Игры для детей с нервозностью в поведении
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Картотека игр для детей с проявлениями нервности в поведении

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_s_nervnoznostyu_v_povedenii.docx311.14 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для детей с проявлениями нервности в поведении

Игры на развитие навыков общения

 «Недотроги»

Цель: повышение самооценки ребенка, развитие эмпатии в ходе игрового упражнения «Недотроги»

Ход игры: взрослый вместе с детьми в течении нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человека может символизировать Веселье, с изображением, например, двух одинаковых нарисованных конфет – Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество ребенка (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5 – 8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т.п.) все карточки. По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравиться и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку. Воспитатель тоже может принимать участие. Если есть опасение, что какой-то ребенок останется без карточки, воспитатель может предотвратить эту ситуацию, приклеив тому дошкольнику пиктограмму

«Слепой танец»

Цель: развивать доверие друг к другу, снять излишнее мышечное напряжение в ходе игрового упражнения «Слепой танец»

Ход игры: «Разбейтесь на пары. Одному из вас глаза завяжут - он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук (1-2 минуты). Потом дети меняются ролями. Если треножный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состоянии можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

«Волшебный стул»

Цель: повышение самооценки ребенка, улучшение взаимоотношений между детьми в ходе игрового упражнения «Волшебный стул»

Ход игры: в игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону и трон - он должен быть высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (и группе не более пяти-шести воспитанников); причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа о ею имени он сидит на тропе в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

«Рисунок в парах по очереди»

Цель: формирование умения преодолевать барьеры в общении, взаимодействовать с партнером, развивать чувство востребованности и творческие способности детей в ходе игрового упражнения «Рисунок в парах по очереди»

Материал: лист бумаги (формат А4), краски, карандаши.

Ход игры: педагог уточняет представления детей о партнерстве, взаимовыручке, востребованности. Они должны привести конкретные примеры. После этого предлагает двум детям на одном листе по очереди что-нибудь нарисовать; при этом 2 минуты отводится на то, чтобы дети договорились, что будут рисовать. Затем через каждые две минуты (по сигналу педагога) они передают лист соседу (восемь раз). После выполнения задания рисунок надо раскрасить (5 минут). Затем каждая пара рассказывает о своем рисунке, а педагог спрашивает детей, трудно ли было выполнять задания.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

«Настроение»

Цель: выявление эмоционального неблагополучия в группе, снятие тревожности посредством вербализации состояния в ходе игрового упражнения «Настроение»

Ход игры: участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«Солнечный зайчик»

Цель: эмоциональная разрядка, релаксационные компоненты в ходе игрового упражнения «Солнечный зайчик»

 Ход игры: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

«День и ночь»

Цель: развитие быстроты и ловкости детей, умение выражать свои эмоции, способствовать сближению детей в ходе игрового упражнения «День и ночь»

Ход игры: по желанию выбираются 7–8 детей (в зависимости от количества участников), они становятся в круг, берут друг друга за руки и высоко их поднимают, остальные дети свободно размещаются по игровому залу. По команде педагога «день» включается музыка, дети бегают по залу, пробегают сквозь круг. Педагог командует «ночь», дети в кругу опускают руки и стараются поймать детей, оказавшихся внутри круга. Пойманные дети присоединяются к тем, кто стоит в кругу, и игра продолжается. Педагог должен объяснить, что те, кто не стоит в кругу, не должны обходить круг стороной, иначе играть будет неинтересно.

«На ощупь»

Цель: формирование умения у детей доверительному отношению друг к другу, развитие закрепощенности в выражении эмоций в ходе игрового упражнения «На ощупь»

Ход игры: дети встают в круг и при помощи считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза шарфом или повязкой, и он становится в центр круга. Включается музыка, под нее дети водят хоровод вокруг водящего, пока воспитатель не скажет им остановиться при помощи определенного жеста или знака, например, взмаха рукой или слова «стоп». Тогда водящий подходит к первому попавшемуся ребенку и пытается на ощупь определить, кто это. Если он угадывает, то водящим становится угаданный ребенок, если водящий ошибается – он продолжает водить. Ребенок, которого пытается опознать на ощупь водящий, должен вести себя тихо, не смеяться, ничего не говорить, чтобы усложнить задачу водящему. Другие дети не должны подсказывать водящему. Один и тот же ребенок не должен оставаться водящим более 3 раз подряд. Эту игру следует проводить в группах с небольшим количеством детей, не более15человек.

