Роль карточек PECS в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

PECS – это альтернативный способ коммуникации, способ, который даёт возможность выразить Вашему ребенку свои желания и потребности, а Вам донести до ребёнка Ваши слова и их значения. С карточками Пекс налаживается понимание речи у ребёнка, а благодаря этому ребенок начинает понимать значение Ваших слов, Ваших просьб и ваших намерений. Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peks.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль карточек PECS в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Подготовила: воспитатель МБДОУ № 100 « Берегиня » Номоконова Анастасия Владимировна

Слайд 2

Что такое карточки PECS?

Слайд 3

Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми .

Слайд 4

PECS – это альтернативный способ коммуникации, способ, который даёт возможность выразить Вашему ребенку свои желания и потребности, а Вам донести до ребёнка Ваши слова и их значения. С карточками Пекс налаживается понимание речи у ребёнка, а благодаря этому ребенок начинает понимать значение Ваших слов, Ваших просьб и ваших намерений . Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

Слайд 5

Этапы обучения: Сначала ребенка необходимо научить брать картинку. На втором шаге малыша обучают отдавать карточку. Третий этап включает в себя обучение тому, чтобы ребенок начал распознавать предметы, которые нарисованы на пластинках. Ошибки, наступающие на этом шаге, заключены в неумении определить изображение. Затем ребенку нужно объяснить, как формировать предложения по типу «Я хочу игрушку (или что-то еще)», «Дай мне…». На пятом шаге малыша учат отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?». Заключительный этап подразумевает обучение ребенка различать предметы на пластинках, самостоятельно их называть и отвечать, когда его спрашивают . Методика работы с PECS

Слайд 6

Вопросы и ответы. Каких размеров делать карточки в домашних условиях? Лучше взять размер 4*4 или 5*5, не стоит вырезать картинки больших размеров. С каких изображений стоит начать обучение? Распечатывать лучше всего то, что ребенок любит, что для него значимо и интересно. Или начинайте с простых картинок – фруктов, игрушек. Какую бумагу использовать при создании картинок? Лучше брать плотнее и толще, чтобы малышу было легче держать. К тому же, обязательно следует ламинировать, чтобы картинки не портились долгое время. Как часто нужно проводить занятия? Один урок длится в течение получаса. Не существует четкого плана, сколько раз в неделю заниматься. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его навыков обучаемости .

Слайд 7

Что такое социальные истории для аутистов в картинках? Это часть визуальной программы, которая способствует взаимодействию аутиста с окружающим миром и людьми. Это короткие истории, показанные на картинках. Они описывают разные ситуации, реакции людей, желательные действия, которые должен совершить ребенок. Пример социальной истории «подогреваю еду »:

Слайд 8

Каких результатов можно достичь? Использование Пекс позволяет достичь следующих результатов: Эта программа поможет за короткое время быстро наработать умения коммуникации. Метод способствует развитию у малыша инициативности, ее выражения, спонтанного произношения слов и фраз. Общение и контакт с окружающими людьми станут более доступными. Впоследствии малышу можно помочь обобщить приобретенные вербальные средства коммуникации. Применение карточек Pecs не препятствует разговорной речи, а напротив – ускоряет ее появление и развитие. Это достигается за счет парирования словесного и визуального стимула в обменном процессе. Значительных минусов не замечено, эффективность системы подтверждена Национальным центром профессионального развития. Аутисты не ленятся говорить, они хотят общаться с родными, знакомыми, но не умеют этого делать. Поэтому альтернативная программа, помогающая развить речь, доступна для многих родителей и их детей.

Слайд 9

Работа с карточками PECS Работу с карточками нужно вводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения. На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой . Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку .

Слайд 10

Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка .

Слайд 11

Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы . Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома .

Слайд 12

Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание. Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке . Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением .

Слайд 13

С какого числа карточек PECS стоит начать ? У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера. Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д. Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться .

Слайд 14

Как сделать карточки PECS своими руками Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку. Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word . После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.

Слайд 15

Альбом для карточек PECS

Слайд 17

Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться ? Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение! Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи .

Слайд 18

Заключение Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми и повторяющимися по несколько раз в одной и той же последовательности. Только при усвоении простейших программ примитивная однообразная деятельность сменяется направленной. Дети переходят от пассивного к осознанному овладению навыками, различными формами ручной умелости, речью, у них формируется сознание своего Я. Реабилитация должна проводиться в физиологически благоприятные сроки развития ребенка (от 2 до 8-ми лет). Несмотря на все трудности и препятствия, которые неминуемо встретятся на пути аутичного ребенка в жизни, «Дорогу осилит идущий».

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно передать детям, а усвоение этих знаний должно ...

Роль игры в организации коррекционной работы с детьми с ОНР

Данная статья раскрывает основные направления коррекционной работы с детьми с ОНР в игре...

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми

У детей логопедических групп бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, слабо развито чувство ритма, поэтому уже на самом первом уровне работы я даю игровые упражнения, направле...

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми.

Творческие игры в коррекционнгой работе....

консультация для воспитателей «Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

laquo;Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи. Одной из первых форм детской и...