Коррекция эмоционально – волевой сферы дошкольников
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Куликова Виктория Анатольевна
Коррекция
эмоционально – волевой сферы
дошкольников
 
Коррекция
эмоционально – волевой сферы
дошкольников
 
 
Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека,
характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
Эмоции в строгом значении слова - это временное переживание какого-
либо чувства. Чувства возникают и проявляются по отношению к
определенным объектам: людям, предметам, событиям. Настроение
накладывает существенный отпечаток на поведение. Настроение может
как стимулировать, усиливать, так и подавлять, расстраивать
деятельность человека.
Воля - сознательная саморегуляция поведения.
 
 
Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека,
характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
Эмоции в строгом значении слова - это временное переживание какого-
либо чувства. Чувства возникают и проявляются по отношению к
определенным объектам: людям, предметам, событиям. Настроение
накладывает существенный отпечаток на поведение. Настроение может
как стимулировать, усиливать, так и подавлять, расстраивать
деятельность человека.
Воля - сознательная саморегуляция поведения.
 
 

Коррекция эмоциональной - волевой сферы дошкольников

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекция эмоционально – волевой сферы дошкольников

Слайд 2

Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Эмоции в строгом значении слова - это временное переживание какого-либо чувства. Чувства возникают и проявляются по отношению к определенным объектам: людям, предметам, событиям. Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение. Настроение может как стимулировать, усиливать, так и подавлять, расстраивать деятельность человека. Воля - сознательная саморегуляция поведения.

Слайд 3

Факторы, влияющие на развитие эмоционально – волевой сферы дошкольника Развитие эмоционально-волевой сферы личности происходит под воздействием внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок. Факторами внутреннего воздействия – темперамент, наследственность, особенности физического развития.

Слайд 4

Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей: несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду; нарушение режима дня; избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки); желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту; неблагополучное положение в семье; частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так; снижение двигательной активности; недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Слайд 5

Развитие эмоционально-волевой сферы личности соответствует основным этапам её психического развития: В возрасте от 0 до 3 лет (период раннего детства) доминирует соматовегетативный тип реагирования. Состоянии дискомфорта или недомогания у ребенка до 3 лет проявляется в общей вегетативной и повышенной эмоциональной возбудимости, которые могут сопровождаться нарушениями сна, аппетита, желудочно - кишечными расстройствами. В возрасте от 3 до 7лет (дошкольный возраст) Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических. Наиболее выражены данные особенности в периоды связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам 3- 4 и 7 лет. В период возрастного кризиса 3- 4 лет преобладают реакции оппозиции, протеста, упрямства как одного из вариантов негативизма, которые протекают на фоне повышенной эмоциональной возбудимости, обидчивости, плаксивости. Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции.

Слайд 6

Характеристика основных нарушений эмоционально - волевой сферы В дошкольном возрасте дети отличаются впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость.

Слайд 7

В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений: расстройства настроения; расстройства поведения; нарушения психомоторики. Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: - с усилением эмоциональности и - ее понижением. К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.

Слайд 8

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно - агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

Слайд 9

Психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы игровая деятельность (игры-тренинги, сюжетно-ролевые, дидактические, оздоровительные игры, игры-драматизации); Одна игра или упражнение проводятся в течение недели. Продолжительность – 15–20 мин. Это позволит закрепить формируемые поведенческие навыки и развить психические функции. Игры можно проводить в первой и во второй половине дня, на прогулке, в свободное время, в перерывах между образовательной деятельностью. физическое развитие (физкультминутки, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз, психогимнастика , су- джок терапия); музыкальная терапия; песочная терапия; арт-терапия ; сказкотерапия ; релаксация.

Слайд 10

Алгоритм развития эмоционально – волевой сферы детей: 1 шаг : Знакомство с эмоциями (по фотографиям, сюжетным картинкам, пиктограммам, цветам). 2 шаг : Психологические этюды, упражнения, подвижные игры, направленные на развитие различных чувств и эмоций, на развитие умения понимать чувства других людей, развитие способов поднятия настроения: «Ласковый котёнок», «Побежали», «Старик-боровик», «Бумажные мячики», «Живая шляпа», «Море волнуется». 3 шаг : Минутки изобразительной деятельности, когда дети прорисовывают все знакомые эмоции, рисование своего настроения, настроения соседа, настроения взрослых и т.д. 4 шаг : Чтение, беседы, вопросы по прочитанному, создание проблемных ситуаций, считывание эмоциональных состояний литературных героев при помощи пиктограмм. Для каждого героя самостоятельно подобрать соответствующую пиктограмму. 5 шаг : «Тренируем» свои эмоции. С помощью зеркала дети учатся проявлять и контролировать эмоции. 6 шаг : Творческие задания, игры-миниатюры, участие в театрализованных представлениях.

Слайд 11

Сотрудничество с родителями (законными представителями) и педагогами Анкетирование родителей: «Особенности эмоционального развития ребёнка» Консультации для родителей: «Как с помощью рисунка победить страх», «О чём расскажет детский рисунок», «Как научить ребёнка преодолевать негативные эмоции», «Как понимать и слушать ребёнка», «Как помочь детям с нарушениями в эмоциональной сфере ( агрессивные дети, тревожные дети) Электронные консультации, презентации для родителей на сайте Презентации и выступления на родительских собраниях: «Как облегчить адаптацию», «Кризис 3 лет», «Возраст почемучек», «Правила общения в семье». Консультации для педагогов ДОУ: «Основные показатели изменений в поведении ребёнка в период адаптации к ДОУ. Условия успешной адаптации» «Значение цвета в детском рисунке», «Как помочь застенчивому ребёнку», «Игры на развитие умения понимать чувства свои и других людей», «Развитие эмпатических способностей детей в процессе общения», «Психологический уголок в детском саду», «Особенности взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями развития социально-эмоциональной сферы», «Неуверенные, застенчивые дети. Как им помочь?», «Особенности взаимодействия с агрессивными детьми», «Как помочь ребёнку справиться со своими страхами?»

Слайд 12

Задание «Сиамские близнецы» Цель : научить гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия. Разбиться на пары, встать плечом к плечу, обнять друг друга одной рукой за пояс. Правая нога стоит рядом с левой ногой партнёра. Теперь Вы – сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Чтобы «третья нога» действовала «дружно», её можно скрепить либо верёвочкой, либо резинкой. Походить по комнате; присесть; порисовать; попрыгать; похлопать в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в рамках песочной терапии"

предлагаемый опыт работы содержит в себе рассмотрение проблемы эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста и конспекты занятий по гармонизации эмоционально-волевой сферы...

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Коррекция эмоционально–волевых нарушений у детей — это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у дет...

Методические рекомендации по коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников

К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Усп...

: Педагогический совет « Психолого-педагогические технологии коррекции эмоционально – волевой сферы дошкольников с ОВЗ

Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ - это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным  ее направлением является смягчение эмоционального дискомфор...

Деловая игра Сказкотерапия как метод коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников

Цель: Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах использования метода сказкотерапии Задачи: 1. Развитие творческих способностей, навыков моделирования. 2. Формирование умения ра...

Программа коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-6 лет с ЗПР «Все вместе»

В данной методической разработке представлена подробная программа работы педагога-психолога с детьми 5-6 лет с ЗПр направленная на корекцию эмоционально-волевой сферы. Представлены формы и методы рабо...