Презентация "Особенности развития детей дошкольного возраста"
презентация по коррекционной педагогике

Корикова Надежда Николаевна

Данный материал содержит особенности развития детей от трех до семи лет жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx573.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности развития детей дошкольного возраста

Слайд 2

Дошкольный возраст – этап психического развития с 3 до 7 лет В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет.

Слайд 3

Основные вехи развития ребенка от трех до семи лет жизни: Складывается новая социальная ситуация развития; Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра; Во время игры дошкольники овладевают другими видами деятельности; Возникают важные новообразования в психической и личностной сферах; Происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка; - Формируется готовность к обучению в школе.

Слайд 4

Движущие силы развития психики дошкольника: - потребность в общении; - потребность во внешних впечатлениях ; - потребность в движениях.

Слайд 5

1. Меняются взаимоотношения со взрослыми; 2. Становится возможным достаточно систематическое обучение; 3. Отношения со сверстниками; 4. Осознание собственного «Я»; 5. Становление личности ребенка; 6. Ведущим средством общения является язык .

Слайд 6

Особенности развития детей в возрасте 3-4 лет

Слайд 7

Социально-эмоциональное развитие детей в возрасте 3-4 лет

Слайд 8

Общая моторика и моторика рук детей в возрасте 3-4 лет

Слайд 9

Зрительно-двигательная координация детей 3-4 лет

Слайд 10

Восприятие и предметно-игровая деятельность детей 3-4 лет

Слайд 11

Речевое развитие детей в возрасте 3-4 лет

Слайд 12

Понимание речи детьми в возрасте 3-4 лет

Слайд 13

Что должен уметь ребенок 3-4 лет Математика 1 . Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке. 2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д. 3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) . 4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). 5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов. 6. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Слайд 14

Развитие мышления. Памяти. Внимания 1 . Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей. 2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках. 3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор. 4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами. 5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки. 6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз. 7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза, 8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета. 9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. 10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный. 11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

Слайд 15

Развитие речи 1 . Ребенок должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное. 2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов). 3. Ребенок должен уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д. 4. Ребенок должен уметь называть по одному признаку каждого предмета. 5. Ребенок должен знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.) 6. Ребенок должен уметь повторять за взрослым стишки и песенки. 7. Ребенок должен знать свое имя и фамилию. 8. Ребенок должен уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

Слайд 16

Окружающий мир 1 . Ребенок должен знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных. 2. Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела). 3. Ребенок должен знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза). 4. Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы. 5. Ребенок должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы. 6. Ребенок должен знать части суток - утро, день, вечер, ночь. 7. Ребенок должен уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.

Слайд 17

Навыки обихода 1.Ребенок должен уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек). 2. Ребенок должен уметь разрезать ножницами бумагу. 3. Ребенок должен уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии. 4. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки. 5. Ребенок должен знать основные правила гигиены.

Слайд 18

Особенности развития детей в возрасте 4-5 лет

Слайд 19

Восприятие и предметно-игровая деятельность детей 4-5 лет

Слайд 20

Память и внимание детей 4-5 лет

Слайд 21

Речь детей 4-5 лет

Слайд 22

Математика у детей 4-5 лет

Слайд 23

Двигательное развитие и моторика рук детей 4-5 лет

Слайд 24

Особенности развития детей в возрасте 5-6 лет

Слайд 25

Социально-эмоциональное развитие детей 5-6 лет

Слайд 26

Общая моторика детей 5-6 лет

Слайд 27

Психическое развитие детей в 5-6 лет

Слайд 28

Речевое развитие детей 5-6 лет

Слайд 29

ВНИМАНИЕ: - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут; - удерживать в поле зрения 6-7 предметов; - находить 5-6 отличий между предметами; - выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; - находить 4-5 пар одинаковых предметов; ПАМЯТЬ: - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут; - рассказывать наизусть несколько стихотворений; - пересказать близко к тексту прочитанное произведение; - сравнивать два изображения по памяти;

Слайд 30

МЫШЛЕНИЕ: - определять последовательность событий; - складывать разрезанную картинку из 9 частей; - находить и объяснять несоответствия на рисунках; - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями; - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор МАТЕМАТИКА Счет в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?» Уравнивать неравные группы предметов двумя способами. Сравнивать предметы на глаз(по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения. Размещать предметы различной величины (до7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины. Выражать местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. Знаеть некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур. Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток. Называть текущий день недели.

