Картотека игр «Развитие зртительно-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Никулина Оксана Владимировна

Так как нервная система дошкольника является наиболее пластичной, у них преобладает игровой вид деятельности и уже к подготовительной группе сочетается с предпосылками к учебной деятельности, обеспечивая плавный переход к школьному обучению, у логопеда появляется  возможность расширяя диапазон методов и приемов, реализовать работу по профилактике оптической дисграфии наиболее успешной и эффективной. Учитывая, что детский сад является первой ступенью образования, окончив которую ребенок переходит на новую образовательную ступень – начальную школу, перед логопедом детского сада будет стоять задача подготовить дошкольника к успешному обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр «Развитие зртительно-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

БЛОК I: Развитие зрительного восприятия

Цели:

 - развитие симультанного восприятия, в т.ч. симультанного анализа и синтеза;

- научить осмысленно воспринимать изображения;

- научить выделять значимые, существенные признаки;

- развивать активный и пассивный словарь.

Дидактический материал

Проводить коррекцию зрительного восприятия в данном направлении мы предлагаем по учебно-методическому пособию И.Н.Лебедевой «Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине.», включающей в себя игры и упражнения на восприятие и понимание картин, конспекты занятий, направленных на обучение детей рассказыванию по картине. [Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Под ред. Проф. Л.Б.Баряевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.В.Баряевой, 2009. – 175 с.]

  1. Развитие зрительного восприятия посредством узнавания недорисованных изображений

Цели:

- развитие восприятия зрительного образа объекта;

- развитие возможностей образного «дорисовывания» изображения

Дидактический материал

        Для решения поставленных целей мы предлагаем использовать следующие упражнения: «Раскрась вторую половинку», «Дорисуй и раскрась», «Дорисуй геометрические фигуры».

  1. Развитие способности узнавать контурные, зашумленные, наложенные изображения, выделения объектов из общего фона

Цель:

- развить способность узнавать и соотносить с реальными картинками контурные изображения;

- развивать способность узнавать зашумленные изображения;

- развивать способность узнавать наложенные изображения;

- развивать способность выделять объекты из общего фона

Дидактический материал

Наталья Пылаева. Татьяна Ахутина «Учимся видеть и называть» Методика развития зрительно-вербальных функций у дошкольников. Рабочая тетрадь. (Лист 21,22)

  1. Развитие зрительного восприятия формы и цвета

Цель: развитие зрительного восприятия формы и цвета.

Дидактический материал

Д\игра «Раздели на группы»

Даны геометрические фигуры, отдельно надо отобрать треугольник, квадрат,

круг, отдельно фигуры по цвету, форме и т.д.

  1. Развитие возможности вставки части в целое

Цель: развитие зрительного анализа и синтеза

Дидактический материал

Дидактическая игра «Залатай коврик»

Залатать на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и

заплаты не отличались.

БЛОК II: Коррекция зрительного внимания у дошкольников с ОНР

В ходе исследования характера нарушений зрительного внимания было выявлено, что пять  дошкольников с ОНР находятся в средней группе риска проявления оптической дисграфии, обусловленной нарушением зрительного внимания. Было выявлено, что дети данной категории нуждаются в коррекции зрительного внимания по следующим направлениям:

- развитие устойчивости внимания;

- повышение уровня текущего контроля;

- повышение уровня концентрации внимания;

- повышение уровня развития произвольного внимания;

- повышение уровня упреждающего контроля.

Дидактический материал

1. Игры «Лото» и «Домино».

 2.Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. 3. Игра «Разведчики». Ребенку предлагают рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

4. Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек». Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

5. Игра «Найди отличия». Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.

6. Игра «Нанижи бусинки». Ребенку предлагают образец или схему нанизывания бус (например: -ОХОХОХО-, -ОООХХ- ХООО-, - ООХХОХОХХОО-), нитку или проволоку, бусинки. Ребенок собирает бусы. 7. Игра «Срисуй по клеточкам». Ребенку дают лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

 8. Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом, в случае затруднения — пальцем или карандашом.

9. Игра «Дорисуй». Ребенку нужно назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.

10. Игра «Назови предмет». Ребенку дают рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

12. Игра «Зачеркни». Ребенку предлагают таблицу, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

БЛОК III:Коррекция зрительной памяти у дошкольников с ОНР

Цель: расширить объем памяти.

Дидактический материал

  1. Игра «Что изменилось?»
  2. Игра «Вспомни и нарисуй».
  3. «Опиши соседа».
  4. «Дорога домой».
  5. «Мемори». Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и, если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры - набрать как можно больше парных фишек.

БЛОК IV: Коррекция зрительной-моторной координации у дошкольников с ОНР

Цель: развивать у детей зрительный анализ и синтез, графомоторные навыки.

Дидактический материал

Дидактическое пособие для развития зрительно-пространственных функций и графомоторных навыков у детей. [Готовимся к овладению письмом. Тетрадь1. Дидактическое пособие для развития зрительно-пространственных функций и графомоторных навыков у детей / Л.В.Лопатина, Е.А.Логинова, В.Е.Липакова. – СПб.: «Издательство «Корона.Век», 2011. – 32 с.]

БЛОК V: Коррекция пространственной ориентировки у дошкольников с ОНР

В ходе исследования характера нарушений пространственной ориентировки было выявлено, что восемь  дошкольников с ОНР находятся в средней группе риска проявления оптической дисграфии, обусловленной нарушением пространственной ориентировки..

