Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда с родителями на тему: "Давайте познакомимся!"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Агеева Наталья Борисовна

В материале представлен конспект первого занятия в рамках работы семейного клуба "Солнышко в ладошках" для  родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davayte_poznakomimsya.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб психолого-педагогической поддержки родителей

«Солнышко в ладошках»

Занятие 1. «Давайте познакомимся»

Цель: знакомство участников тренинга.

Задачи:

1. Снятие эмоционального напряжения.

2. Установление правил работы и знакомство с организацией, принципами работы в тренинговой группе.

3. Формирование мотивации на дальнейшую совместную работу, направленную  на гармонизацию детско-родительских отношений и освоение родителями основных методов и приемов психолого-педагогической помощи дошкольникам.

4. Сплочение группы.

Ход работы

  1. Вводная часть.

- Мы все выросли в семье. Семья имеет наибольшее значение в формировании и становлении личности ребенка. Семейное окружение, те отношения, которые складываются между членами семьи, оказывают огромное воздействие на дальнейшую жизнь маленького человека, формируют его представление о мире, людях, о добре и зле. Ребенок впитывает в себя все то, что видит в своей семье. Каждый из нас, конечно же, хочет видеть своего ребенка счастливым, удачливым, благополучным, но не все родители знаю, как правильно воспитывать своего ребенка. Мы с вами собрались, чтобы вместе научиться, общаться со своим ребенком, помочь ему преодолеть трудности,   пополнить свои знания, быть более компетентными в вопросах воспитания.

II.        Основная часть.

1.          Сообщение ведущим плана предстоящих занятий, их целей и задач.

Совместная выработка с участниками правил работы группы.

2. Упражнение «Имя прилагательное». Участникам необходимо к первой букве своего имени подобрать прилагательное, а потом назвать имя и прилагательное.

3.  Анкетирование родителей «Семейное воспитание».

Ответы на вопросы № 1 и № 8 выносятся на коврограф:

- Уважаемые родители, кто ответил на вопрос № 1 «Да» - прикрепите свое солнышко к красному сектору, «Нет» - к зеленому сектору; «Не вполне» - к голубому сектору.  

Вывод:  многие родители считают свои знания о воспитании и развитии ребенка недостаточными и не вполне достаточными.

-  Обратите внимание на вопрос № 8. Прикрепите второе солнышко в нужный сектор.

Секторы соответствуют вариантам ответов анкеты вопроса № 8.

4.  Упражнение «Знаете ли вы своего ребенка?»

Как показывает практика, родители уделяют своим детям время для общения и выделяют пространство, но не знают и не понимают их. Детям необходимо время для эмоциональных контактов с родителями, а родителям нужно знать, как ответить детям таким образом, чтобы облегчит развитие отношений. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что не хотят тратить время на общение с ними. Мы предлагаем Вам анкету «Знаете ли вы своего ребенка?». После заполнения анкеты Вы сравните ответы своих детей и ваши.

Цель: самопроверка для родителей (с помощью сравнения своих ответов с ответами ребенка они определяют то, насколько хорошо они знают своего малыша).

Анкета для родителей «Знаете ли вы своего ребенка?»

Уважаемые родители! Откровенные ответы помогут Вам определить то, насколько хорошо Вы знаете своего ребенка

Ф.И.О.____________________________

1. Любимая книга __________________

2. Любимый цвет __________________

3. Любимый мультфильм ____________

4. Любимая игрушка ________________

5. Любимая  игра ___________________

6. Любимое занятие в детском саду____

Анкета  ребенка (воспитатель заполняет со слов ребенка заранее)

Ф.И.О.____________________________

1. Любимая книга __________________

2. Любимый цвет __________________

3. Любимый мультфильм ____________

4. Любимая игрушка ________________

5. Любимая  игра ___________________

6. Любимое занятие в детском саду____

5. Упражнение «Идеальный родитель и ребенок». Лист бумаги делится на две части и записываются качества идеального родителя и ребенка. Затем они зачитываются и ведущий предлагает ответить на вопрос: "Где и когда вы видели такого ребенка и родителя?" После ответов участников листы рвутся и выбрасываются. 

III.  Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика».

На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3—5 минут. Не следует предлагать детям более 2—3 упражнений. Артикуляционную гимнастику можно проводить подгруппами и индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить ее надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо.

Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

  • рассказ педагога о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке);
  • показ педагогом упражнения;
  • выполнение детьми упражнения перед зеркалом;
  • проверка правильности выполнения, указание на ошибку;
  • выполнение упражнения без    зеркала (если это возможно).
    В начале работы может быть напряженность движений речевых

органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений — статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6—8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Для того чтобы вызвать интерес у детей к речевой гимнастике, советуем проводить ее в занимательной сказочной форме. В сказке о Весёлом Язычке обязательно должен быть элемент новизны. Учите детей сочинять сказки про Язычок. Полезно поменяться ролями: ребенок рассказывает сказку, а взрослый выполняет упражнения. Ребенок подмечает недостатки и называет ошибки.

Сказка о Весёлом Язычке

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке {язык «лопаткой»  на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.

Рот — домик, губы — двери. А кто живет в этом домике? В этом домике, дружок, Живет Весёлый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.  (Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение «Стрелочка».)

Наш Весёлый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо...

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.  (Упражнения «Часики»,  «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На   крылечке   загорать.    (Упражнение   «Улыбка»,    «Жало», «Стрелочка».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело...

Но пора за дело.  (Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.  (Упражнение «Заборчик».)

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит  «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.  (Рот закрыт. Зубы обнажены. На пряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.  (Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело:

—  Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача —

Загонять в ворота мячик. (Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Дверь он запер на замок.

Лег  в   кроватку   и   умолк.   (Упражнения   «Горка»,   «Лопаточка».)

IV.     Заключительная часть 

Упражнение «Портрет моего ребенка в лучах солнца».

- Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите имя своего ребенка или нарисуйте его портрет. Затем вдоль лучей напишите все его достоинства, все, что вы в нем цените, а также те черты, которые вам не совсем по душе. Внимательно посмотрите на этот портрет.

Это – ваше солнышко, со всеми его лучиками, это часть вас самих, то, ради чего вы живете.

Помните, что ребенку нужна ваша безусловная любовь. Любите своих детей не за что-то, о просто потому, что это ваша плоть и кровь. Принимайте и их такими, какие они есть, со всем, что вам в них нравится и не нравится. Давайте учиться любить детей так, чтобы они поняли это, почувствовали вашу любовь, -  тогда они в будущем станут хорошими родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по изобразительной деятельности у детей младшего возраста на тему: "Давайте познакомимся! Что зa палочки такие?"

Тема: " Давайте познакомимся! Что зa палочки такие?" Цель: вызвать интересу детей к рисованию карандашами, закрепить знания детей о том, как правильно пользоваться карандашами, правильно его дер...

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда с использованием элементов песочной терапии «Волшебный песок» Учитель-логопед: Штырева У.С.

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда сиспользованием элементов песочной терапии«Волшебный песок»...

Конспект занятия педагога - психолога и учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста "Новогодний карнавал""

Конспект ИОД педагога - психолога и учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ОНР  "Новогодний карнавал"...

Конспект занятия педагога - психолога и учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимнюю сказку"

Конспект ИОД педагога - психолога и учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимнюю сказку"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий педагога-психолога совместно с учителем-логопедом «Путешествие ко дну морскому».

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Образовательные:расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;активизировать словарь...

Интегрированное занятие педагога-психолога ДОУ и учителя-логопеда "Путешествие в зимний лес"

Задачи:Коррекционно-образовательные.Закреплять знания о временах года, о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в природе.Расширять представление детей о внешнем виде и образе жизни лесныхзве...

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда по развитию речи и познавательных процессов с детьми подготовительной группы «Путешествие в песочную страну».

Цель – развитие памяти, внимания, мышления, речи.Задачи:1) активизировать словарь антонимов;2) развивать фонематический слух;3) формировать навыки звукового и слогового анализа;4) развивать...