Слайд 31

РАЗВИТИЕ РЕЧИ Иметь достаточно богатый словарный запас. Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение. Уметь аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника. Составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Определять место звука в слове. Уметь подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением. ПОЗНАНИЕ Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту. Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Знать название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, И. О. родителей, их профессии. Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года. Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений. Бережно относится к природе.

Слайд 32

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Знать 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки. Называть жанр произведения. Драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворения. Называть любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.

Слайд 33

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Слайд 34

• дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения; • хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; • способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); • стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче: • тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых . Социальное развитие: дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи, они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут, ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности, они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней, способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности. Организация деятельности

Слайд 35

Речевое развитие дети способны правильно произносить все звуки родного языка, способны к простейшему звуковому анализу слов, обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов ). грамматически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать, свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль, способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно, способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения

Слайд 36

Интеллектуальное развитие дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей, они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Слайд 37

Развитие внимания: шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка. Развитие памяти и объема внимания количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2), преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии, дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения), способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка), не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.

Слайд 38

Развитие мышления наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление, доступна логическая форма мышления. Зрительно-пространственное восприятие способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.); способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.), способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

Слайд 39

Зрительно-моторные координации способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого. Слухо -моторные координации: способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок; способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.

Слайд 40

Развитие движений дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений; способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей; способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п .; способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п ., способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п .); способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Слайд 41

Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста

Слайд 42

Задания для обследования детей 3-4 лет Поиграй (набор сюжетных игрушек) Коробка форм Разбери и сложи матрешку Группировка игрушек (адаптированный вариант Л.А.Вергера ) Сложи разрезную картинку (из 3-х частей) Достань тележку (со стержнем, адапт . вариант С.Л.Новоселовой ) Найди пару (сравнение картинок) Нарисуй Сюжетные картинки

Слайд 43

Задания для обследования детей 4-5 лет Поиграй (набор сюжетных игрушек) Коробка форм Разбери и сложи матрешку (пятисоставную) Дом животного (адаптированный вариант методики В.Векслера ) Сложи разрезную картинку (из 4-х частей) Угадай чего нет Посчитай Построй из палочек Нарисуй человека (адаптированный вариант методики Гудинаф-Харрисона ) Расскажи

Слайд 44

Обследование речевого развития детей 3-4 лет Понимание речи ( Покажи игрушку, Покажи картинку, Спрячь игрушку, Найди картинку) Сформированность фонематического слуха ( Покажи, кто как голос подает, Дай картинку) Предметный и глагольный словарь ( Назови, что покажу, Скажи , что делает, Скажи какой) Уровень развития активной речи ( Повтори за мной, Расскажи стишок, Расскажи) Состояние органов артикуляционного аппарата и звукопроизношения

Слайд 45

Обследование речевого развития детей 4-5 лет Понимание речи ( Покажи картинку, Спрячь игрушку, Покажи картинку) Сформированность фонематического слуха ( Покажи картинку, Будь внимательным, Игра «Эхо»)) Состояние словарного запаса ( Назови , что покажу, Назови одним словом, Скажи наоборот, Назови ласково) Состояние слоговой структуры слов (Повтори, Назови) Уровень развития активной речи ( Беседа, Расскажи стихотворение, Расскажи) Состояние грамматического строя речи (Спрячь игрушку, назови много, Угадай чего нет, Подбери слово) Состояние органов артикуляционного аппарата и звукопроизношения

Слайд 46

Задания для обследования детей 5-6 лет Включение в ряд Коробка форм Построй из палочек (лесенка) Сложи разрезную картинку (из 4-х частей) Сгруппируй картинки (по цвету и форме) Количественные представления и счет Сравни (сюжетные картинки «Лето») Найди время года Нарисуй целое Расскажи

Слайд 47

Задания для обследования детей 6-7 лет Сложи разрезную картинку (из 5-х частей) Представление об окружающем (беседа) Представления о временах года Количественные представления и счет Расскажи Дорисуй Звуковой анализ слова Продолжи ряд (письмо) Узнавание фигур (тест Бернштейна)

Слайд 48

Обследование речевого развития детей 5-6 лет Понимание смысловой стороны слов (Что означает это слово?, Придумай окончание предложений, Скажи наоборот) Состояние фонематического слуха ( Игра «Эхо», Повтори, Будь внимательным) Овладение словарем ( Назови , что это, Кто как передвигается, Назови животное и его детеныша, Подбери слово) Состояние слоговой структуры слов (Повтори за мной, Назови) Уровень развития активной речи ( Расскажи какой, Составь рассказ, Подумай и скажи) Овладение грамматическим строем речи (Прятки, Угадай, чего нет, Назови ласково, Назови) Овладение звуковой стороной речи (Назови правильно, Повтори правильно, Считалки) Состояние органов артикуляционного аппарата и звукопроизношения

