КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
методическая разработка по логопедии на тему

Мальцева Инна Ивановна

В данной работе предложены методы и приемы коррекционно-педагогической работы для  развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Учитель-логопед Мальцева И.И.

        Логопедическая работа, направленная на формирование фонематических процессов является необходимой для дальнейшего становления устной речи и подготовки детей к усвоению грамоты.

Подготовительным этапом к данной работе является коррекция звукопроизношения у детей, а также формирование у них четких акустико-кинестетических образов звуков с опорой на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произнесения ненарушенных звуков.

Следующей ступенью развития фонематических процессов у детей является формирование четкого слухового образа звука и механизма сравнения звуков речи, которые достигаются в процессе формирования умений:

          1) выделять звук на фоне других речевых звуков, слога, слова;

        2) выделять слово с заданным звуком из предложения;

        3) запоминать и воспроизводить звуковой ряд;

        4) воспроизводить звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса, ударением, предлагаемыми логопедом;

        5) выполнять элементарный звуковой анализ и синтез:

          • выделять ударный гласный из начала слова;

        • анализ звукового ряда типа АУ, АУИ;

        • анализ обратных слогов, выделение последнего согласно из слова типа

             МАК, КОТ;

        • преобразование слогов путем изменения одного звука;

        • определение места звука в слове;

        • выделение гласного звука в положении после согласного;

        • анализ и синтез прямого слога типа СА, СО, СУ.

        Предлагаемая система игр и игровых упражнений направлена на формирование фонематических представлений у дошкольников с ОНР III уровня.

В разработке содержания и последовательности коррекционной работы я опиралась на методику Т.Б.Филичевой и Г.В.Чикиной.

Игры на развитие фонематических процессов

1. Выделение звука на фоне других речевых звуков.

«Поймай звук»

1. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук А».

   Логопед произносит группу гласных звуков – [а, о, у, и, ы, а, э].

2. Инструкция: “Подними красный кружок, когда услышишь звук А” (зеленый кружок – звук И, желтый кружок – звук У).

Логопед повторяет группу гласных звуков – [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и].

3. Инструкция: “Подними руку, когда услышишь звук М”.

Логопед произносит группу согласных звуков –  [н, п, м, т, к, м, н, к].

2. Выделение звука на фоне слога.

«Звук спрятался».

Инструкция: «Подними флажок, если услышишь звук С».

Логопед произносит ряд слогов – ПА, КА, СА, МА, ДА ВА, ГА.

Примечание: слоги не должны включать оппозиционные звуки и предъявляются с одинаковыми гласными.

3. Запоминание и воспроизведение слоговых рядов.

«Волшебные слова».

Логопед предлагает ребенку повторить сочетания из 2-х – 3-х слогов, состоящих из правильно произносимых звуков, типа ТА-АТ. ПУ-УП-ПУ и т.д. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку (картинку). Постепенно ряды слогов удлиняются и варьируются (прямые и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые).

4. Выделение звука на фоне слова.

1. «Поймай звук».

Инструкция: «Хлопните в ладоши, если услышите звук Т».

Речевой материал: танк, туфли, выгон рама, бинт, бант, песок, кит.

2. «Чудо дерево».

Инструкция: «Украсьте чудо-дерево картинками, в названии которых есть звук А».

Материал: предметные картинки (автомат, альбом, кит, кот, пион, антенна, айва, автомобиль); пособия «чудо-дерево».

 3. «Лото».

Перед детьми на столах раскладываются цветные кружки и карточки с изображением 4-х предметов. Логопед произносит названия предметов и предлагает детям выбрать те картинки, в названии которых есть заданный звук (например, [у]), назвать их и накрыть цветным кружком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения.

«Помоги Незнайке».

Инструкция: «Помогите Незнайке выделить из предложения слова, включающие звук Т».

Речевой материал: Кот ловит мышей и крыс. Мальчик купил билет в кино. Самый большой в океане – кит. У слона длинный хобот.

6. Дифференциация слов-квазиомонимов.

1. «Парочки».

Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок.

Инструкция: «Покажи, где, например, ложки-рожки».

Речевой материал: лук-люк, бочка-почка, тачка-дачка, круг-крюк, крыса-крыша речка-редька, коза-коса, трава-дрова, уголь-угол, нос-нож.

2. «Чем отличаются?»

Логопед предлагает детям сравнить пары слов по звучанию и определить, в чем их различие.

Инструкция: «Одинаковые слова или разные? Объясни их значение».

Речевой материал:  тень-день, удочка-уточка, мышка-мишка, коса-коза, дочка-точка, суп-зуб, рак-лак.

 3. «Разложи по порядку».

Инструкция: «Посмотрите на картинки. Я не буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть».

Речевой материал: мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи.

 4. «Найди пару»

Инструкция: «Посмотри на картинки у себя на столе и на доске. Ты должен подставить свою картинку к той, название которой звучит похоже».

Материал: предметные картинки: ком, дом, сук, лук, ветка, клетка, каток, платок, горка, корка.

7. Дифференциация слов и псевдослов.

 1. «Помоги Незнайке».

Логопед предъявляет попарно слово и псевдослов, различающиеся одной фонемой. Дети должны помочь Незнайке, выбрав из этой пары правильное слово.

Речевой материал: поезд-боезд, заяц-саяц, рицо-лицо, диван-тиван, щемодан-чемодан, зафетка-салфетка, лорона-ворона, лопата-вопата, шаба-жаба, вилка-филка.

2. «Одно и то же слово или нет?»

Логопед произносит попарно слово и псевдослово, различающиеся  одной фонемой, и предлагает детям определить одинаковые слова он произнес или разные. Если дети определяют слова как разные, то логопед задает вопрос: «А какое слово было правильным?»

Речевой материал: танк-данк, ноготь-моготь, живот-зивот, зара-жара, летер-ветер, сапог-щапог, цапля-тапля сампунь-шампунь, торога-дорога, зуб-жуб, бинокль-пинокль, себра-зебра, казета-газета, фонтан-вонтан.    

 3. «Светофор»

Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, подними красный флажок, если правильно – зеленый»

пальто, пайто, павто, парто, пальто

банама, панана, панама, памана, павама

мебель, мебей, мебер, небель, мебель

каштюм, кацтюм, костюм, казтюм, кастум

лебеди, вебеди, ребеди, леведи, лебеди

бумага, тумага, пумага, бумака, бубака

часка, тяшка, чашка, шашка, чащка

квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка

        Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение. Дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.

8. Определение правильности слова.

 1. «Исправь ошибку».

Детям предъявляются предложения с асемантичными звукосочетаниями, сходными по звучанию с хорошо знакомыми словами и предлагается назвать асемантичное слово и заменить его правильным вариантом.

В зоопарке живет полосатый дигр.

Я услышал мышиный биск.

У мальчика клетчатая гепка.

В лесу живёт вось.

На плите закипел тяйник.

Через реку построили новый ност.

По траве ползет зук.

У девочки красивый пант.

Мы смотрели интересный вильм.

Жебра есть траву и листья.

У Маши болит жуб.

Шофер держится за луль.

Цахар кладут в чай.

Танкисты сели в цанк.

В иголку продевают мить.

Я люблю яблочный щок.

Солнечный руч светит в окно.

У мальчика порвался щапог.

На болото прилетела сапля.

 2. «Исправь неправильное слово».

Инструкция: Замените неправильные слова правильными.

Речевой материал: пелка, щумка, заба, саяц, вебедь, несяц, зивот, ропата, гошка, теловек, жима, жаяц, шапог, рисица, цолома, марод, шаба, селёнка.

3. «Светофор».

Логопед в случайном порядке произносит асемантичные и правильные слова.

Инструкция: «Поднимите карточку красного цвета, если услышите неправильное слово, и карточку зеленого цвета, если услышите правильное слово».

Речевой материал: детрадь, секунда, састье, вебедь, торога, гино, ворона, морковь, город, сампунь, щеснок, чеплота, лошадь, тиван, цамолёт.        

4. «Так и не так» (игра с мячом).

Логопед произносит в случайном порядке асемантичные и правильные слова.

Инструкция: «Если услышите неправильное слово. Скажите: «Не так». Бросьте мяч и назовите правильное слово».

Речевой материал: летер, мебо, шиповник, цыпленок, диван, щумка, форона, зекунда, фиалка, шиница, саяц.

9. Развитие фонематического анализа.

 1. «Назови».

Инструкция: «Назови первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Юра, Игорь, Эля, Осип, Ася, Инга».    

2. «Назови первый звук» (игра с мячом).

Речевой материал: ум, утка, ухо, ах, ахать, Оля, умный, Аня, улица.

 3. «Найди картинки».

Логопед предлагает детям отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (например, [с]).

Речевой материал: пила, сарафан, собака, сок, сыр, луна, рыба, окна, самолет, кот, санки, стол.

 4. «Назови последний звук».

Логопед предлагает детям определить конечный звук в слогах или словах.

Речевой материал: ам, ом, ук, уп; сам, сом, сук, суп.

5. «Логопедическое домино».

Логопед раздает детям карточки с изображением предметов. Дети должны выложить цепочку из картинок, в которой каждый последний звук в слове, является первым в последующем слове.

Речевой материал: сук, кот, топор, рука, аист, танк, куст, таз.

6. «Цепочка».

Логопед называет слово (например, билет). Один из детей должен определить последний звук в слове и подобрать свое слово, начинающееся с этого звука. Дети и логопед составляют цепочку слов.

7. «Выбери картинку». 

Ребенку предлагается выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук.

 8. «Веселый поезд».

 Перед ребенком выкладывается изображение поезда с тремя вагонами. Логопед предлагает ему разложить картинки с заданным звуком (например, [т]) в три вагона: в первый вагон положить картинки, на которых изображены предметы, в названии которых звук находится в начале слова, во второй вагон – в середине слова, а в третий вагон – в конце слова.

Речевой материал: танк, туфли, тыква, тапки, кит, кот, бинт. Бант, охотник, утка, вата, батон.

 9. «Подбери слово». 

Логопед предлагает детям подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале (середине, конце) слова.

10. «Живые звуки».

Логопед предлагает детям превратиться в звуки. Дети выбирают себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети становятся в определенной последовательности, образуя названные слоги (УП, УТ и т.д.). Логопед может дать задание по преобразованию слога, изменяя один звук (УП-ОП-ОТ и т.д.).

Использование представленных методов и приемов в последующих этапах коррекционной работы поможет преодолеть фонематическое недоразвитие и эффективно подготовить детей к усвоению грамоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

В материале дается описание и этапы коррекционной  работы по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи....

Методическая разработка "Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников "

Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРИгровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРОдной из основных задач любого д...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Образовательная программа «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста», создана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (...

Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу

В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса....

Использование игровых технологий в коррекционной работе по формированию фонематических представлений у дошкольников с речевыми нарушениями

Статья об актуальности использования игровых технологий в корреклионной работе учителя - логопеда по формированию фонематических представлений  у дошкольников имеющих речевые нарушения. В статье ...

Этапы коррекционной работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной методической разработкет рассматривается поэтапное формирование фонематических процессов у дошкольников,  которое можно использовать для работы с дошкольниками как с нормальным онтогенез...

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи....