Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Евсеева Антонина Викторовна

Основные направления и этапы коррекционно-воспитательной работы с детьми по формированию навыков самообслуживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya_u_detey_s_ovz.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной реабилитации, основной целью которой должна стать успешная адаптация и интеграция в общество. Воспитание – ведущее и определяющее начало процесса социализации, в рамках которого происходит усвоение социальных норм, умений, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития при проживании в стационарных организациях становится актуальным уметь самостоятельно обслуживать себя, что позволяет им быть более независимым в жизни. Важная роль отводится технологиям и педагогическим практикам, направленным на формирование у воспитанников навыков самообслуживания.  Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должен осуществляться с учетом личностно ориентированных моделей воспитания. Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) является важным шагом пути к социализации, как фактор успешной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. У детей с ОВЗ формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов, которое будет учитывать возможности ребенка на данный момент и ориентироваться на ближайшие задачи. Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Перед специалистами стоит задача сформировать у детей с ОВЗ навыки и умения, необходимые им в быту, как можно раньше. Основными методами воспитания являются индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.    Этапы формирования навыков предусматривают овладение простейшими, а затем более сложными действиями. Применяется метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используется словесная инструкция и коррекция действий детей. Воспитанники знакомятся с предметами ближайшего окружения, учатся выполнять с ними определенный алгоритм действий. Их отработка происходит в процессе режимных моментов. Индивидуальный подход предполагает принятие и понимание каждого воспитанника, создание благоприятных для него условий. Помощь достаточно разнообразна:

a) устная – слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие;

b) демонстрационная – показ самого действия, способствует подражанию его ребенка;

c) физическая – действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна. Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Наглядность в виде пиктограмм способствует успешной организации коррекционной среды.

Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников с ОВЗ:

 1. Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения воспитанников: - уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания; - уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, сидеть за столом, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу.

 2. Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи: - учить различать и называть части тела: голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т.д.; - знать предметы санитарии и гигиены, их местоположение; - учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.

3. Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:  -  сформировать умение различать предметы одежды и обуви; - учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь; - учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии и т. д.; - учить правильно и последовательно одеваться.

4. Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:  - во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой; - при раздевании - научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик, в шкаф; - в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться; - в игровой комнате убирать на место игры и игрушки. –

Формирование навыка культурного поведения. В этом направлении решаются следующие задачи: - учить детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; - воспитывать заботливое отношение к окружающим людям, товарищеские взаимоотношения друг с другом. Одним из принципов коррекционного педагогического процесса является признание права ребёнка развиваться в индивидуальном темпе, сохраняя при этом свои индивидуальные особенности. Следующим принципом можно выделить создание соответствующей среды для формирования практической деятельности и социальных навыков у воспитанников, т.е. комфортной социально-бытовой и предметно-развивающей среды в группах с учётом возрастных и физиологических особенностей воспитанников. Еще один важный принцип в коррекционном процессе – это самостоятельный выбор педагогом содержания, методов, форм, дидактических средств обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка и результатов мониторинга личностных достижений. И, конечно, социализирующая направленность коррекционно-воспитательного процесса, при которой требуется специальная работа по введению воспитанника в более сложную социальную среду, т.е. поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах. На начальном этапе коррекционного педагогического процесса необходимо определить актуальный уровень развития социально-бытовых навыков и представлений. На основании данных мониторинга специалисты выстраивают индивидуальный маршрут воспитанника в соответствии с функциональными возможностями и зоной ближайшего развития, определяют задачи на определенный период. В течение 6-12 месяцев осуществляется реализация индивидуального маршрута воспитанника в соответствии с поставленными задачами, постоянно определяется уровень помощи со стороны педагогов. По окончании сроков происходит оценка динамики развития воспитанника, полученных результатов; при положительной динамике требуется постановка новых задач, определение уровня помощи, а при отсутствии динамики необходимо выявить причины и скорректировать индивидуальный маршрут. Показателями успешности коррекционной педагогической работы являются индивидуальные достижения воспитанников, изменения в реальной повседневной жизни, появление не только сформированных навыков, но и повышение возможного для каждого воспитанника уровня самостоятельности; вовлеченность в различные виды деятельности, в том числе и трудовой. Обязательным условием работы является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность. Учитывая данную категорию детей, невозможно получить быстрый результат, но их необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...

Самообслуживание . Формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.

Самообслуживание во время подъема после сна.Цель: показать использование приемов трудового  воспитания, формирования  навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.Задачи:1. Воспиты...