Было выявлено, что дети данной категории нуждаются в коррекции пространственной ориентировки по следующим направлениям:

- коррекция нарушений в ориентировке в пространстве собственного тела;

- коррекция нарушений в ориентировке на листе бумаги;

- коррекция нарушений квазипространственных представлений.

  1. Развитие пространственной ориентировки в пространстве собственного тела

Цель: научить ребенка ориентироваться в пространстве собственного тела

Дидактический материал

Игра в «солдатики»

Инструкция: игру можно проводить в группе и на улице во время прогулки.

По приказу «командира» – взрослого «солдатик» – ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т.п. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

Игра «У кого длинный хвост»

Дети образуют круг. Воспитатель называет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно. Могут быть названы такие животные: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий), овца (короткий), тигр(длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осел (длинный), белка (длинный) и т.д.

Логопед поднимает руку во всех случаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

  1. Развитие сформированности ориентировки на листе бумаги.

Цель: сформировать умение ориентироваться на листе бумаги.

Упражнение «Почта»

Разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку и т.п.) по адресу, например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать с наиболее простых адресов, заканчивая сложными. Если ребенок испытывает затруднения, можно начать игру в «почту» с цельного листа бумаги: «Нарисуй рыбку в верхнем левом углу» и т.п.

Игра «Поиск клада».

Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность ребенка словами «горячо – холодно», а также «левее – правее», «выше – ниже» и т.п. Игра «Левее –правее».

Это вариант игры «Горячо – холодно». Наряду со словами «горячо – холодно» говорим «левее – правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.

  1. Развитие квазипространственных представлений по вертикальной и горизонтальной оси

Цель: развить квазипространственные представления по вертикальной и горизонтальной оси на экспрессивном и эмпрессивном уровнях.

Дидактический материал

Методическое пособие: Развитие пространственных представлений у школьников с нарушениями речи. [Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у школьников с нарушениями речи. – М.: Национальный книжный центр, 2021. – 46 с.]

Упражнение «Справа –Слева»

Цель: Развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию, развитие внимания.

Материал: Мяч.

Проведение: С детьми обсуждается, что такое справа, слева, впереди, сзади.

Бросая мяч, ведущий называет предмет, находящийся в комнате. Ребенок, поймавший мяч, говорит, как этот предмет расположен в пространстве, относительно него (шкаф – справа, стол – слева).

Ведущий бросает мяч и говорит: «Справа», а дети называют те предметы, которые находятся справа.

 Упражнение «Догадайся, что на рисунке»

Цели: развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических форм) и соответствующих понятий.

Материалы: специальных материалов не требуется.

Процедура проведения: Ведущий описывает детям рисунок (какое-либо простое изображение) следующим образом: Я сейчас расскажу вам о том, что нарисовал художник, а вы постарайтесь догадаться, что это.

1. «Художник нарисовал большой квадрат, внутри него – квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест-накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник острием вверх. Что это?»

2. «Художник нарисовал овал, вокруг этого овала он нарисовал несколько овалов длиннее, чем первый. От овала, который в центре, провел длиннуючерту вниз, от этой линии вправо и влево провел по одной короткой линии и пририсовал к ним небольшие треугольники с двумя закругленными углами и одним острым. Острый конец треугольников находится дальше от длинной линии, чем их закругленные углы. Что нарисовал художник?»

Таким образом, ведущий предлагает участникам 3-4 описания простых рисунков. Если дети легко справляются с заданием, можно предложить им самостоятельно загадать изображение любого предмета и описать его остальным, с тем чтобы другие участники догадались, о каком предмете идет речь.

БЛОК VI: Коррекция конструктивного праксиса

В ходе исследования характера нарушений конструктивного праксиса было выявлено, что четыре  дошкольника с ОНР находятся в средней группе и один ребенок в высокой группе риска проявления оптической дисграфии, обусловленной нарушением конструктивного праксиса.

Было выявлено, что дети данной категории нуждаются в коррекции конструктивного праксиса по следующим направлениям:

- коррекция нарушений синтеза на предметном уровне;

- коррекция нарушений в конструирование по образцу.

Цель:

- учить детей соотнесению частей и целого и их пространственной координации, то есть синтеза на предметном уровне.

- развивать конструктивный праксис

Дидактический материал

Упражнение «Головоломки»

Возьмите большую картинку из журнала или цветную карту и зигзагами разрежьте ее на большие куски, чтобы сделать головоломку. (Если у вас есть время и настроение, сначала наклейте картинку на картон или на плотную бумагу, а потом уже вырезайте.) Пусть ребенок постарается как можно быстрее правильно собрать кусочки, составив первоначальное изображение. Если ребенку понравилось это занятие, то, когда он станет постарше и сможет управляться с большим количеством кусочков, заведите для него специальный столик, на котором недособранные головоломки могли бы дожидаться своего часа.

Дидактическая игра «Составь фигуры по образцу»

Цель: развивать пространственное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового оборудования для развития графомоторной функции у детей старшего дошкольного возраста.

Материал для родителей. Данные рекомендации могут использовать родители для выполнения домашних заданий логопеда в интересной игровой форме в домашних условиях....

Особенности физического развития функции равновесия детей старшего дошкольного возраста.

Особенности равновесия детей старшего дошкольного возраста. Способы развития равновесия....

Картотека по развитию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (часть 1).

Занимательные упражнения способствуют развитию мелкой моторики,готовят руку дошкольника к письму....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

«Развитие фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Развитие фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста»...

Кейс №1 "Игровые задания на развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста."

Игровые задания для детей старшего дошкольного возраста на развитие речи,  внимания, памяти, мышления....