"Кинезиотерапия как здоровьесберегающая технология развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике

Агеева Наталья Борисовна

Кинезиотерапия – это синтез различных видов физического воздействия, в основу которых входят движения, а также формирование комплексного метода лечения и коррекции на их основе. Принцип кинезиотерапии – это принцип движения. Научной основой кинезиотерапии является учение о развитии головного мозга через двигательную активность, которое легло в основу  кинезиологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_prezentatsii.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Кинезиотерапия как здоровьесберегающая технология

развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ».

Кинезиотерапия – это синтез различных видов физического воздействия, в основу которых входят движения, а также формирование комплексного метода лечения и коррекции на их основе. Принцип кинезиотерапии – это принцип движения. Научной основой кинезиотерапии является учение о развитии головного мозга через двигательную активность, которое легло в основу  кинезиологии.

Тесная взаимосвязь мозговой и физической деятельности человека была замечена ещё в древности. Многие кинезиологичекие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

В структурном подразделении «Солнышко» МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, посещают логопедическую группу. Изучение особенностей развития наших дошкольников позволило получить данные о том, что в достаточно большом проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии, системные нарушения речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящих к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижение работоспособности, отставание в развитии двигательной сферы.  Все это обуславливает актуальность выбора технологии кинезиотерапии и активное её внедрение в нашу педагогическую практику. Целью кинезиотерапии как здоровьесберегающей технологии стало сохранение и укрепление здоровья в процессе коррекции речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством кинезиотерапевтичеких  методов.

Задачи: 

  • Развивать высшие психические функции.
  • Стабилизировать межполушарное взаимодействие.
  • Совершенствовать двигательные функции (ручная мелкая моторика, графомоторные навыки) и координацию движений.
  • Формировать у детей чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
  • Совершенствовать пространственный гнозис.
  • Реализовать комплексный подход в коррекции нарушений речи и укреплении здоровья дошкольников.

Кинезиотерапевтическую технлологию  мы реализуем путём организации логопедических занятий, включающих кинезиологические упражнения с соблюдением определенных условий: спокойная, доброжелательная обстановка; точное выполнение движений и приёмов; систематичность и регулярность. Кинезиологические упражнения добавляем постепенно, в соответствии с возможностями ребенка, поэтому упражнения могут быть и частью занятия (5-10 минут), и целым занятием (30 минут). Приоритетной формой для нас является индивидуальная работа – важно научить ребёнка правильно выполнять упражнения, только в этом случае будет положительный результат. Подгрупповая форма работы предполагает совершенствование навыка, поэтому мы объединяем детей в подгруппы (2 - 5 человек), когда они только овладевают упражнениями. Объединение в подгруппы определяется также возрастом детей и их индивидуальными особенностями, обусловившими трудности в развитии.

Принципы реализации технологии:

 Обеспечение психологического комфорта и повышенного внимания к здоровью детей.

 Уважение личности ребёнка.

 Индивидуальный подход: учет возраста, психических и физических особенностей ребёнка.

 Системность: упражнения не ограничиваются рамками одного занятия, а проводятся систематически в течение всей коррекционно-развивающей работы.

 Содержательность: разнообразие упражнений и формы работы.

 Предоставление детям самостоятельности: право выбора, самоопределение в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами.

 Сотрудничество: со специалистами, педагогами, родителями.

 Заинтересованность родителей: максимальная активность и вовлеченность в коррекционный процесс.

Разработанная нами технология кинезиотерапии включает несколько направлений: дыхательная гимнастика, пальчиковый  игротренинг, терапия движением.

Первое направление – «Дыхательная гимнастика». Выработка правильного дыхания  оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Каждое логопедическое занятие мы начинаем с дыхательных упражнений,  которые предшествуют  другим заданиям. Основным в дыхательной гимнастике является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; мы учимся выполнять его сначала  лежа, потом сидя и, наконец, стоя; активно используем адаптированные упражнения по методике  А. Н. Стрельниковой в сочетании с ритмизированной речью. Данная форма речи доступна, понятна детям дошкольного возраста, а, главное, является одним из приемов коррекции заикания и формирования слоговой структуры слов (примеры).

Особое внимание мы уделяем обучению четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох — задержка — выдох — задержка». Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, тренажеров и дидактических пособий: пример. Такие дыхательные тренировки помогают нашим малышам делать глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.

Второе направление - «Пальчиковый  игротренинг». Систематические упражнения для пальцев рук, по мнению М.М. Кольцовой, «мощное средство повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи детей начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развивая пальчиковую моторику, мы активизируем работу речевых зон в коре головного мозга. Пальчиковые игры мы проводим каждый день на логопедических занятиях. С помощью их мы передаём события (эпизоды) рассказов, сказок, стихов, потешек - получаются своеобразные инсценировки, способствующие формированию правильной речи. На индивидуальных занятиях по звукопроизношению работу по автоматизации звуков сочетаем с упражнениями для пальцевой  моторики на сенсорных дорожках.

Одним из приоритетных принципов, положенных в основу нашей системы работы по автоматизации звуков, является принцип усиления артикуляционных кинестезии и проприоцептивных ощущений в органах речи. С целью их усиления мы использовали предложенные Т.В. Сорочинской оптимизирующие логопедическую работу приемы, включающие пальцевые движения на тренажере, имеющем резиновую, шероховатую  поверхность. Развитие статико-динамических ощущений четких артикуляционных кинестезии и тактильно-проприоцептивной стимуляции наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, иппликатора Кузнецова или подобных игольчатых поверхностей.

      Третье направление - «Терапия движением». Логоритмика является частью кинезиотерапии. В основе занятий по логоритмике лежит метод фонетической ритмики - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Сравнительные результаты диагностики устной речи дошкольников показали, что использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, а также позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию и коррекции проблем в развитии речи ребёнка, повысить речевую активность, облегчить процесс чтения и письма.

Однако, обязательное условие  эффективности применения кинезиологических упражнений – это взаимодействие педагогов и родителей. Важнейшее значение имеет понимание родителями и педагогами всей важности и тонкости выполнения кинезиологических упражнений. С этой целью, учителя-логопеды проводят консультации и собрания, изготавливают и распространяют буклеты «Гимнастика для мозга»,  «Кинезиологические упражнения», презентации «Использование кинезиологических упражнений» с описанием упражнений, которые дают возможность овладеть практическими приемами проведения речеинтеллектуальных игр и упражнений в домашних условиях.

Принципы реализации технологии:

  • Обеспечение психологического комфорта и повышенного внимания к здоровью детей.
  • Уважение личности ребёнка.
  • Индивидуальный подход: учет возраста, психических и физических особенностей ребёнка.
  • Системность: упражнения не ограничиваются рамками одного занятия, а проводятся систематически в течение всей коррекционно-развивающей работы.
  • Содержательность: разнообразие упражнений и форм работы.
  • Предоставление детям самостоятельности: право выбора, самоопределение в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами.
  • Сотрудничество: со специалистами, педагогами, родителями.
  • Заинтересованность родителей: максимальная активность и вовлеченность в коррекционный процесс.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...

Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность...

Мастер-класс для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн"

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребе...

Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.В настоящее время развитие речи детей остаё...

«Лэпбук как средство применения игровых технологий развития речи детей дошкольного возраста»

Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...