Слайд 49

Обследование речевого развития детей 6-7 лет Уровень понимания смысловых оттенков слов (Найди различия в словах, Подбери слово, Объясни) Состояние фонематического слуха ( Игра «Эхо», Повтори, Будь внимательным, Угадай сколько звуков) Овладение словарем ( Угадай, что это, Кто что делает, Скажи наоборот, Подбери ряд слов, Подбери слово) Состояние слоговой структуры слов (Повтори за мной) Умение самостоятельно составлять связные высказывания ( Расскажи сказку, Составь рассказ по картинке, Перескажи) Уровень сформированности грамматического строя речи (Прятки, Назови правильно, Назови) Состояние звукопроизношения (Назови правильно, Повтори предложение) Состояние органов артикуляционного аппарата и звукопроизношения

Слайд 50

Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста При психологическом обследовании выявляется: актуальный уровень развития, устанавливаются потенциальные возможности ребенка, взаимозависимость процессов, обеспечивающих познавательную деятельность и влияющих на эмоционально-волевую сферу и личность , интересы и потребности ребенка, адекватность его притязаний, самооценки, критичность по отношению к себе и другим; сформированность коммуникативных функций;

Слайд 51

При изучении психических процессов и возможностей обучения детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере и поведении : повышенная истощаемость (и как результат – низкая работоспособность ), незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. и гровая деятельность сформирована неполностью . в осприятие характеризуется замедленностью. в мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций . При предъявлении задания в наглядно-действенном плане качество его выполнения значительно улучшается. Для оценки уровня развития мышления при психолого-педагогическом обследовании важно сопоставить результаты работы ребенка со словесным и наглядным материалом.

Слайд 52

Дети с нарушениями зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях , производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т.п.), а слабовидящему – соответствующие устные задания, то они их выполняют.

Слайд 53

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением слуха Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями слуха - неслышащих (глухих), слабослышащих - сопровождается целым рядом трудностей , связанных со специфическими особенностями их психического развития : непонимание ребенком обращенной к нему речи, отсутствие речи или ее неразборчивость осложняют общение с ним, что ограничивает возможности применения экспериментальных методик .

Слайд 54

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением слуха Для диагностики особенностей психического развития детей с нарушениями слуха необходим системный подход: учет структуры нарушения в целом, всестороннее обследование психики ребенка (речи, познавательных процессов , эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей ) нужно иметь сведения о семье - состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха . важно располагать данными о состоянии слуха, результатами аудиометрии .

Слайд 55

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением слуха Можно выделить специфические задачи изучения детей с нарушениями слуха в зависимости от возраста и периода психического развития, в котором находится данный ребенок. 1. В раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сферы , в первую очередь - формированию взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений. 2. В подростковом и юношеском возрасте при правильной организации обучения отставание в развитии познавательной сферы обычно наблюдается в отношении самых сложных психических процессов, формирование которых зависит от уровня развития словесной речи, - словесной памяти, абстрактно-понятийного мышления, воображения. 3. Основным методом изучения детей с нарушениями слуха в младенчестве и раннем детстве является наблюдение. В естественной обстановке ведется наблюдение за внешними компонентами поведения – двигательными составляющими практических и гностических действий, движениями тела и его частей , мимикой и пантомимикой, внешними проявлениями вегетативных реакций , вокализациями и речевыми актами, их характером, содержанием , направленностью , продолжительностью, фонетическими, грамматическими , лексическими особенностями речи. 4. При обследовании детей дошкольного и школьного возраста наряду с наблюдением используются экспериментально-психологические методики, все виды психологического эксперимента (лабораторный, естественный , обучающий ), направленные на выявление особенностей в развитии восприятия , пространственных представлений, памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления.

Слайд 56

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами , психологами , педагогами. Период пребывания ребенка с нарушением зрения в организации для обучающихся с ОВЗ от ясельного до младшего школьного возраста включительно связан для него с несколькими кризисными периодами .

Слайд 57

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения 1. Наиболее острым специфическим периодом является период осознания своего отличия от нормально видящих детей, приходящийся на средний и старший дошкольный возраст. 2. Второй критический период связан с переходом от дошкольной системы воспитания к регулярному систематическому школьному обучению. 3. Третий критический период - переход к обучению в средних классах общеобразовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)

Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...