Буклет. Главные правила работы с детьми с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике

Главные правила работы с детьми с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_zaderzhka_v_psihicheskom_razvitii.docx440.24 КБ

Предварительный просмотр:

1. Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.

Необходимо учитывать потребности ребенка-дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками.

2. Многократное повторение материала на занятиях.

Дети с ЗПР нуждаются в большом количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях

3. Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.

Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

Общаясь c детьми, необходимо построить с ними доверительные отношения. Поэтому, разговаривая с ребёнком, чаще надо приседать перед ним, чтобы общение происходило “глаза в глаза”. Общаясь с воспитанником необходимо всегда называть его по имени, так как это свидетельствует о заботе взрослого о ребёнке.

4. Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.

У ребенка с ЗПР эмоциональное состояние характеризуется истощаемостью организма из-за умственных нагрузок, трудности возникают при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения;  ребенок не может выделить признаки сходства; обобщение проводит на интуитивно-практическом уровне, словесно не обозначая выделяемые понятия; восприятие недифференцированное, неспособность к длительному напряжению и концентрации внимания, затруднения в запоминании вербальной информации, фонетико-фонематическое недоразвитие речи: дефекты звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия; не сформированы устойчивые способы самоконтроля и самооценки.

5.Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Подача учебного материала должна быть спокойной, медленной, с многократным повтором основных моментов.

6. Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.

Это необходимо потому что у ребенка с ЗПР проявляется незрелость функционального состояния центральной нервной системы.

7. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.

Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

8.Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.

Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.

9. Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.

Наглядное и игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР.

10. Речь самого педагога должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

Важное значение имеет мягкий доброжелательный тон педагога, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. 

11. Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.

Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.

12. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.

Для выполнения заданий детям с ЗПР недостаточно организующей помощи. Поведение детей реактивное, они не осознают задание, не стремятся к получению объективно заданного результата, в вербальной форме предстоящую деятельность не программируют. Пытаются контролировать и оценивать свои практические действия, но в целом саморегуляция на всех этапах деятельности отсутствует. Нужно приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер. 

13. Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.

Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы, развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе. Необходимо различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помнить, что нет плохих детей, а есть плохое поведение. Необходимо стараться помочь ребёнку оценить своё поведение, поступки, действия. В беседе с ребенком, необходимо стараться подвести его к тому, чтобы он сам оценил свой поступок: “Ты хороший, но поступил не совсем правильно”.

14. Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.

    Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других. В общении c ребёнком необходимо избегать сравнений со сверстниками, так как эти дети испытывают неуверенность в себе, и болезненно реагируют на это, считают, что их не любят. Лучше сравнить поведение ребёнка вчера c его поведением сегодня.

дома. Внимательно относиться к запросу.

    В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна.

    

ПОМНИТЕ! Родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями!

С уважением, учитель-дефектолог Письменная Анна Андреевна

Детский сад «Медвежонок

Главные правила работы с детьми с задержкой психического развития

г. Надым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"

В презентации рассмотрены вопросы  задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы  и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...

Психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития

Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна   Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна...

СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если  малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...

Сказкотерапия как форма работы с детьми с задержкой психического развития

Консультация для работы с детьми с задержкой психологического развития. Данный материал поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников....

перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по следующим разделам: изобразительная деятельность и конструирование....

«Сказкотерапия - как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

Тема: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития» Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическ...

«Сказкотерапия - как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

Тема: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития» Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическ...