Театрализованная деятельность в работе с детьми с ЗПР.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Голубева Анастасия Николаевна

Театр – это прежде всего сказка, а каждая сказка имеет нравственную направленность. Через сказку ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, учится различать добро и зло, подражает любимым героям…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_zpr_na_sayte.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в работе с детьми с ЗПР.

Театр – это прежде всего сказка, а каждая сказка имеет нравственную направленность. Через сказку ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, учится различать добро и зло, подражает любимым героям…

Театр в детском саду – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребёнку деятельность, а с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития ребенка.

Взаимодействуя с другими персонажами, ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнеров, учится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его, происходит обогащение чувств и эмоций, ребенок переживает за героев сказки, «проживает» их жизнь. Театр раскрывает внутренний мир ребенка, снимает груз «зажатости», раскрепощает самых застенчивых детей.

Тем самым театрализованная деятельность помогает формированию у детей более устойчивой эмоционально-волевой сферы; ребёнок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от текущего действия.

В процессе отработки диалогов персонажей активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, интонация и выразительность речи, дети учатся выстраивать диалоги и использовать их в различных ситуациях. Таким образом, можно сказать о том, что театрализованная деятельность позволяет комплексно преодолевать проблемы и развивать речь детей.

На сцене ребёнку приходится сосредотачивать внимание и сравнительно долго удерживать его, что способствует развитию произвольности внимания, умения концентрироваться на определенном эпизоде.

Не менее важным является формирование в дошкольном возрасте произвольной памяти. Дети запоминают текст своей роли, последовательность действий, знают, когда приходит их очередь вступать в диалог.

Но, чтобы ребенок дошкольного возраста проявил театральное творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Для этого можно использовать следующие методы и приемы:

Для обогащения детей впечатлениями – использовать чтение и обсуждение художественной литературы разных жанров, беседы, наблюдения, проведение экскурсий, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, прослушивание аудиозаписей, просматривание отрывков из разных театральных постановок, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, рисование иллюстраций

Для развития сценических умений и навыков –использовать игры-этюды, игры-загадки, пантомимы, игры, направленные на развитие мимики лица, игры-драматизации, театрализованные игры, подвижные игры имитационного характера, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, совместное с детьми составление плясок, драматизация песен, подыгрывание на музыкальных инструментах.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Для этого необходимо создать развивающую среду в группе: оборудовать театральный уголок, изготовить полифункциональные ширмы и декорации, оформить различные виды театров, изготовить элементы костюмов для театральных представлений, создать условия для моделирования, поиска к экспериментированию.

Необходимо заметить, что у детей с ЗПР преобладает наглядно-действенный образ мышления, поэтому совместное участие педагога в играх является необходимым условием.

Дети испытывают трудности при передаче обобщенных эмоциональных состояний образа (радости, печали, удивления и др.). Для решения этой проблемы необходимо привлекать к совместной деятельности педагога-психолога, музыкального руководителя. Необходимо проводить игровые задания. В этой планомерной работе у детей развивается эмоциональная сфера, дети начинают сочувствовать персонажам, сопереживают разыгрываемым событиям, у них развивается эмпатия, т. е. способность распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место героя в различных ситуациях.

Таким образом, в театрализованной деятельности решаются многозначные задачи развития и коррекции формирования личности ребенка. Можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития личности ребенка и его творческих способностей и утверждать необходимость и целесообразность ее осуществления со всеми воспитанниками, независимо от их психических, умственных и физических данных. Воспитание творческих способностей дело не простое. Оно требует внимания, любви и уважения к подрастающему поколению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми

Материал подготовлен на основе опыта работы по театрализованной деятельности с детьми в разных возрастных группах....

«Театрализованная деятельность в работе с детьми старшей группы»

Цель проекта: Создать  условия    для развития    творческой   активности  детей   в театрализованной    деятельности,...

Театрализованная деятельность в работе с детьми в группе заикания.

В статье освещается опыт работы по использованию разных видов театрализованной деятельности в группе заикания. Представлен материал в соответствии с периодами вспомогательной речи:ограничения речи и т...

Театрализованная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Значение театрализованной деятельности в жизни младших дошкольников...

Развивающие возможности театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...