 | Лото «Какой на вкус». | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
41 | Украсим платье для куклы | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
42 | Кто позвал | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
43 | У бабушки в деревне | 2 | 0,5 | 1,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
44 | Бусы для кукол. | 1 | 0.5 | 0.5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
44 | Игры с кубиками Никитина. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
45 | Платочек для мамы | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
46 | Собери картинку из частей. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
47 | Игры с блоками Дьенеша. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
48 | Логический куб | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
49 | Кто позвал | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
50 | Три квадрата | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
51 | Угадай, чего не стало | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
52 | Зоопарк . Ферма. | 2 | 0,5 | 1,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
53 | Подбери по форме | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
54 | Что выбрал Петрушка? | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
55 | Умные мишки | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
56 | Геометрическое лото | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
57 | Сортер « Хвостики замочки» | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
58 | Танграмм. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
59 | Помоги Лунтику собрать фигуру из частей | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
60 | Дружим с блоками Дьенеша. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
61 | На что похоже | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
62 | Кубики Хамелион | 2 | 0,5 | 1,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
63 | Магнитная мозаика | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
64 | Что продается в магазине. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
65 | Путешествен-ники | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
72 | 32,5 | 39,5 | 0 |
Календарный учебный график
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности |
1. | Начало учебного года | 1 сентября |
2. | Продолжительность учебного периода | 36 учебных недель |
3. | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4. | Периодичность учебных занятий | 2 раза в неделю |
5. | Количество часов | 72 часа |
6. | Окончание учебного года | 31 мая |
7. | Период реализации программы | 01.09.2023-31.05.2024 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
- гражданско-патриотическое;
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры.
Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков.
Используемые формы воспитательной работы: викторина, инсценировка, игры.
Методы: словесный, наглядный, заучивание стихотворений, пословиц.
Планируемый результат: повышение мотивации к учебной деятельности; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия, события | Направления воспитательной работы | Форма проведения | Сроки проведения |
1. | Беседа на тему «Первое сентября – День Знаний» | Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание | В рамках занятий | Сентябрь |
2. | Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию | Нравственное воспитание | В рамках занятий | Сентябрь-май |
3. | Участие в праздниках «День пожилого человека», «Музыкальная осень» | Нравственное воспитание, воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Октябрь |
4. | Участие в интеллектуальных играх | Нравственное воспитание, трудовое воспитание, интеллектуальное воспитание | В рамках занятий | Ноябрь |
5. | Беседа о празднике «Новый Год» | Нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Декабрь |
6. | Беседа о празднике «День защитника Отечества» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Февраль |
7. | Беседа о празднике «8 марта» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Март |
8. | Беседа о празднике «День Победы» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Май |
9. | Открытые занятия для родителей | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры | В рамках занятий | Май |
Список литературы:
Нормативные правовые акты:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2.Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.
3.Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" .
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
7.Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области"
Для педагога
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, изда-тельство, год издания, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | Шевченко С.Г. | «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (в 2 книгах) | Москва,Школьная пресса,2004 год | Методическое пособие | 1 |
2. | Стаховская В.П., Белова Л.С. | «Коррекция и реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» | Калининград 2008 год | Методи-ческие рекомендации | 1 |
3 | Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. | «Воспитание сенсорной культуры ребенка». | Москва, Просвещение, 2008 год | Пособие | 1 |
Венгер Л.А., | Венгер Л.А., «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» | Москва,1999 год | Пособие | 1 | |
4 | Б.П.Никитин | «Ступеньки творчества или развивающие игры» саду | Москва, 2014 год | Пособие | 1 |
5 | Степанова Г.В. | Занятия по математике для де-тей 5-6 лет с трудностями в обучении | Москва,,ТЦ Сфера,2008 год | Пособие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа " Английский играя"
Данная программа обучения представляет собой игровую форму занятий. Обучение проводится с опорой на родной язык, но постепенно переходит на иностранный. Направлена программа на быстрое и качественное ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Растем играя" ( занятия СИРС)
Очень важно, чтобы творческий потенциал заложен был в ребенке с рождения, развивался и раскрывался по мере взросления....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Танцуем играя!»
Данная программа является описанием процесса развития чувственно-эмоциональной сферы ребенка в движении и танце во взаимосвязи со сферой нравственной и интеллектуальной посредством игр с танцева...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры» 2017-2018
В программе предложены логические игры для детей 4-5 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры» 5-7 лет 2017-2018
В программе представлены занятия для обучения детей 5-7 лет игре в шашки и шахматы....
Дополнительная общеобразовательная программа «Игра в театр»
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способности ч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...