Особенности работы по формированию фонематических процессов у детей с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Степанова Ольга Федоровна

Особенности работы по формированию фонематических процессов у детей с ЗПР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Особенности работы по формированию фонематических процессов у детей с ЗПР

Учитель -дефектолог Степанова .О.Ф

Уважаемые коллеги. Не для кого не секрет, что формирование и развитие фонематических представлений в дошкольном возрасте является важным этапом подготовки детей к успешному школьному обучению. У детей с нарушениями психического и речевого развития возникают стойкие трудности в усвоении звуковой системы языка, поэтому работа по ее развитию и формированию ведется по специально разработанным программам и технологиям, помогающим дошкольникам успешно овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками.

В последнее время количество детей с задержкой психического развития неуклонно увеличивается, и именно они составляют подавляющее количество неуспевающих в школе.

Какие основные нарушения можно отметить у таких детей?

Это нарушение формирования фонематических процессов, общая «смазанность» речи, недостаточная ее выразительность и четкость. Их непонятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля.

Всем нам хорошо известно, что хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива.

Учеными доказано, что еще до рождения дети слышат и реагируют на звуки внешнего мира по-разному. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации. Т.е. первичный фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения. Уже к двум годам в норме дети должны хорошо дифференцировать слова, различающиеся друг от друга только одной фонемой. К специальному его формированию приходится прибегать только в случаях нарушений развития речи.

Нарушения в формировании фонематического слуха у детей с ЗПР носят вторичный характер. Медики и физиологи объясняют это функциональной незрелостью отделов головного мозга, «ответственных за анализ сенсорной информации, связанной с речью.

Исходя из выше сказанного, хочу сказать, что работа в группе для детей ЗПР носит коррекционно-развивающий характер, направленный на преодоление существующих нарушений и распределена между педагогами.

По результатам диагностики на начало учебного года было выявлено, что практически у всех детей наблюдается низкий уровень звукопроизношения и развития фонематического слуха.

Дети в нашей группе затрудняются в выполнении упражнений по различению слов, близких по своему звучанию (на материале картинок), по подбору картинок на заданный звук, по узнаванию слогов и т. д. У некоторых детей были отмечены нарушения четкости артикулирования во время речи и невнятная в целом речь.

Всё это не позволяет формироваться четкому слуховому восприятию, тат как дети не контролируют свое звукопроизношение.

Основной формой воздействия на детей нашей группы являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия с детьми провожу я, как учитель-дефектолог и воспитатели группы .

Дети нашей группы очень часто бывают пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому, мы стараемся постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры…такие как Послушай и скажи" ."Выбери картинку" "Найди ошибку"

Работа над развитием фонематического слуха ведётся в процессе специальных игр и упражнений «Угадай ,что звучит» «Угадай, чей голос?».. «Придумай слова».

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Главная задача , которую я ставлю перед собой, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Большую роль я отвожу играм, способствующим развитию слухового восприятия, которые помогают детям ориентироваться в окружающем их пространстве, создают возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т. п…….. Достаточно вспомнить, что по звуку можно определить приближение транспорта, направление его движения, сигнал тревоги, приближение грозы, по голосу можно различать своих и чужих людей, и сразу становится понятным, какое значение имеет слуховое восприятие. У детей с задержкой психического развития формирование слухового внимания, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. А в дидактических играх эта сторона развития может быть значительно скорригирована.

Таким образом, игры и упражнения по развитию фонематического восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у детей с задержкой психического развития.

Так же в своей работе по формированию фонематического восприятия я использую разнообразные здоровьесберегающие технологии:

Основные задачи :
- снять усталость и напряжение;

- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Кинезеологические упражнения (сочетания речи с движениями рук). Эти упражнения развивают межполушарные связи, улучшают память и концентрацию внимания. Они направлены на развитие точности движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое. Такие упражнения мы используем не только на занятиях, но и во время различных режимных моментов.

Самомассаж пальцев рук с помощью тренажера «Су – Джок». Стимулирует речевые зоны коры головного мозга. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.
Зрительная гимнастика. Главной ее целью является профилактика расстройств, при нагрузке на глаза. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. А однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.
Психогимнастические упражнения снимают напряжение, позволяют участникам раскрепоститься, дают возможность переключиться с одной темы на другую, не уставать, поддерживать хорошее рабочее состояние в течение всего занятия:
Сказкотерапия, куклотерапия создают благоприятный психологический фон на занятии.
Песочная терапия. Игра с природным материалом успокаивает детей, расслабляет (снижает мышечный тонус).
Пальчиковый театр способствует Развитию воображения, мелкой моторики, речи.
Мимические упражнения, улыбкотерапия. Эти упражнения способствуют созданию благоприятного психологического климата на занятиях, устранению отрицательных эмоций и снятия невротических состояний. Дети обучаются приемам мышечного расслабления. При мимических упражнениях у детей улучшается работа лицевых мышц.
Преимущества использования здоровьесберегающих технологий: прослеживается повышение качества знаний и умений детей, быстрее развивается фонематическое восприятие, так как многие упражнения активизируют несозревшие клетки коры головного мозга. Так же у детей начинают формироваться необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)является основополагающим направлением в работе всех педагогов группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников "

Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРИгровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРОдной из основных задач любого д...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

В данной работе предложены методы и приемы коррекционно-педагогической работы для  развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня....

Приёмы работы по формированию фонематических процессов у детей логопатов дошкольного возраста.

В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова....

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания де...

Консультация для логопедов "Схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи"

В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы (консультация дл...

Перспективный план работы по формированию фонематических процессов у детей с ОНР через систему специальных игр и игровых упражнений.

Этапы работыЗадачиНазвание игрыЦельОборудование1узнавание и различение неречевых звуков«Скажи, что ты слышишь»Развитие слухового вниманияЗвуки окружающего мира (шорох листвы, щебет птиц..)...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Для преодоления фонетико- фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, постро...