ИГРЫ НА РЕЛАКСАЦИЮ

«Штанга»

Цель: расслабление мышц спины в ходе игрового упражнения «Штанга»

Ход игры: «Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола вытянутыми руками, приподнимите ее. Очень тяжело!.. Выдохните, штангу па пол, отдохните».

«Попробуем еще раз»

Цель: расслабление мышц рук и спины, дать ребенку возможность почувствовать себя успешным в ходе игрового упражнения «Попробуем еще раз»

Ход игры: «А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять? Бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы! Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Сосульки»

Цель: расслабление мышц рук в ходе игрового упражнения «Сосульки»

Ход игры: «Дети, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

B. Селиверстов

Правильно, это сосулька. Представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью и четвертую - уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»

«Шалтай - Болтай»

Цель: расслабление мышцы рук, спины и груди в ходе игрового упражнения «Шалтай – Болтай»

Ход игры: «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

C. Маршак

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево: руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняем корпус, тела вниз».

ИГРЫ НА СНИЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

«Танцующие руки»

Цель: создание для детей (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить спои чувства и внутренне расслабиться в ходе игрового упражнения «Танцующие руки»

Ход игры: «Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу, так чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза и, когда начнется музыка, обеими руками рисуйте по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы сможете посмотреть, что получилось» (2-3 минуты). Игра проводится под музыку.

«В гостях у морского царя (кинезотерапия)»

Цель: корректировка психоэмоционального состояния детей, способствовать снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, создание радостного настроения средствами свободного движения и воображения в ходе игрового упражнения «В гостях у морского царя (кинезотерапия)

Материал: коврики, магнитофон, аудиокассеты.

Ход игры: педагог выясняет у детей, что они знают о подводном мире. Спрашивает, какие движения характерны для морских обитателей, сравнивает эти движения с движениями существ, живущих на суше. Предлагает изобразить движения какого-либо морского обитателя, обсудить недостатки и достоинства изображенного. Затем под разную музыку дети изображают обитателей моря. В ходе занятия педагог интересуется, что нового дети узнали на занятии. Хвалит их за достижения.

«Рисование вдвоем»

Цель: развитие умения понимать себя и других, снять психическое напряжение, создание возможности для самовыражения, учить совместной, продуктивной деятельности в ходе игрового упражнения «Рисование вдвоем»

Материал: лист бумаги (формат A3), краски, карандаши.

Ход игры: педагог рассказывает детям о предстоящем задании, о том, чего от них требуется (соответственно задачам). Дети начинают выполнять задание, на это отводится 20-25 минут.

После окончания работы организуется выставка работ и обсуждение нарисованного, чувств и действий во время рисования.

«Рвем бумагу»

Цель: снижение эмоционального напряжения, состояния тревоги, обучение умению выражать свои эмоции в ходе игрового упражнения «Рвем бумагу»

Игровой материал: старые газеты.

Ход игры: упражнение проводится с одним ребенком. В начале игры педагог может, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он сам берет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр стола, говоря при этом ребенку, что размер кусочков не важен. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Педагог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре стола становится большой, взрослый предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате.

Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки горстями вверх.

Педагог может предложить родителям тревожного ребенка провести такую игру дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правила дорожные детям знать положено, знает вся моя семья и, конечно, я!" (спортивно-познавательная игра для детей 4-5 лет и их родителей по обучению безопасного поведения на улицах и дорогах)

Данная спортивно-познавательная игра направлена на закрепление у детей навыков безопасного, культурного поведения на дорогах, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.....

Игры и упражнения ,направленные на коррекцию поведения агрессивных детей

В данном материале описаны игры и упражнения,направленные на коррекцию поведения агрессивных детей...

Девиантное поведение. Использование «сказочной деятельности» для социализации поведения детей с отклонениями в поведении

Девиантное поведение - это устойчивое в данный период времени поведение человека, нарушающее общественные нормы и причиняющее ущерб окружающим и самому человеку, возникающее в процессе коммуникации....

Дидактическая игра для детей по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту

Дидактическая игра для детей по формированию у детейстаршего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту: "Исключение лишнего"Цель игры: найти карточку с источником опасности к...

Игры для детей по формированию безопасного поведения

ИГРА «СЕМЬЯ НА КУХНЕ»ИГРА «ГНОМЫ ФИОЛЕТОВОГО ЛЕСА УСТРОИЛИ ПОЖАР»ИГРА «МАША И САША УЧАТ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»ИГРА «МАША И САША НА ЗИМНЕЙ ПРОГУЛКЕ»...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...