Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Игры с мячом"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Бакиевич Татьяна Петровна

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Игры с мячом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Игры с мячом на занятиях педагога в ДОУ»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу рассказать об играх с мячом на занятиях  детьми.

Игры с мячом можно отнести к методу двигательной коррекции.  Психомоторная или двигательная коррекции направлена на коррекцию или формирование функций, связанных с движением, которые из-за особенностей индивидуального развития не имели возможности сформироваться правильно и в необходимом объеме.

Двигательная коррекция может применяться как для развития непосредственно особенностей моторной сферы, так и для других психических функций. Игры с мячом являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Чем же хорош мяч на занятиях психолога:

  • Многофункциональное и простое средство в работе специалиста
  • Доступно в использовании как специалистов, так и для родителей дома
  • Большая вариативность в коррекционных задачах, для которых может использоваться мяч
  • Игры с мячом легко подстроить под возраст и индивидуальные возможности ребенка
  • Повышают заинтересованность детей в занятиях
  • Легко включать в индивидуальные занятия, в групповые занятия, в работу в паре
  • игры с мячом не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки и больших временных затрат.

Игры с мячом используются в работе не только психологами, но и логопедами, дефектологами, педагогами, как способ переключения с привычной «работой за партой», привнесения элемента игры, закрепления материала, снятия эмоционального напряжения, активизации или расслабления

  1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.
  2. Игры с мячами и шарами, направленные на развитие мелкой моторики.
  3. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
  4. Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.
  5. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа.

Предлагаю подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы.

Развитие мелкой моторики

Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность,'

В практике работы с детьми речевой группы мы прослеживаем прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка.

  • Разминка: мячи судоку;

- прокатываем по пальчикам, по ладони.

- крутим мячик вперед-назад, вправо-влево

- подбрасывание теннисного мяча: двумя руками, одной рукой, с руки на руку

  • «птичья лапка», «чашечка» тренировка одного из возможных видов захвата мяча, когда ладонь захватывает мяч сверху. Можно выполнять на весу, можно с отскоком от стола или пола.
  • «откуда-куда» - перебирая пальцами прокатываем мяч по телу. Например от правой пятки к левому уху. Тут уже подключается речь, пространственные отношения.

Крупная моторика

  • Всевозможные броски. Друг-другу, друг-другу с отскоком об пол, чеканить мяч об пол, поочередно одной, потом другой рукой, каждой рукой отдельно.

Начинаем большими мячами, постепенно доходим до теннисных.

  • «Вратарь». Взрослый кидает мяч ребенку в руки, потом немного левее, правее. Задача вратаря – поймать мяч не прижимая к себе.

Потом вратарь может отбивать мяч ладонями.

  • «Вышибалы»
  • «Мяч под ногой».

- Правой рукой кинуть под правым коленом, поймать левой рукой.

- Правой рукой кинуть под левым коленом, ловим левой рукой.

- Правой рукой кинуть под коленом, поймать правой рукой.

-Можно добавить шаги.

Важно держать баланс, т.е. развиваем и вестибулярный аппарат.

  • Мяч с балансиром

Зрительно-моторная координация

Практически любые игры, которые включают в себя навыки владения мячом – бросание, ловля, попадание в цель.

  • «Баскетбол»  Сортировка мячей по корзинкам, можно вставать ближе, дальше. Кидать только левой или только правой рукой. Мишень может быть подвижной!!! Мишень может быть как горизонтальной, так и вертикальной (дартц).
  • «Пройти по лабиринту». Прочеканить мяч руками или прокатить ногами по намеченной линии. Провести клюшкой между конусами.

Восьмерка мячом вокруг ног.

  • Игра в «бочу». Можно играть командами, можно отдельно.

Внимание, регуляция

  • «Броски по слову – ловим муху». Называем насекомых разных, но когда услышал слово МУХА – отбиваем мяч об пол.
  • «Бум-Бам» передаем мяч по кругу. Как толбко скажу БУМ – меняем направление. Как скажу БАМ – передаем, отстукивая об пол.
  • «Послушный – непослушный мяч». Кидаем с ребенком мяч. Если мяч послушный, то ребенок возвращает мяч также. Если договорились, что мяч непослушный, то ребенок возвращает мяч другим способом.
  • «Догонялки из мячика». Сидим в кругу. Запускаем мяч по кругу. Можно запустить 2, 3 мячика. Можно поменять направление.

Память

  • Придумываем последовательность бросков. Например: Подбросить мяч вверх, подбросить с хлопками 2 раза, отбить об пол 3 раза. Постепенно усложняем, добавляем количество заданий. Или просим выполнить задание наоборот.
  • Чеканим по заданию: 2 раза левой, 2 раза правой, 1 раз двумя руками.

Речь

Огромное множество заданий:

- Назови ласково

- Мама- детеныш

- Кто что делает (змея – ползает, собака – лает, самолет- летит)

- Слово наоборот

  • «Я знаю 5 имен девочек…» (Речь, память, крупная, мелкая моторика, координация движения, ритм…)

Эти и множество других игр помогают нам педагогам в коррекционной работе. А дети с удовольствием играют с пользой для своего развития.

Благодарю за внимание!

В подборке игр использованы книги и разработки Светланы Александровны Плаховой (нейропсихолог)

О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева «Мяч и реч»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....